Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
От редактора Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ПРАЗДНИК >> НОВОГОДНИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Что нужно для создания сказки? Вата, клей – плюс сердце, настроенное на любовь…

Настоящий художник способен самый прозаичный материал превратить в произведение искусства. К тому же вещь, созданная своими руками, всегда будет дарить тепло и отличаться индивидуальностью. Оказывается, из обычной ваты и клейстера можно делать совершенно неповторимые елочные украшения. А если заняться этим всей семьей, то подготовка к празднику и сам Новый год запомнятся надолго, ведь ничто так не радует и не объединяет, как совместное творчество. Художница Ольга Никифорова, признанный мастер в области изготовления игрушек, раскрывает свои секреты на мастер-классах в одной из московских галерей, а сегодня — и для читателей журнала COMSTAR community.

Сначала немного истории... Обычай украшать елку уходит своими корнями в те далекие времена, когда люди стали праздновать Рождество. Это было настолько давно, что украшения тех времен до наших дней не дошли. Современная эра в истории российских елочных игрушек начинает отсчет с середины позапрошлого века.

Бусы повесили, встали в хоровод...

В 1848 году в Москве открылась первая фабрика по производству огней «без цвета и запаха», именуемых «бенгальскими». Однако елочных игрушек, изготовленных фабричным образом, в России было мало — завозились они в основном из Германии. Отечественное же производство (в Петербурге и в Клину) было незначительным. В начале XX века широкое распространение получили хромолитографические игрушки. Головки ангелов отпечатывались типографским способом, а звезды делались из проволоки, обмотанной мишурой. Еще фигурки выполнялись из картона, а туловище — из ваты, для объемности.

Потом стали применять бумагу и стекло. В 1937 году Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описывается, какие елочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке елки и как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Игрушки тех лет создавали в виде фигурок людей: парашютистов, хоккеистов, человечков негроидной и монголоидной расы. Редчайшими экспонатами считались украшения из прессованной ваты, облитой лаком: пионеры, фрукты, зайчики-лисички. Наркомпрос рекомендовал вешать их на нижние ветки елей — пусть дети пощупают-поиграют! Заигрывали ватных елочных зверей, что называется, до дыр, поэтому их осталось очень мало даже в музеях.

Ватные игрушки делали до середины пятидесятых. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани. В Москве работали две артели, производящие елочные игрушки, «Художественная игрушка» и «Все для ребенка». В связи с отменой запрета на проведение Елок появились шары с портретами вождей. А в 1940-х — игрушки из толстого бутылочного стекла, в тематике которых были и военные мотивы: собаки-санитары, пистолеты, датированные звезды и т.п. В 1950-х годах стали выпускать игрушки-малютки, предназначенные для елочек-малюток, высота которых не достигала и 25 см. Для таких елочек и делали маленькие стеклянные шарики, пластмассовые овощи и даже бусы. В эти годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. Распространены были также жестяные игрушки.

Массовое производство елочных украшений в России началось в 1960-е годы. До этого они делались вручную: из папье-маше, ваты и прочего подручного материала. Каждая игрушка имела свое лицо. В это время новогодние украшения часто делали в виде космонавтов и кукурузных початков. Это также период расцвета игрушек на прищепках — сказочных героев, птичек, животных и прочей всячины. На праздничных елках 1970 — 80-х годов преобладают абстрактные игрушки. Вместо непременной звезды появляется множество верхушек-пик — совсем по-западному (там они появились еще в XIX веке). Производство елочных игрушек становится поточным и особенным разнообразием не отличается.

Шедевры в стиле ретро

— Ольга, скажите, почему именно игрушки из ваты стали вашими любимыми художественными объектами? Как появилась эта идея?
— Последние семь-восемь лет я действительно делаю кукол из ваты. Такая вот ретро-идея возникла у меня после посещения выставки частной коллекции из Америки в Музее декоративно-прикладного искусства. Там выставлялись старинные елочные игрушки. Для меня это было безумно интересно и ново, поскольку в настоящий момент такое мало кто делает. Как известно, празднование Нового года — это немецкий обычай, в Россию он пришел благодаря Петру I, а до этого новый год у нас начинался 1 сентября. С новой датой начала года праздник стал приходить в дома вместе с зимними атрибутами, с рождественской елкой. До конца XIX века елку было принято украшать чем-нибудь съедобным, что потом съедалось в праздничные дни. Однако в конце XIX века, опять же в Германии, появились игрушки, производимые промышленным способом. В России такие украшения можно было увидеть только в домах состоятельных людей. Это были изящные игрушки, сделанные из папье-маше. У меня есть одна такая — лев. У него тщательно проработан каждый волосок, каждый коготок, глазки сделаны из стекла. Представьте себе, я только на этой выставке узнала, какого времени эта игрушка и какова ее ценность. Точно даже не знаю, как этот лев оказался у нас. В нашей семье игрушки никогда не выкидывали, и более того, от всех родственников принимали в дар то, что они хотели выбросить.

— Для многих подготовка к Новому году — уже праздник...
— Для меня самой один Новый год остался в памяти на всю жизнь. Это было в детстве, когда мы с мамой и братом клеили хлопушки, вырезали из ватмана и разрисовывали всякие звездочки, месяцы, плели гирлянды из гофрированной бумаги.

— Художественные гены у вас семейные?
— Мама хорошо рисовала и хотела стать архитектором, а я уже, так сказать, воплотила ее мечту. Я окончила архитектурный институт, но по специальности почти не работала, а занималась индивидуальными творческими проектами. Делала иллюстрации для журналов, оформляла детские книги, а потом стала изобретать прикладные вещи: деревянных кукол, игрушки из борщевика. Это такое растение. Я нашла его в Подмосковье. Борщевик легко режется и пилится, из него можно делать все что угодно — начиная от мебели малых форм, светильников и заканчивая игрушками.

— Насколько я понимаю, ватные игрушки это реалии советского времени? Наверное, их история изобилует интересными эпизодами...
— Совершенно верно. Сразу после революции, когда Новый год запретили вместе с Рождеством, не стало ни продажи елок, ни елочных украшений. Ну, а когда «жить стало лучше, жить стало веселее», государственный праздник вернули на радость ребятишкам и взрослым. В это же время возобновилось производство елочных игрушек, в том числе из ваты. Свидетельство тому — целая газетная полоса, которую я видела на той выставке американской собирательницы. В газете описывалась некая ватная скульптура на новогоднюю тему. Кстати, во время войны, как ни удивительно, промышленное производство елочных украшений не сократилось, просто игрушки стали примитивнее из-за того, что использовались разнообразные отходы, проволока, стреляные гильзы. Да и сами люди придумывали весьма оригинальные украшения — перегоревшие лампочки расписывали и вешали на елку вместо стеклянных шариков.
После войны, для того чтобы занять людей, дать им какую-то работу, стали организовываться артели. Именно для таких артелей по изготовлению елочных игрушек Загорский институт игрушки даже издал несколько брошюр-пособий. Там подробно описано производство подобных вещиц, все тогдашние ноу-хау и рецептуры. По ватным игрушкам тоже имеется брошюрка, для меня она стала своеобразным учебным пособием. Такое артельное производство существовало до середины 1960-х годов.

— Ольга, расскажите, пожалуйста, как самим изготовить ватную игрушку?
— На мастер-классе я обычно предлагаю сделать две игрушки — снеговика, он попроще и позволяет почувствовать материал, и игрушку-человечка на проволочном каркасе. Берется мягкая проволока, скажем, алюминиевая, режется на две части и сгибается — ручки, ножки, голова. Вата предварительно окрашивается в тазике анилиновыми красками для ткани. Затем готовим клейстер: 1 столовую ложку крахмала разводим в небольшом количестве холодной воды, постоянно помешивая, заливаем стаканом кипятка. Следим, чтобы не было комков. Вату разбираем на полоски. Широкой кисточкой и большим количеством клейстера промазываем цветную вату и как бы набинтовываем ее на каркас, доводя до нужной толщины и объема части тела нашей игрушки. Главное, чтобы вся поверхность ваты была густо покрыта слоем клейстера. Когда он высыхает, образуется тонкая и довольно прочная корочка.
В самом конце, когда тело просохнет, нужно приклеить маску-лицо, которую я обычно делаю из отдельного материала — из соленого теста. Поскольку задача стоит создать именно ретро-игрушку, этот материал дает наибольшую реалистичность. Когда приклеенная голова подсохнет, на то место, где должен быть затылок, накладывается вата и делается или шапка, или прическа — все, что хотите. Для этого я использую натуральную шерсть, «волосы» из нее получаются подходящие. Пока вата не совсем просохла, руки-ноги у этой фигурки гнутся как угодно, и можно придать им нужное положение и позу.

— Как рождаются ваши персонажи? Где вы черпаете идеи?
— Собственно, вся информация, которую человек накапливает к определенному возрасту, все художественные впечатления от литературы, искусства, музыки — все это является основой для рождения образов. Поскольку изготовление игрушек из ваты основано на ретро-технике, то мне показалось, что и образы должны быть созвучными тому, довоенному времени. Так возникла целая галерея персонажей, прообразы которых родом из литературы того времени — например, Манька с Привоза из Катаевского «Белеет парус одинокий», а также более современные персонажи — Иван Чонкин и многие другие.

— Есть у вас особенно любимые персонажи?
— Наиболее интересными мне кажутся мои большие работы — куклы высотой сантиметров тридцать. Это и традиционные Деды Морозы под елку, и вообще всякие скульптуры в стиле ретро: футболисты в одежде 1930-х годов, вратари в кепках, девушки с веслом.

— Ваши работы пользуются спросом, вы постоянный участник выставок во многих галереях Москвы. С чем, по-вашему, связан интерес к такому виду искусства?
— Думаю, прежде всего с тем, что эти игрушки живые, в отличие от современной поточной китайской продукции, наводнившей рынок. Каждая такая игрушка не похожа на другую, достаточно чуть-чуть сдвинуть вату, и получается уже совсем иная фигура. Стоит по-иному положить краски — и уже другое выражение лица. Вы можете придать игрушке неповторимый характер. Вообще, мне кажется, что когда взрослый человек покупает игрушки на Новый год, он думает о своем детстве. Это же самый лучший детский праздник! Многие покупательницы говорили мне, например: «Я хочу купить школьницу в форме — в коричневом платье с белым фартучком и с пионерским галстуком, чтоб показать дочке, как я одевалась, когда ходила в школу».

— Где вы черпаете вдохновение, что помогает вам в творчестве?
— Люблю жить в деревне, недалеко от леса, а если точнее, то в лесу. Садовое товарищество, в котором я живу подолгу, находится как раз в таком месте. Там я отдыхаю, рисую современную деревенскую жизнь, она мне очень интересна. Кстати, именно во время летних прогулок я открыла тот самый замечательный природный материал — растение борщевик.

— В преддверии новогодних и рождественских праздников что бы вы хотели пожелать читателям COMSTAR community? А также тем, кто решит сделать своими руками игрушки, о которых вы нам рассказали?
— Делайте все с любовью, тогда все у вас получится.

Марина Крапивная

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья