Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
АТРИБУТЫ >> НА СВОЕЙ ЛОДКЕ КАЖДЫЙ - КОЛУМБ

Яхты покоряют сердца россиян

Яхта - статусный символ нашего времени, пропуск в элитарный круг общения. Не будучи знакомым с султаном Брунея, вы можете подойти и запросто с ним поздороваться только в одном случае - если ваша яхта стоит на одном пирсе с его судном. Не случайно в России наметилась тенденция покупки яхт для корпоративного использования.

Весьма условно яхты можно разделить на три группы - по длине корпуса. От этого показателя зависит обитаемый объем салона и кают, размеры баков для топлива и воды, наличие мест, куда можно сложить все нужное в путешествии. И как следствие размер судна сильно влияет на уровень комфорта и автономность плавания. Прогулочный, или спортивный катер от $20 000 - 30 000, длиной до 9 м предназначен для дневных прогулок и активного отдыха на воде.

Яхты средней ценовой категории (от $500 000) длиной 10 - 23 м годятся для путешествий на одну или две недели - например, по островам Средиземного моря. Их можно подразделить на скоростные лодки (водный аналог спорткаров) и круизеры для любителей «медленного» удовольствия.

Скоростные лодки - удел особой породы людей, которые как живут, так и отдыхают: свист ветра, брызги в лицо и завораживающий крен на галсах при бейдевинде... Лучшим анекдотом для красавиц, приглашенных на борт скоростной парусной лодки, станет беглая инструкция о том, что парус управляется шкотом, поднимается фалом, а затем ставится спинакер.

На дорогих и редких яхтах голландского и английского производства ходят Дэвид Бэкхем и Михаэль Шумахер, монаршие особы и преуспевающие бизнесмены. Самая большая частная яхта на плаву - Rising Sun (138 метров, стоимостью $260 млн) принадлежит главе компании Oracle Лэрри Эллисону. Согласно рейтингу 100 крупнейших яхт Power and Motor - три яхты Романа Абрамовича по размеру занимают 5-е, 6-е и 16-е места в мире. На 115-метровую Pelorus, ранее принадлежавшую шейху Саудовской Аравии Модхассану, Абрамович потратил 57 млн фунтов. Она оборудована пуленепробиваемым стеклом, системой обнаружения ракет, там есть две посадочные площадки для вертолетов, крытый бассейн, сауна, полы из дорогого дерева и комнаты для 22 гостей и 42 членов обслуживающего персонала. Внутренний дизайнерский проект каждой суперъяхты стоимостью от $2 млн - всегда эксклюзив, вершина комфорта, престижа и совершенство технической мысли. Здесь две дюжины приглашенных гостей в вечерних костюмах и декольтированных платьях могут ходить свободно, не пригибаясь. На такой плавучей вилле можно предпринимать кругосветные путешествия любой сложности, а также использовать ее как роскошный офис для приема VIP-гостей. Словом, на воде человек свободно составляет собственный коктейль из релаксации, новых впечатлений и экстремальности.

Регистрация яхты в России стоит не слишком дорого, около $1300, но отягощается необходимостью сбора массы справок и документов

Инвестиции на плаву

По словам Никиты Горчакова, директора по маркетингу Timmerman Yachts и исполнительного директора Московского фестиваля яхт, в России распространены лодки первых двух категорий. Впрочем, 15 - 18 июня 2006 года на причале ЦПКиО им. М.Горького в Нескучном саду желающие смогут сами попробовать в деле яхты разных типов - от парусных лодок «выходного дня» до океанских суперъяхт. Именно на бот-шоу, «потрогав» все имеющиеся варианты вживую, яхтсмены и желающие ими стать делают окончательный выбор лодки. Это не опечатка - в кругу посвященных любую яхту принято именовать «лодкой». Однако специфический сленг - ничто по сравнению с массой тонкостей владения дорогим плавсредством.

Исторические аллюзии
Романтическому увлечению человечества - яхтингу - 19 апреля исполнилось 405 лет. В этот день в 1601 году голландский врач Генри де Вогт получил разрешение пересечь Ла-Манш на парусной лодке от голландского порта Флиссингена до Лондона. Начинание голландцев подхватили англичане: 1 октября 1661 года на Темзе состоялись первые в истории гонки двух яхт «Екатерина» и «Анна». С 1689 года королем Англии становится статхаудер Нидерландов Вильгельм III. Тот самый, что потчевал 27-летнего русского царя в Голландии, а весной 1698-го и в Англии. Здесь Петру I подарили голландскую яхту, и русский царь из Дептфорда, пригорода Лондона на правом берегу Темзы, неоднократно добирался на ней до Тауэра с очередным визитом. В поздний Викторианский период (1837 - 1901 годы) семья королевы Виктории имела целый флот парусных и паровых яхт в резиденции на острове Уайт. Город Каус на этом острове до сих пор считается родиной яхтинга, где летом проводится знаменитый парусный фестиваль «Неделя Кауса». Любопытное совпадение: 31-метровую президентскую яхту «Паллада», которая ныне принадлежит Валаамскому монастырю, проектировал голландец Гвидо де Грот. А построил Timmerman Yachts - российский производитель яхт, расположенный в Нагатинском затоне, где Франц Тиммерман учил Петра I ходить на ботике. Кстати, завод получил два заказа на копию «Паллады». Число россиян, для которых владеть яхтой так же естественно, как иметь дачу в Подмосковье, стремительно растет. Ежегодно только больших яхт продается в России около 30. В московском регионе насчитывается около трех десятков яхт-клубов, в которых размещено более 1000 моторных яхт стоимостью не менее $100 000.

Никита Горчаков советует подходить к выбору яхты как к инвестиционному проекту: «Приобретая ее, человек приобретает актив. Прицениваясь, необходимо представлять, сколько будет стоить этот актив через 2-3 года. Например, на пластиковые лодки серийного производства цена падает на 10 - 30% в год. Но на некоторые яхты престижных верфей, выполненные по индивидуальному заказу, цена растет, как на антиквариат».

Второе, что определяет выбор - возможное количество людей на борту и предпочтительный стиль отдыха. Владельцы яхт делятся на две категории. Одни бороздят заграничные моря-океаны, как Евгений Кафельников: порты приписки - в Испании, на Лазурном берегу и в прочих благословенных местах. Другие предпочитают ходить по отечественным заливам, рекам и водохранилищам. Кстати, все больше яхт, сразу отправляющихся на Средиземноморье, приобретается у российских производителей. Это, впрочем, понятно: «морской внедорожник», построенный, например, заводом Timmerman Yachts в России, обходится в два раза дешевле, чем в Голландии, и на 30% - чем в Италии.

Как при покупке квартиры не следует манкировать услугами риэлтера, точно так же при покупке яхты не рекомендуется обходиться без яхтенного брокера. «Это должен быть независимый брокер, - подчеркивает Горчаков. - От сотрудника яхт-клуба, который представляет в России несколько мировых брендов, вы можете детально узнать о конкретных суднах. Но не пытайтесь с его помощью объективно разобраться в рынке яхт в целом». У нас действует брокерская компания - «Нахимов». Хорошего специалиста можно найти и в «Гилберте». Кстати, «Гилберт» в виде отдельной услуги предлагает тур по верфям Средиземного моря.

Если вы выбираете судно среднего калибра, то есть смысл до покупки обзавестись в яхт-клубе капитаном и выбрать лодку вместе с ним.

Из яхтенного этикета
  • капитан всегда прав;
  • если капитан не прав, смотри выше;
  • войти на чужое судно можно только, спросив разрешения у капитана;
  • у трапа каждого судна выложен коврик, ноги вытирать при входе на яхту - обязательно;
  • уличную обувь переодевают в яхтенную - topsider;
  • не удивляйтесь, если при входе вдруг предложат ведро и швабру - это знак особого уважения
  • если вы наследили - уберите за собой;
  • не заглядывайте в открытые люки и иллюминаторы чужих яхт;
  • не бросайте мусор за борт;
  • снижайте скорость при обгоне другой яхты, не создавая волны;
  • на яхтах не принято употреблять красные продукты - красное вино, красные ягоды - то, что может при падении на палубу или на одежду (а на яхте принято ходить в белом) оставить пятна;
  • первая кружка наливается капитану, а первый тост - всегда за дам.

Регистрация яхты в России стоит не слишком дорого, около $1300, но отягощается необходимостью сбора массы справок и документов. Когда все это позади, нужно подумать о том, где лодку держать, спускать на воду, ремонтировать, мыть и заправлять. В брокерских компаниях существует отдельное направление менеджмента, которое берет на себя обслуживание крупных яхт. Ежегодно на содержание уходит примерно 10% от стоимости судна. Впрочем, чтобы заработать деньги на эти нужды, яхте достаточно походить в чартере (по морской терминологии - аренда, фрахтовый контракт) несколько месяцев.

Летом судно спускают на воду, зимой поднимают на эллинги. На стоянках яхт-клубов цена за «погонный метр» в столице и области составляет от $1,5 в сутки. Но в высокий сезон стоянка в Москве может обойтись дороже, чем на Лазурном берегу - $4 - 5 за метр длины лодки в сутки. В среднем владельцы дорогих яхт проводят в море не больше одного месяца в году. Все остальное время лодки проводят у причалов, на попечении специальных служб, которые, если нужно, подчищают и подкрашивают антикоррозийными красками днища и борта, подкачивают кранцы, перебирают канаты и т.д. Кстати, современные краски содержат тефлон, хорошо известный домохозяйкам по непригораемым сковородам. На море этот материал облегчает скольжение по волнам.

Пять месяцев в году

Большинство современных яхтенных стоянок находится к северу от Москвы, на Клязьминском водохранилище. Это связано в первую очередь с экологическим состоянием водоема и возможным выходом в Пироговское, Пяловское, Пестовское и Икшинское водохранилища. Самый известный яхт-клуб «Буревестник» прославился не только высоким уровнем технической оснащенности, но и вечеринками с топ-моделями, за что получил репутацию «клуба плейбоев». Днем «Буревестник» живет деловой жизнью - здесь расположены сервисные площадки почти всех крупнейших производителей. Яхт-клуб «Галс» (Осташковское шоссе, дер. Болтино) культивирует более спокойную атмосферу расслабленного отдыха. А в его ресторан, удачно расположенный на холме с видом на Клязьминское водохранилище, приезжают яхтсмены и из других клубов. Один из молодых - яхт-клуб МРП, расположенный на территории Хлебниковского судоремонтного завода (г. Долгопрудный), имеет самую мощную техническую базу для обслуживания и ремонта яхт, в том числе для интерьерного ремонта.

«У нас существует некоторая подмена понятий: марину (стоянку) называют «яхт-клубом», - поясняет Никита Горчаков. - В этом отличие российских яхт-клубов от западных образцов». Сервис обычно исчерпывается стоянкой, хранением и обслуживанием судов. Содержание лодки средних размеров, к примеру, в яхт-клубе итальянского города Триест может обойтись примерно в 2000 евро в год. В отличие от российских яхт-клубов, где будут рады любому, имеющему определенный уровень дохода, у каждого западного клуба существуют свои условия приема. Так, чтобы попасть в яхт-клуб Триеста, во-первых, требуется собрать рекомендации пяти членов клуба, а это, как правило, мэр или бывший мэр города, банкиры, владельцы фабрик. А во-вторых, нужно устроить необычный банкет. Причем приглашением длинноногих красавиц не отделаться.

Короткий сезон подмосковного яхтинга (всего пять месяцев) яхт-клубы стараются максимально насытить событиями - от частных вечеринок и корпоративных банкетов до презентаций яхтенных брендов и нетривиальных клубных мероприятий. Например, к открытию прошлогоднего сезона 10 июня владелец клуба «Буревестник» Андрей Бойко устроил ледяной каток, на котором играли в хоккей. Стало модным на все значимые концертно-развлекательные мероприятия прибывать на яхте. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин поддержал эту зарождающуюся традицию, прибыв в прошлом году на фестиваль «Нашествие» на своей яхте. К слову, многие московские яхтсмены пришли на фестиваль на своих лодках. Яхтсмены из клуба «Галс» по традиции ходят на фестиваль FortDance, который организуется на фортах Кронштадта. В этом году для них будет подготовлена специальная площадка, а также организовано водное такси - для тех, кто не имеет лодки, но хочет прибыть на фестиваль водным путем. Поход из Москвы в Санкт-Петербург занимает около четырех суток. Как утверждают яхтсмены, этот путь хотя бы раз стоит проделать каждому человеку. Вы пройдете знаменитые московские шлюзы, увидите Ладожское и Онежское озера, при желании посетите Соловецкие острова и знаменитый Валаам. Только с яхты можно наблюдать интересный феномен: когда на Ладоге непогода и небо затянуто тучами, над Валаамом - абсолютно чистое небо.

Капитан всегда прав

Чтобы самостоятельно прокладывать курс, стоя за штурвалом, необходимо получить диплом яхтенного шкипера. Однако российские документы на право управления яхтой за рубежом не признаются практически нигде. Лучшая в мире программа подготовки яхтсменов разработана в Royal Yachting Association, ее штаб-квартира находится в английском графстве Гемпшир, а представительства - по всему миру. Опытный инструктор сможет обучить вас основам яхтинга всего за неделю - к примеру, в Турции.

Первая ступень к серьезному яхтингу - практический курс Competent Crew. В программу входят основы морского дела и «пилотаж». После окончания курса можно ходить на яхте рулевым или подготовленным членом экипажа. Второй уровень - теоретическая программа Day Skipper Shorebased, подкрепленная практическим курсом Day Skipper Practical. В ней - основы управления судном, введение в навигацию и метеорологию, устройство и парусное вооружение судна. Данный международный сертификат позволяет ходить шкипером в прибрежных водах и самостоятельно фрахтовать яхту.

В среднем владельцы дорогих яхт проводят в море не больше одного месяца в году. Все остальное время лодки проводят у причалов, на попечении специальных служб

А получив сертификат Coastal Skipper, вы сможете отправиться в плавание в любое время и в любом направлении. Однако на яхтах длиной свыше 15 метров ходят с капитаном, уверяет Никита Горчаков. В противном случае сложно получить удовольствие от отдыха. Между яхтсменами существует своеобразное братство и определенные правила поведения. Одно из ключевых - «капитан всегда прав». Однажды известный политик, оказавший спонсорскую поддержку команде во время парусной регаты, попросился в команду. Яхта попала в сильнейший шторм. На общем совете решили не возвращаться, поскольку это еще более опасно, а идти дальше. В этой ситуации сильный большой человек вдруг испугался, начал кричать, что нужно вернуться, и грозился вышвырнуть за борт того, кто скажет ему слово поперек. Не подействовало, и он решил выпрыгнуть сам. Если бы он сделал это, шансов на то, что его найдут и спасут, ночью, в шторм - не было. Его связали. Но перед этим избили (мужчина оказался очень силен и упирался). А поскольку в закрытой каюте укачивало, его привязали на палубе, и всю ночь ему пришлось провести в таком состоянии. Его качало, кидало из стороны в сторону, захлестывало водой. Переход закончился удачно. По возвращении он молча вышел на берег. А на следующий год... вновь попросился в поход.

Татьяна Антропова

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.
 
 
 
 
АТРИБУТЫ >> На своей лодке каждый - Колумб
 






Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья