Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ЭВОЛЮЦИЯ >> ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Проложить телеграфный кабель через океан удалось только с пятой попытки

Американский писатель Эдгар По в 1848 году написал рассказ «Письма с воздушного шара». Действие в нем происходит в 2848 году. Один из героев рассказа произносит фразу: «Сегодня переговаривались со станцией подводного телеграфа. А ведь никто не верил в возможность проложить проволоку по морю...» Писатель считал, что подводный телеграф - это утопия, которая может осуществиться лишь в третьем тысячелетии. Но технический прогресс опередил самые смелые фантазии.

Видный русский ученый Иосиф Христианович Гамель в 1853 году по поручению правительства России отправился в Америку, чтобы выяснить, насколько успешно в Новом Свете используются открытия в области электричества. Ученого особенно интересовала «система телеграфических сообщений посредством гальванического тока на суше и через моря и реки». Перед отъездом академика император Николай I попросил его гарантировать, что тот не будет «ни при каких обстоятельствах употреблять в пищу человеческого мяса». Вряд ли император подозревал своего подданного в тайном каннибализме. Скорее, этот исторический анекдот иллюстрирует, насколько плохо обитатели одного континента в середине XIX века представляли себе уклад жизни другой части света.

Взрывы на Неве и Сене

Для того чтобы познакомиться с действием подводных телеграфных линий, академику Гамелю совсем необязательно было ехать в Америку - первые шаги в этой области были сделаны в России. Правда, на первый взгляд может показаться, что к телеграфу они не имеют никакого отношения.

В октябре 1812 года на берегах Невы в присутствии императора Александра I и группы русских генералов был произведен дистанционный взрыв подводных мин при помощи электрического заряда. Автор этого изобретения Павел Шиллинг предложил соединить мину с запалом электрическим проводом. Один конец провода крепился к источнику электричества (вольтову столбу), а другой - непосредственно к взрывному устройству. Таким образом Шиллинг впервые при помощи подводного кабеля заставил электричество работать под водой.

После того, как инженеры догадались использовать каучук для изоляции кабеля, линию через Ла-Манш построили очень быстро. По этому кабелю была передана всего одна телеграмма, и он вышел из строя

Это дало русской армии новое мощное оружие. В то время войска Наполеона находились у стен Москвы. Но Александр I решительно запретил применять мины с дистанционным управлением. Французы в полной мере оценили благородство и гуманизм русского императора после того, как в 1814 году войска антифранцузской коалиции вошли в Париж. Русские канониры произвели показательный взрыв подводных мин на берегах Сены. По свидетельству очевидцев, мощный взрыв, взметнувший огромные фонтаны воды, произвел на окружающих устрашающее впечатление. Можно сказать, что с этого момента использование электричества под водой было взято на заметку русским правительством.

Павел Шиллинг
предложил соединить минус
с запалом электрическим
проводом

В мае 1837 года Николай I создал специальную комиссию по строительству подводной телеграфной линии между Петергофом и Кронштадтом, которая должна была пройти по дну Финского залива. Автором проекта, нашедшего поддержку и одобрение императора, был Павел Шиллинг. Он уже прославился тем, что создал самопишущий телеграфный аппарат и код для передачи сигналов, а также провел первую в России телеграфную линию, соединившую Зимний дворец с кабинетами царских министров. Николай I предписал Министерству морских путей сообщения не только внимательно изучить новый проект Шиллинга, но и оказывать ему всяческое содействие: «все заказы на детали, проволоку и прочее немедленно передавать Ижорскому и Александровскому заводам, а недостающее покупать в Англии». После того как Шиллинг получил высочайшую поддержку, были проведены первые успешные опыты. Но приступить к строительству подводной линии автор проекта не успел. Он внезапно умер 6 августа 1837 года. Члены комиссии по постройке линии при жизни изобретателя ревниво относились к вниманию, которым дарил его государь. Поэтому после смерти Шиллинга они сделали все возможное, чтобы остановить работы. Линия была построена только в 1850 году.

Ненужная находка Колумба

Почти сразу после того, как профессиональный американский художник, он же физик-любитель Сэмюэль Морзе, в 1837 году получил патент на свой электрический самопишущий телеграфный аппарат (см. публикацию в журнале Comstar community N2), в голове английского физика Чарльза Уитсона родилась идея проложить подводную телеграфную линию между Англией и Францией. Прибыли обещали быть огромными, поэтому желающих финансировать строительство оказалось достаточно. Но, прежде чем начать работы, требовалось решить важную проблему - изолировать подводный электрический кабель, поскольку материалы, которые в то время использовались для этого, были непригодны для длительного пребывания в морской воде. Одним из первых решение подсказал немецкий инженер Эрнст Вернер Сименс. Он предложил изолировать подводный кабель гуттаперчей - водонепроницаемым материалом, получавшимся в результате переработки каучука.

Сок «плачущего дерева»
Каучук - это затвердевший сок гевеи. При невысокой температуре эластичен, при нагревании размягчается. Нейтрален к сильным химическим агентам, не пропускает воду.

Христофор Колумб, вернувшись из своего второго путешествия к берегам Южной Америки (1493 - 1496 годы), привез в Европу «кэо-чу» - затвердевший сок «плачущего дерева» гевеи. Но испанцы, завороженные блеском золота и ароматами пряностей, которыми был сказочно богат Новый Свет, не обратили внимания на невзрачные кусочки вещества, похожего на смолу.

Несколько позже подробное упоминание о каучуке встречается в дневнике испанского конкистадора Гонсало Писарро. Он писал в 1538 году: «В кокосовую скорлупу индейцы собирают сок из высоких стройных деревьев. Потом коптят его в густом дыму костров. Этим веществом покрывают одеяла, и они становятся непромокаемыми. А когда соком гевеи обмазывают ноги, то получается непромокаемая обувь».

Однако завоеватели Америки считали каучук экзотической достопримечательностью, не пригодной для использования в Европе. Спустя 250 лет замечательные свойства этого вещества не смогли оценить и члены Парижской академии наук. Французский путешественник Шарль Кондамин привез из Южной Америки клейкий шарик неизвестного происхождения. Он уверял, что вещество, из которого он сделан, «чудеснее, чем камни всех алхимиков мира, потому что может принимать тысячи различных форм». Почтенные академики высказались единодушно: «Фантазер!»

Самый надежный изолятор

И только опыты американского ученого Чарльза Гудьира заставили современников по достоинству оценить необыкновенные свойства каучука. Изобретатель под воздействием высокой температуры обработал сок гевеи серой, в результате чего тот стал еще более эластичным и упругим. За разработку новой технологии Гудьиру была присуждена премия на лондонской выставке 1842 года.

Английская королева Виктория успела послать американскому президенту короткое приветственное послание. Но ответить на него президент уже не смог. Кабель вышел из строя

Через полгода английскому химику Томасу Гэнкоку независимо от Гудьира удалось получить вещество с теми же свойствами. Способ обработки каучука серой назвали «вулканизацией» - по имени римского бога огня Вулкана. До этого открытия в Англии и Франции из каучука делали подтяжки, подвязки, а также медицинский инвентарь. Шотландский химик Чарльз Макинтош в 1823 году наладил в Глазго производство непромокаемой ткани для плащей. Но все это не выходило за рамки бытового применения.

Сайрус Филд
вторично открыл Америку в июле 1866 года

После того, как инженеры догадались использовать каучук для изоляции кабеля, линию через Ла-Манш построили очень быстро. По этому кабелю была передана всего одна телеграмма, и он вышел из строя. Через некоторое время, в 1851 году, проложили вторую линию, которая просуществовала несколько дольше. Новые линии требовали сотен километров электрического кабеля. Если в 1840 году для всех мировых нужд требовалось всего 350 тонн каучука, то в 1850-м потребность в нем возросла до 4500 тонн в год. Значительная его часть шла на нужды зарождающейся электротехнической промышленности.

На сцену выходят дилетанты

В эти годы американский торговец бумагой Сайрус Филд выдвинул фантастическую идею - по дну Атлантического океана проложить кабель между Европой и Америкой. Филд был бизнесменом, и его интересовала прибыль, которую он рассчитывал получить в случае успеха. В 1855 году Сайрус Филд создал «Нью-Йоркскую, Ньюфаундленскую и Лондонскую электрическую телеграфную компанию», собрав в уставный капитал более $1,5 млн. Казалось, что огромные по тем временам деньги, обеспечат успех предприятия. Однако марафон через Атлантический океан продлился долгих 12 лет.

Предполагалось, что протяженность линии составит 5100 км, глубина прокладки - до 5 км, скорость трансляции - до 300 знаков в минуту. Но неприятные неожиданности, повлекшие за собой большие расходы, начались еще до начала подводных работ. Америка в 1855 году еще не выпускала своего электрического кабеля. Самым крупным производителем была Англия. Но и там удалось купить всего 80 км. Второй проблемой являлись суда. Небольшой пароход «Джеймс Эйджер» и трехмачтовый парусник «Сара Бриан» не были приспособлены к тому, чтобы с их бортов вести глубоководные работы. Людям еще только предстояло понять, что кабельным судном может стать далеко не каждый пароход.

Безответная телеграмма королевы

Филд продемонстрировал завидную настойчивость в достижении своей цели. На протяжении 12 лет было предпринято пять попыток проложить линию. И каждый раз удача отворачивалась от американского предпринимателя. Летом 1855 года постоянные штормы прервали едва начавшиеся работы. Для того чтобы спасти корабли, пришлось обрубить кабель. На дне осталось около 60 км из 80 км дорогостоящего электрического провода.

Кабельный флот
Современные кабельные суда могут принять на борт до 7500 км кабеля. Они оснащены специальной аппаратурой для прокладки и ремонта кабелей. Учитывая важность подводных телеграфных линий и сложность их прокладки и эксплуатации, 14 марта 1884 года 26 государств подписали конвенцию по охране телеграфных кабелей и судов, ведущих кабельные работы в открытом море.

Чтобы продолжить проект, Филд организует новую «Атлантическую телеграфную компанию Великобритании» с капиталом $2 млн. Он привлекает на свою сторону английское и американское правительство, пообещав высоким сторонам предпочтительное право пользоваться телеграфным сообщением после окончания работ.

В августе 1856 года два американских и два английских корабля встретились у берегов Ирландии. Кабель был укреплен на берегу. Эскадра двинулась в открытое море по направлению к Новому Свету. Но работы продолжались всего четыре дня. Не выдержав натяжения, лопнула медная жила кабеля, и он пошел ко дну.

В 1857 году была предпринята еще одна попытка. Корабли встретились ровно на середине пути между Англией и Америкой. Каждая группа имела половину необходимого кабеля. Концы провода срастили, и корабли разошлись, каждый к своему берегу. На протяжении пути пришлось несколько раз вырезать дефектные участки провода. К немалому разочарованию скептиков телеграфная линия в этот раз была проложена. Победа праздновалась шумно. Английская королева Виктория успела послать американскому президенту короткое приветственное послание. Но ответить на него президент уже не смог. Кабель вышел из строя.

Королева Виктория
отправила телеграмму президенту США, но ответа не дождалась

Второе открытие Америки

Четвертая попытка состоялась лишь восемь лет спустя - в 1866 году. И снова закончилась неудачей. Кабель лопнул и утонул, когда было проложено уже 1500 км линии. Расследование показало, что подкупленные рабочие специально нарушали режим хранения провода. В результате воздействия солнечных лучей гуттаперчевая изоляция приходила в негодность, кабель утрачивал прочность и рвался. Акции компании стали стремительно падать. Все меньше оставалось оптимистов, веривших в удачное завершение дела. Но Филду все-таки удалось организовать еще одну «Англо-Американскую компанию». Она собрала деньги на оснащение специально построенного по проекту английского инженера Исамбарда Брунела кабельного судна «Грейт-Истерн». На нем Филд в пятый раз вышел в океан.

27 июля 1866 года Сайрус Филд сходит на землю Америки победителем. Кабель проложен. Как писал австрийский писатель Стефан Цвейг, «Америка в тот день праздновала свое второе открытие». Казалось бы, придя к долгожданной победе, можно успокоиться. Но неуемный американец снова выходит в открытый океан. Он словно предчувствовал, что ему суждено отыскать утонувший год назад кабель. По счастливой случайности после длительного драгирования (поисков на глубине с применением специальных механизмов) обрывок потерянного провода удалось найти и поднять со дна. Его срастили с находящимся на борту и благополучно дотянули до берегов Ньюфаундленда. Именно этот кабель исправно работал более 30 лет. В то время как первый через короткое время пришел в негодность.

Через год после прокладки первой линии кабеля в сентябре 1867 года газета «Московские новости» писала: «Французское правительство разрешило одной англо-французской фирме начать работы по прокладке нового трансатлантического телеграфа из Бреста в Сен-Пьер, Микелон, а оттуда в Нью-Йорк». Мир опутали провода. Для быстрой передачи информации перестали существовать расстояния.

Игорь Сердюк

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья