Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ХОББИ >> ПОСЛЕДНИЕ БОЙСКАУТЫ

Тысячи москвичей колесят по стране в поисках странных для простых смертных сокровищ

Девизом этих людей вполне могло стать библейское: «ищите и обрящете». Что они ищут? Маленькие пластиковые контейнеры, набитые брелоками и зажигалками. Кто они? Это геокэшеры. Люди, проделывающие пути, которые и не снились искателям фамильных бриллиантов мадам Петуховой.

Начав играть в «Остров сокровищ» семилетними, нормальные люди к пятнадцати годам забывают правила этой захватывающей игры: разгадывать криптограммы, чтобы найти горстку стекляшек и камешков, кажется им вздорным занятием. А попробовав в отрочестве спортивное ориентирование, к моменту социальной зрелости многие забывают и про эту милую глупость: таскаться с компасом и картой по пересеченной местности, где, как известно, мхи и лишайники растут с северной стороны, - попросту лень. Остается туризм типа самолет - отель - пляж - автобусная экскурсия - all inclusive + бесплатный бар, если ultra.
Но может быть и иначе. Если, радикально повзрослев, в душе человек остался пионером-первопроходцем, искателем приключений, покорителем новых земель. Впрочем, точнее сказать, не «пионером», а «бойскаутом», ведь геокэшинг имеет американские корни.
Одним из первых в ряды «последних бойскаутов» в России вступил Дмитрий Коровин, старший менеджер департамента развития бизнеса компании «КОМСТАР». Сегодня он готов рассказать сообществу все об искусстве прятать и находить.

Дмитрий, каким образом геокэшинг попал в Россию?
Из США. GPS была создана как система навигации для американских вооруженных сил. Она сконструирована таким образом, что движущиеся по орбитам спутники покрывают сигналом всю поверхность Земли и способны передавать данные, необходимые для вычисления географических координат. Если вы движетесь по местности с GPS-приемником в руках, то на его экране отображаются физические координаты вашего местонахождения - широта и долгота.
Изначально система действовала только на территории США, в остальных странах она давала большую погрешность при определении координат: специальная поправка была введена американцами намеренно, чтобы системой не могли воспользоваться террористы. А в 2001 году поправка была отменена за ненадобностью, и GPS стала работать везде. Тогда-то в Америке и стала развиваться всемирная игра - так называемый Geocaching - www.geocaching.com. Geocaching, в свою очередь, вырос из игры Travel Bag, имеющей скаутские корни. А четыре года назад игра пришла в Россию.

Не без вашего участия, насколько я знаю.
Так получилось, что я создал один из первых в России сайтов по GPS-навигации - www.rus-roads.ru. Это было почти пять лет назад. Тогда я купил свой первый GPS-приемник. Про геокэшинг я ничего толком не знал, а использовал GPS для путешествий и трофи (езжу на внедорожниках по «грязи» с 1999 года), и на тот момент слыл знатоком GPS-навигации. В какой-то момент мой товарищ Андрей Заславский, активно интересовавшийся темой GPS, прочитал на одном из американских сайтов о геокэшинге и загорелся идеей создать такую игру в России. Мне поначалу это казалось дурацкой затеей: ну кто у нас будет играть в этот «Остров сокровищ»? Но Андрей настоял, и в начале апреля 2002 года мы заложили первый тайник. Повесили в Сети анонс о начале игры. И... бах! - неожиданно объявились конкуренты. Оказалось, что в Рунете уже существует геокэшерский сайт - его открыл буквально двумя неделями раньше Сергей Пуяндайкин. Нас тогда вызвали на «стрелку» - для «разборок»... Шучу, конечно. Сели, поговорили и решили объединить списки тайников, слив наши базы данных. Получился сайт российского геокэшинга - www.geocaching.su.

То есть в 2002 году сотни москвичей стали GPS-«кладоискателями»?
Ну, не сотни! В первый год я заложил три тайника, путешествуя по Костромской области, где ежегодно проходит недельный рейд «Сусанин-трофи». До меня еще несколько контейнеров заложили организаторы другого сайта. Кстати, самый первый тайник был сделан в Московской области и датирован 16 марта 2002 года - этот день теперь считается днем рождения геокэшинга в России. Всего в первый год получилось около полутора десятка тайников и столько же примерно игроков. А потом начался лавинообразный рост: в 2003-м в игре насчитывалось уже 150 тайников, к концу 2004-го - 500, а 2006 год в России мы встретили с более чем 1200 «кладами». Это не считая зарубежных geocaching.com - глобальное геокэшерское сообщество тоже создает тайники на территории России. Но российский сайт действует совершенно автономно, так как имеются концептуальные расхождения с американской игрой.

Поиск сокровищ
ГЕОКЭШИНГ (geocaching, от греч. geo - «земля» и англ. cache - «тайник») - увлекательная игра, в которую играют во всем мире. Это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой GPS-навигации (Global Positioning System). Чтобы участвовать в игре, необходим только спутниковый GPS-приемник - компактное бытовое устройство для приема навигационного сигнала с орбитальных спутников и определения позиции в любой точке Земли с точностью до нескольких десятков метров. Идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их координаты и сообщают о них в Интернете. Другие участники используют эти координаты и с помощью своих GPS-приемников ищут эти тайники. Отыскав «сокровище», игрок должен оставить запись о своем посещении в специальном блокноте, который является обязательным атрибутом тайника и содержит информацию и о самом «кладе», и о его посетителях. Сделав запись, игрок закрывает контейнер и помещает его на прежнее место, аккуратно замаскировав, чтобы следующие участники игры приложили не меньшие усилия для поиска «сокровища», а также, чтобы контейнер не был случайно найден и разорен. После - остается только написать о своем посещении в интернетовской гостевой книге тайника и поделиться на форуме впечатлениями от поездки.

Идеологические или технологические?
Идейные. В нашем понимании тайник обязательно должен иметь культурную ценность, и игроки очень ревностно следят за этим. Иностранцы же делают очень много «огородных кладов»: ехал лесом, березка понравилась, остановился, закопал контейнер. Присел на пенек перекусить - и там припрятал... У нас такие придорожные тайники удаляются сразу же: у «клада» должна быть смысловая нагрузка, т.е. тайник должен быть приурочен какой-либо достопримечательности. Человек, который будет его искать, должен ехать не коробку брать, а переживать некий опыт познания. Иначе неинтересно. Поэтому база данных тайников - не просто внутренний реестр, технический список, необходимый для игры, но и крупнейший банк данных о достопримечательностях России. Как общеизвестных, так и альтернативных, неформальных. У нас, например, довольно много «музейных» тайников. Их часто закладывают на территории мест культурного паломничества. Казалось бы, что здесь интересного? Кто не знает музей-усадьбу «Михайловское»? Но какой «белый воротничок», отработав пять дней, озадачится в пятницу: «а не съездить ли в «Михайловское», не послушать ли про Болдинскую осень?» Он скорее рванет в «Ашан», чем по пушкинским местам!
А тут у него появляется особый стимул, интрига. Человек играет. Он едет «брать тайник»! И в процессе получает знания. К примеру, достать координаты контейнера можно, только правильно ответив на некий вопрос, поставленный автором «клада». А ответ на вопрос можно получить - лишь прослушав экскурсовода...

А что понимается под «неформальными тайниками»?
Это артефакты, не внесенные в какие-либо реестры памятников культуры. Просто нечто очень интересное. Вот, например, на юге Московской области есть такой объект - старый шлюз. Там протекает Ока, и зачем-то прокопано новое русло, а старое - брошено, но осталась гигантская конструкция: редукторы какие-то, створки... Все это никому не нужно. И выглядит непонятно: что это, зачем? Просто стоит в перелеске шлюз. Х-files какие-то, подмосковный «стоунхендж». Штуковину эту случайно вряд ли найдешь, а в нашей базе данных она есть.
Или вот еще, у меня есть тайник в поселке Северное. Представьте, среди тайги стоит поселок: дома, столбы, ЛЭП, дорога, всевозможные коммуникации - все, как в обычном селе. С виду совершенно жилое место... Но - никого нет. Ни души. Странноватое ощущение охватывает. Будто в мистический триллер попал.

Чтобы брать такие тайники, как Северное, похоже, нужно быть не только увлеченным геокэшером, но и заядлым автомобилистом? Тайга все же - не ближайшее Подмосковье.
Многим нравится колесить по стране. Одна пара - GekFinn и LSDinka, регулярно совершают вояжи через всю страну. Прошлым и этим летом они путешествовали по Казахстану, пару лет назад ездили до Владивостока и обратно. А почему нет? По России кататься не скучнее, чем по Европе, надо только правильные маршруты и места знать.
Сайт www.geocaching.su, в принципе, «поддерживает» всю территорию бывшего СССР. Если наши игроки едут за рубеж и там делают тайник - и это принимается. В игре участвуют все тайники, заложенные русскоязычными участниками из сообщества www.geocaching.su в любой точке мира.
Ареал широкий, но совершенно необязательно ради того, чтобы сделать интересный тайник, лететь на край света. Московская область тоже полна диковин! Вы, к примеру, знаете, где лежит самый большой камень? Или в каком месте находится самая высокая точка Московской области? А где единственный в области водопад?

...а такой есть?
Представьте, да. В природе он существует. Как и конкретное - с точными координатами - место приземления летчика Талалихина после первого ночного тарана, и Музей зубра, да много чего еще. Просто так вы их вряд ли найдете, поскольку даже не задумаетесь, что такое бывает. Но во всех этих местах заложены геокэшерские контейнеры. А есть еще «географические», так называемые «нулевые» тайники. Штука на любителя, так как никакой особой культурной ценности они не несут и с этой точки зрения закладываются в места, ничем не примечательные. Но взять такой тайник тоже забавно, поскольку он имеет интересные физические координаты. Например, 56° 00 37° 00 (широта и долгота). Интересно же попасть в точку перекрестья меридиана и параллели.

А кто играет в геокэшинг? Ваши ряды столь же многообразны, как и типы тайников?
Играют разные люди. По социальному признаку это в основном «белые воротнички». Есть и научная интеллигенция, и подвижная молодежь. Но в массе своей менеджеры, клерки - люди с уровнем дохода управленца среднего звена. Оседлые, упорядоченные. Для них игра - один из вариантов семейного досуга.

А по стилю игры геокэшеры различаются? Люди же наверняка приходят в игру по разным каналам и с разными ожиданиями?
Да, это так. Есть, например, «спортсмены»: они гонятся за количеством, стремятся в лидеры статистики. За выходные собирают 4-5 тайников (по времени сделать это очень сложно), в год - по 200. Мы называем это «пылесосить тайники», но это не очень приветствуется. Конечно, их отмечают по итогам года - люди старались, но в игре количество - не главное.
Есть «гурманы». Им важно взять интересный «клад». Очень сложный, труднодостижимый. Они собирают немного, мало закладывают сами, но все их тайники достойны высших оценок. Это, как правило, старожилы игры, которые специализируются по качеству или количеству. Они - ядро игры. Но основную массу составляют новички, среди которых большинство - случайные люди. Например, человек искал в Сети что-то про музей паровозов (есть такой в Ярославской области) и набрел на наш сайт. Прочитал, съездил - понравилось. Захотел еще. Опять обратился к нашей базе данных: все эти места ему просто интересны как путешественнику, но попутно он находит тайники. Втягивается в игру. Или купил человек GPS как приложение к КПК (это сейчас модная тема) и поехал «в геокэшинг» проверять, как он работает. Таких игроков очень много, и они не слишком активны: берут 2-10 тайников за сезон, даже не всегда регистрируясь на сайте. О них можно узнать только по записям в блокноте в контейнере. В прошлом году в геокэшинг сыграло около 5000 человек, и количество игроков постоянно растет, как и количество тайников.

А что нужно для того, чтобы стать геокэшером?
Чтобы стать членом сообщества, достаточно зарегистрироваться на сайте. Правда, как я уже сказал, многие этого не делают. Также нужен GPS-приемник. Цены начинаются от $80, а дальше все зависит от аппетита играющего. Продвинутые GPS-приемники, с цветным дисплеем, возможностью загрузить карту - стоят до $1000. Тут ситуация, как с мобильными телефонами - модельный ряд постоянно изменяется, но главную функцию исполняет любая модель. А вообще, если человек хочет попробовать - он может взять напрокат клубный GPS. Понравится - вперед! Он купит себе приемник, станет играть. Либо не станет.

Геокэшер - технически продвинутый человек?
По-разному. Я бы не сказал, что GPS-приемник - это особо сложно. Хотя и не так легко, как говорят те, кто занимается спортивным ориентированием. Они нас иногда презирают: «Вот, мы-то с компасом и с картой, по-честному, а вы там со своей электронной «приблудой». Но поиск тайника с GPS не проще, чем с компасом! В лесу, например, сигнал затухает в кронах, и погрешность при определении координат может достигать 20 метров, в диаметре 40 получается. Искать в таком круге замаскированный контейнер - надо постараться!

А что из себя физически представляет тайник?
Обычный контейнер. Например, пластиковый для микроволновки, с герметичной крышкой. Очень компактный, чаще всего 20х17 см. «Сокровища» в нем - мелкие предметы: диски, кассеты, брелоки, ручки, зажигалки, мелкие сувениры и т.п., а так же обязательно блокнот для регистрации тех, кто побывал на тайнике. Игрок имеет право отметиться в блокноте, забрать любой предмет из контейнера, но желательно оставить что-либо равноценное взамен. Кайф, понятно, не в «сокровищах». Хотя дети игроков визжат от счастья, когда находят волшебную коробочку и могут взять оттуда мягкую игрушку. Для них эта игра - как раз и есть «Остров сокровищ».

А как же золото-брильянты?
Ни в коем случае! В геокэшинге есть четкий список запрещенных предметов, которые нельзя закладывать в тайник. Под запретом - деньги, табак, алкоголь, наркотики, оружие, предметы «для взрослых». Если в контейнере оказывается запрещенная вещь, она немедленно изымается, а по записям в блокноте можно установить ее «автора». Такое бывало, один «охотник» у нас все пытался патроны вкладывать - как личную метку...

Получается, выделиться как-то из общей массы дисков и брелоков невозможно?
Возможно, только не надо вкладывать запрещенные предметы! Кстати, свою персональную историю можно составить посредством «лягушки-путешественницы». Смысл ее в том, что каждой «лягушке-путешественнице» задается маршрут, например, посетить как можно больше тайников, приуроченных усадьбам. Каждый взявший «лягушку» из тайника обязан переместить ее в следующий тайник, подходящий для ее маршрута, оставив после этого запись о перемещении в интернет-отчете. Главное, что игрок не может оставить «лягушку» себе, а должен продолжить ее путь. У меня тоже была такая «лягушка». Было забавно отслеживать ее маршрут, но некоторое время назад ее следы пропали - кто-то забрал и не положил в следующий тайник.

Дмитрий, как вы думаете, геокэшинг может стать столь же популярным и массовым видом досуга, как «гонки по грязи»?
Со «спортом» в игре скорее борются, чем поощряют. Не хотелось бы выхолащивать смысл игры, для нее станет губительным, если сотни тысяч людей начнут тупо «пылесосить» местность, гоняясь за количеством. Поэтому рейтинги игроков (статистика) имеют весьма условное значение. Соревнованием в прямом смысле слова геокэшинг не является. Для тех, кому хочется спорта - «быстрее, выше, сильнее» - есть GPS-team: игра, в которой необходимо на скорость собрать максимальное количество флажков, разбросанных по местности.

Играют разные люди. По социальному признаку это в основном
«белые воротнички»

Означает ли это, что геокэшинг - совсем лишенное адреналина занятие?
Отнюдь! Геокэшинг, конечно, не экстремальный вид спорта, но случаи бывают всякие. Вот, например, минувшей зимой: сижу я как-то в гараже, готовлю свой внедорожник к выходным. Звонок на мобильный. Один из игроков сообщает, что наш геокэшер заблудился в лесу и, судя по всему, находится километрах в десяти от ближайшего населенного пункта. К тому же у парня садится телефон, GPS, и уже нет сил идти. За бортом при этом минус двадцать. Ясно, что человека надо спасать. Но как? Джип разобран, шансов проехать в снегу на Audi немного. И времени в обрез: уже четыре часа пополудни, стремительно темнеет, еще немного - и наш игрок вообще перестанет ориентироваться в лесу. Пытаемся связаться с местными, теми, кто поближе к деревне живет, - абоненты недоступны. Что делать? Сажусь в Audi, еду. В пути связываюсь с «заблудшим». У него мобильный на последнем издыхании, он только и успевает сказать что-то типа: «прохожу метров двести, ложусь на снег, отдыхаю десять минут, встаю - и еще двести метров, устал очень...», и телефон вырубился. Чувствуется, что человек в панике.
Я уже выбрался за МКАД, еду на максимуме, но проселочная дорога узка, занесена снегом. Ну, думаю, сейчас встану, и меня еще вытаскивать придется. Звоню друзьям, у которых полноприводные машины, прошу: ребята, подстрахуйте, давайте к нам. Они, конечно, готовы выехать на подмогу, но, как назло, все далеко - за пять минут не добраться. Адреналина, скажу вам, в такой ситуации более чем достаточно! Жутковато, если попытаться представить, чем все это может закончиться! Но страшнее всего, наверное, было фермеру, который и был «ближайшим населенным пунктом». Когда я нагрянул на Audi, он как-то напрягся, а тут еще друзья, которым я звонил, на джипах подтянулись. Фермер перепугался до полусмерти: «Ну все, бандиты!» А я ему еще сдуру и говорю: «Да нет, мы не бандиты, мы геокэшеры». Он вообще в ужасе: «Это еще что такое?!» - «Ну, туристы, - говорю, - туристы, товарищ у нас здесь заблудился». И тут как раз этот товарищ из леса вышел... Мы его сначала услышали: дзынь-дзынь-дзынь... Брюки у парня по колено просто обледенели.
Такие бывают истории. С GPS заблудиться в принципе невозможно. Но приемник может разрядиться. Хотя в данном случае дело было даже не в том, что игрок заблудился, а в том, что он просто устал. Не рассчитал сил, плохо экипировался, пешком пошел брать сложный тайник.
Вообще-то, запрещено искать контейнеры под снегом, а этот игрок решил поискать. Основное время игры - это все-таки весна - лето - осень.

Получается, зимой геокэшеры впадают в спячку.
Нет. Есть ряд тайников, которые разрешается брать и зимой. Это «клады», которые не демаскируются - их не надо выкапывать, а также «виртуальные» тайники, т.е. когда на месте нужно взять не предмет, а какую-то информацию, являющуюся «тайником».

Например?
Например, есть такой тайник в Шатурских лесах. Я его условно назову «заброшенная церковь». Фантастической красоты зрелище! Едешь-едешь по каким-то тропам в чащобе и вдруг... как из ниоткуда, раз! И появляется огромная церковь. Она давно заброшена, но поразительно хорошо сохранилась: встает перед глазами такая величественная. Мурашки по коже.
Да и само место невероятно интересное. Рядом с церковью - старое кладбище. Тайником является фраза на одной из надгробных плит - это могила крестьянина, умершего в позапрошлом веке, и ее не так-то легко найти. Тайником могла бы являться и цифра, обозначающая число окон в церкви или что-то подобное. Это так называемые «виртуальные» тайники. Они очень разные по степени сложности. Есть такие, где, чтобы добраться до сути, надо не просто снять информацию, а определенным образом ее дешифровать: авторы таких «кладов» разрабатывают специальные криптосистемы.

Если у геокэшеров есть клады, карты, шифровки, свои легенды, то непременно должен быть и некий Олимп, суперцель, заветный тайник, который стремятся взять все...
Есть тайники, которые многие хотят взять, но никто не решается или не может до них добраться. Например, один из таких тайников расположен на Камчатке, в долине среди вулканов. Единственный отчет о нем - это отчет человека, который, собственно, его и заложил.

Татьяна Здобнова

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья