Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
БИЗНЕС >> ДЕВСТВЕННАЯ ИМПЕРИЯ

Ричард Брэнсон собрал под «зонтиком» Virgin до 300 компаний с совокупным оборотом около $9 млрд

Британского миллиардера Ричарда Брэнсона не раз объявляли безумцем за его авантюрные проекты. Однако даже самый отъявленный недоброжелатель должен признать, что в этом безумии есть своя система. Личное состояние Брэнсона журнал Forbes оценивает в $2,8 млрд. Созданный миллиардером бренд Virgin знают миллионы людей во всем мире, по популярности он может сравниться с Coca-Cola. Но если последняя компания работает только на одном рынке, то Virgin представлена буквально везде. Проще, наверное, назвать области, куда Virgin Group еще не пришла.

Лучше понять феномен Ричарда Брэнсона помогает его биография. Он с удивительной теплотой рассказывает о своей семье. Будущий миллиардер родился в Суррее 18 июля 1950 года. Его отец, Тэд Брэнсон, юрист по профессии, принадлежал к некогда знатному, но обедневшему роду. Мать Ив высоким происхождением похвастаться не могла. До замужества она перепробовала многое - танцевала в ночном клубе (только благодаря вмешательству строгого отца хозяин шоу позволил ей не раздеваться на сцене, как остальным девушкам), учила курсантов в летной школе (чтобы самой научиться летать, ей пришлось некоторое время притворяться юношей), наконец, пошла работать в стюардессы. Несмотря на разницу в социальном положении, из Тэда и Ив получилась отличная пара, и их трое детей росли, окруженные теплом и заботой.

В семье не без Брэнсона

По признанию Ричарда, среди его родственников хватало колоритных персонажей. Чего стоит хотя бы бабушка с материнской стороны! В 89 лет она стала самой старой жительницей Великобритании, которой удалось сдать сложный экзамен по латиноамериканским танцам. Год спустя суперстарушка вновь побила возрастной рекорд - на этот раз среди игроков в гольф, загоняющих мяч в лунку с первого удара. В том же году 90-летняя леди совершила круиз вокруг света, во время которого с ней случился конфуз - на Ямайке она отстала от теплохода и осталась на пляже в одном купальном костюме, без денег и вещей.

Родители с детства учили Ричарда не пасовать перед жизненными трудностями, находить выход из любой ситуации. Как-то раз мать высадила его посреди дороги и велела дойти домой самому. Проплутав несколько часов, мальчик все-таки нашел верный путь, но дома Ив встретила его так, как будто и не сомневалась, что сын справится с этим испытанием.

Однако в восемь лет Ричард был вырван из привычной среды - согласно семейной традиции его отослали учиться в подготовительную школу-интернат. Считалось, что учеба в интернате закаляет характер мальчиков из семейства Брэнсонов, с юных лет приучает их к независимости и самостоятельности. В какой-то степени так и случилось, однако прежде Ричарду пришлось пережить немало горьких минут. Оказалось, что он страдает дислексией и близорукостью. Проблемы со зрением выявили только через несколько месяцев, дислексия же в то время вообще не считалась болезнью, которую нужно лечить. Если ребенок испытывал трудности с чтением или письмом, его попросту объявляли лентяем и тупицей. Так вышло и с Ричардом: когда он делал ошибки, его заставляли переписывать работу или наказывали физически.

Брэнсон и сейчас допускает ошибки в письмах, хотя в целом ему удалось победить болезнь. В чем-то он даже благодарен дислексии - по его мнению, именно она помогла ему развить мощное воображение и интуицию, которые так важны для его бизнес-стиля.

Несмотря на плохую успеваемость и частые наказания, Ричард вовсе не был забитым ребенком. Занимаясь в последнем учебном заведении, мальчик отправил на имя директора записку, в которой изложил свои взгляды на управление школой. В частности, он считал, что шестиклассникам должно быть позволено выпивать две пинты пива в день. Неизвестно, что подумал по этому поводу директор. Да и не столь важно, поскольку, недоучившись до шестого класса, Брэнсон навсегда покинул школу.

В отличие от многих коллег он
любит прессу и постоянно
создает информационные поводы,
чтобы о нем написали

Автомобиль для храбрости

Вместе со школьным другом Брэнсон организовал молодежный журнал Student, первый номер которого увидел свет 26 января 1968 года. Чистая любительщина, однако на его страницах можно было прочитать интервью с такими знаменитостями, как Джон Леннон, Мик Джаггер и даже Жан-Поль Сартр. Все объяснялось просто - предприимчивый редактор разослал список вопросов множеству известных людей, и кое-кто из них нашел время ответить. На прибыль от журнала Брэнсон открыл центр социальной помощи молодежи, где можно было получить консультацию по самым актуальным проблемам. Например, что делать, если твоя подружка беременна?

Журнал просуществовал недолго, в его последнем номере появилась реклама нового проекта Брэнсона - «Пластинки - почтой». В 1970 году он зарегистрировал компанию с эпатажным названием Virgin (в переводе - «девственник»). Подбирая имя, Ричард вовсе не думал жаловаться на неудачи в личной жизни - с этим у него как раз было все в порядке. Он хотел лишь подчеркнуть свою неискушенность в большом бизнесе, попутно заинтриговав публику.

Почтовая рассылка пластинок оказалась не слишком успешным бизнесом, однако позволила заработать достаточно денег, чтобы в 1971 году открыть в Лондоне музыкальный магазинчик. Здесь молодого предпринимателя чуть не погубила собственная изобретательность. По тогдашнему законодательству, пластинки, направлявшиеся на экспорт, не облагались налогом. Хитрый Брэнсон придумал продавать залежалый товар за границу, благо таможенники не проверяли каждую партию, а новинки реализовывать через лондонский магазин, не платя при этом налогов. Мошенничество вскоре раскрылось, и, чтобы избежать судебного преследования, бизнесмену пришлось вернуть государству все сэкономленные таким образом средства.

Несмотря на этот казус, бизнес процветал, и вскоре один магазин вырос в целую сеть. Популярность музыкальной продукции натолкнула Брэнсона на мысль создать собственную звукозаписывающую студию, что он и сделал в 1972 году. Новый бизнес унаследовал название предыдущего проекта - Virgin Music.

В надежде быстро раскрутить студию Ричард сделал ставку на талантливого, но практически неизвестного широкой публике автора и исполнителя Майка Олдфилда. Вместе они записали альбом Tubular Bells, и Брэнсон развернул широкомасштабную рекламную кампанию. В ее рамках певец-самородок должен был дать концерт, на который зрителей зазывали многочисленные афиши. Но перед самым выступлением у Майка сдали нервы - он испугался полного зала и наотрез отказался выходить на сцену. Уговоры, угрозы - ничего не помогало. И тогда Ричард решился на крайнее средство: пообещал отдать Олдфилду свой новенький автомобиль, подаренный ему в честь скорой женитьбы. Сработало. Майк вышел к публике и блестяще провел концерт.

Жертва Брэнсона оказалась не напрасной - альбом Tubular Bells пользовался огромной популярностью. Он выдержал множество переизданий и в итоге получил статус «платинового». Успех помог молодой студии получить признание публики и сравнительно быстро встать на ноги. После этого на Virgin Music записывалось немало знаменитых музыкантов - скандально известная группа Sex Pistols, Rolling Stones, Фил Коллинз, Бой Джордж, Белинда Карлайл, Дженет Джексон и другие.

Кстати, одной из звезд Virgin Music стала... овца, принадлежавшая его тетушке Клэр. Женщина много лет посвятила спасению вымирающей породы овец. Как-то она позвонила племяннику с удивительной новостью - одна из ее любимиц запела. Не моргнув глазом, Ричард выслал бригаду звукооператоров, которые записали не только новоиспеченную «певицу», но и других обитателей фермы. Получившийся диск пользовался большой популярностью и занял аж четвертое место в хит-параде.

подчиненные обожают Брэнсона за открытость и доступность

Давид против Голиафа

В первое десятилетие Virgin Group прирастала за счет музыкальной и околомузыкальной деятельности. В 1978 году Брэнсон открыл одноименный ночной клуб, спустя несколько лет - компанию Virgin Vision, специализировавшуюся на распространении фильмов и видеозаписей, затем Virgin Games - производителя компьютерных игр. Бизнес развивался успешно, но неугомонному бизнесмену этого было мало. В 1984 году он решился вступить на совершенно незнакомое для себя поле - авиаперевозки.

Собственно говоря, идея принадлежала не самому Брэнсону, а Рэндольфу Филдзу - молодому американскому юристу. Тогда, в начале 1980-х, он явился к Ричарду с практически готовым планом создания трансатлантической авиакомпании. Для его реализации не хватало только стартового капитала, за которым Филдз уже обращался к другим бизнесменам. Брэнсон стал первым, кто заинтересовался проектом. Причем не просто дал денег, но с присущим ему энтузиазмом взялся за воплощение идеи в жизнь.

Партнеры пытались отговорить Ричарда, ведь в сфере воздушных перевозок ему пришлось бы соперничать с могущественной British Airways, известной своей безжалостностью по отношению к конкурентам. Кроме того, между звукозаписью и транспортным бизнесом не было ничего общего. Но уговоры только подхлестнули Брэнсона, которому не терпелось попробовать себя в новом качестве.

С названием решили не мудрить - в конце концов, Virgin представлял собой уже вполне раскрученный и уважаемый бренд, Брэнсон рассчитывал, что его популярность поможет и в новом бизнесе. Так что компанию окрестили Virgin Atlantic Airways.

Поначалу British Airways просто не заметила нового конкурента, а может, просто не сочла его достойным соперником. Опомнилась она только, когда о Virgin Atlantic заговорили как о серьезной авиакомпании, предоставляющей отличный сервис по доступной цене. Верная себе, British Airways пустила в ход весь накопленный за долгие годы арсенал приемов борьбы против слишком прытких конкурентов. Тут была и кампания в прессе, и акции, направленные на дискредитацию молодой фирмы, и даже прослушка телефонных разговоров Брэнсона. Однако даже вражескую пропаганду тот сумел превратить в бесплатную рекламу. А когда почувствовал, что British Airways зашла слишком далеко, подал против нее иск о клевете. Чтобы решить дело миром, British Airways согласилась выплатить истцу компенсацию в 610 000 фунтов стерлингов (не считая судебных издержек). А председателю правления BA лорду Кингу пришлось пройти через еще одно унижение - публично принести извинения Брэнсону и его компании.

Полученную компенсацию Ричард поделил поровну между всеми работниками Virgin Atlantic. На долю одного сотрудника пришлось лишь 106 фунтов, зато каждый почувствовал свою причастность к великой победе.

Поначалу British Airways просто не заметила нового конкурента,
а может, просто не сочла его достойным соперником. Опомнилась
она только, когда о Virgin Atlantic заговорили как о серьезной
авиакомпании

В этом широком жесте - весь Брэнсон, которого подчиненные обожают за открытость и доступность. В первые годы существования Virgin каждому сотруднику вручался номер домашнего телефона босса, чтобы они могли звонить ему и делиться идеями. И сегодня, когда группа обеспечивает работой более 50 000 человек, принцип остался прежним - любой неравнодушный человек может реально принять участие в управлении компанией. Так, однажды стюардесса из Virgin Atlantic предложила открыть в рамках группы салон для новобрачных - Virgin Brides. Шеф идею одобрил, поставил находчивую девушку во главе новой компании и сам явился на ее презентацию. И таких случаев множество. Не случайно одно из прозвищ Брэнсона - Doctor Yes.

При этом зарплаты сотрудников компании не слишком высоки, порой они даже ниже стандартного для отрасли уровня. Но людей привлекает царящая там уникальная творческая атмосфера, которая позволяет им реализовать свой творческий потенциал в большей степени, чем это обычно возможно в традиционных компаниях.

Попытка - не пытка

В истории Virgin Group не все шло гладко. В 1992 году авиакомпания Virgin Atlantic оказалась в кризисе, и ради ее спасения Брэнсону пришлось пожертвовать украшением своей коллекции - Virgin Music, которую он продал за $1 млрд крупному звукозаписывающему концерну Thorn EMI. Это действительно была жертва. В своей книге Брэнсон описывает, какой стыд он испытал перед сотрудниками Virgin Music, которых он, как ему казалось, предал. Ричард чувствовал себя так, будто потерял ребенка. Однако вместо упреков подчиненные благодарили его за прекрасные годы, проведенные в его компании.

Лучшее, что мог сделать Брэнсон в сложившейся ситуации, это доказать, что жертва не была напрасной. Вырученные от продажи средства он использовал для реструктуризации Virgin Atlantic, а также для финансирования новых компаний.

Раз ступив на незнакомую территорию, Брэнсон понял, что отсутствие опыта не является препятствием для создания успешного бизнеса, даже в тех областях, которые вроде бы давно поделены между старыми игроками. «Девственный» опыт - это скорее преимущество, ибо свежим взглядом легче увидеть новые интересные возможности, подчас незаметные специалистам со стажем.

Сегодня бренд Virgin объединяет самые разные проекты. Близкий друг Брэнсона, певец и музыкант Питер Габриэл, как-то сказал ему: «Куда ни посмотришь - всюду Virgin. Утром просыпаешься под звуки радиостанции Virgin, натягиваешь джинсы Virgin, идешь в супермаркет Virgin, пьешь колу Virgin, летишь в Америку самолетом Virgin Atlantic... Думаю, стоит переименовать Virgin в «Компанию, которая повсюду».

Даже сам Брэнсон точно не знает, сколько предприятий входит в группу сегодня. По одним подсчетам их чуть больше двухсот, по другим - под триста. Вместе они имеют совокупный годовой оборот около $9 млрд. Конечно, не все одинаково успешны. Бренд Virgin Cola, например, провалился в продаже. Но Брэнсон не особо печалится по поводу отдельных неудач. Более того, он не согласен с теми, кто считает, что подобные проколы вредят имиджу всей марки: «Большинство наших компаний преуспевают, хотя иногда что-то может пойти не так. Но если мы признаем вину, выплатим все долги и никто не пострадает, то я не думаю, что люди потеряют уважение к Virgin только потому, что она пыталась сделать что-то. Общество приветствует людей, которые занимаются делом, оно приветствует дерзание. Кто смог преуспеть в жизни, ни разу не потерпев неудачи?»

Сам Брэнсон постоянно дерзает, причем не только в бизнесе, но и в частной жизни. В 1986 году он на катере пересек Атлантический океан с рекордным временем, а в следующем году повторил это путешествие, но уже на воздушном шаре. В 1991-м отважный путешественник покорил Тихий океан. В течение нескольких лет Ричард с друзьями пытался облететь на воздушном шаре всю Землю, однако попытки традиционно терпели фиаско.

Каждая авантюра такого рода для Брэнсона - не только способ поднять уровень адреналина в крови, но и отличная реклама. В отличие от многих коллег он любит прессу и постоянно создает информационные поводы, чтобы о нем написали. Тот самый катер, на котором он штурмовал Атлантику, пришла проводить сама «железная леди» Маргарет Тэтчер. Представляете, как освещалось это событие в газетах и на телевидении?

Один из последних громких проектов Брэнсона - Virgin Galactic. Компания, точнее ее прообраз, была зарегистрирована еще в 1995 году, но этот факт держался в секрете. Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что этот проект по своей дерзости - если не сказать безумности - превосходит все, чем занимался Брэнсон раньше. А планирует он ни много ни мало - устраивать для желающих космические экскурсии, причем совсем скоро, чуть ли не в 2007 году. Предполагаемая цена трехчасового путешествия вполне демократична - $200 000 (первому космическому туристу Деннису Тито полет обошелся в $20 млн). И спрос есть! Появились даже люди, готовые предоплатить путешествие. А чему тут удивляться? «Космос - это девственная территория», - сказал как-то Брэнсон. А кто как не компания с символическим названием Virgin должна первой освоить эти неизведанные просторы?

Юлия Мифаева

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья