Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
От редактора Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИНТЕРНЕТ >> ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ПЛАНЕТЕ

Уже в наступающем году любой желающий сможет испытать отечественные навигационные системы с помощью своих сотовых телефонов

Наша страна — вторая крупнейшая навигационная держава мира. В любой точке планеты можно ориентироваться не только с помощью американской GPS, но и российской ГЛОНАСС. Что представляет собой эта система, какие у нее задачи? Об этом с исполнительным директором ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» кандидатом технических наук Владимиром КЛИМОВЫМ беседует Лариса ЛЕВИТАС.

В 1999 году во время бомбардировки Югославии американцы вырубили сигнал GPS для «не своих» на довольно значительной части Европы. Стало понятно, что зависеть от «дяди Сэма» больше нельзя. Тогда-то европейцы всерьез взялись за свою систему Galileo, а китайцы — за Cомpаss. И в России было принято решение возродить и развивать систему ГЛОНАСС, разработка которой началась в 1970-е годы.

— Владимир Николаевич, итак ГЛОНАСС — это...
— ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система — российская спутниковая система навигации, основой которой является орбитальная группировка, состоящая из 24 спутников, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях.

— То есть ГЛОНАСС является аналогом американской GPS?
— Можно и так сказать, разница лишь в некоторых технических деталях.

— Зачем же надо было тратить бюджетные деньги, если можно пользоваться GPS, что, собственно, сейчас и происходит, если говорить о миллионах российских автомобилистов, владельцев мобильных телефонов и т.д.?
— В мире пока существуют две подобные системы — наша и американская. Японская и индийская относятся к региональным навигационным системам. Правда, на подходе европейская Galileo и китайская Cомpаss. Наличие собственной глобальной навигационной системы не только обеспечивает технологическую и политическую независимость страны, но и дополняет работу GPS, особенно в тех государствах, где американский сигнал принимается не очень устойчиво. Например, в Скандинавии — там уже несколько лет пользуются навигацией ГЛОНАСС.

— Почему?
— Особенности орбитального построения ГЛОНАСС (большее наклонение орбиты, чем у GPS) позволяют в полярных областях иметь в зоне видимости потребителей большее количество КА. Получается, что в каких-то случаях наша система дополняет американскую.

— Можно сказать, что российская ГЛОНАСС конкурент американской GPS?
— Скорее дополнение. Одна хорошо, а две глобальные навигационные системы — лучше. Допустим, вы попали в район плотной застройки, где «ваш» спутник заслонен какими-то препятствиями, и сигнал к прибору не проходит или он переотражен. А другой спутник, чужой, чуточку в сторонке. И его сигнал тут как раз хорошо принимается. Почему же не пользоваться такими возможностями? Еще лучше будет, когда заработают европейская и китайская системы. Мир станет менее затратным, более безопасным и экологичным.

— А как можно будет практически осуществлять переход с ГЛОНАСС на GPS, Galileo или Cомpаss?
— Это технический вопрос. Уже сейчас существуют двухсистемные чипсеты, почему не сделать четырехсистемные, то есть многосистемные модули.

— Какова точность определения координат системой ГЛОНАСС?
— Осредненная погрешность определения координат потребителя по сигналам ГЛОНАСС до 7 — 11 метров.

— История ГЛОНАСС довольно драматична, не правда ли?
— Я бы не сказал, что она драматична. Но, действительно, начинали подобные разработки мы вместе с американцами в 1970-е годы с планирования системы «Ураган», которую потом и конвертировали в ГЛОНАСС. Работа тогда еще советской навигационной системы началась с «Космоса-1314», который был запущен в 1982 году. И к 1995 году создание орбитальной группировки из 24 спутников завершилось. Основным заказчиком и ответственным за испытания и управление системой были назначены Военно-космические силы, которые сейчас именуются Космическими войсками. Однако в 1990-е годы по известным причинам, и прежде всего из-за прекращения госфинансирования, система пришла в упадок.

— Но ведь 24 спутника, необходимых для функционирования глобальной навигации, уже были в космосе...
— Во-первых, орбитальную группировку надо было поддерживать, во-вторых, спутники, которые тогда летали, имели гарантийный ресурс в три года и постепенно выходили из строя. И к лету 2001 года на орбите осталось только шесть спутников, используемых по целевому назначению. Понятно, что глобальной системой навигации это называть уже было нельзя. Тогда-то, в 2001-м, и была утверждена федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», определено финансирование и началась работа. К 2009 году нам удалось добиться полного покрытия территории России. А глобальных масштабов система должна достигнуть в 2011 году.

— Что является целью этой программы?
— Массовое внедрение отечественных навигационных технологий на российском и зарубежном рынках, причем навигационных услуг в интересах всех категорий потребителей. Программа предусматривает гарантированное предоставление потребителям этих услуг с учетом возрастающих к ним требований как в интересах национальной безопасности, так и в плане социально-экономического развития России. Программа не лишена амбиционной составляющей: это укрепление лидирующих позиций нашей страны в области глобальной спутниковой навигации за счет поддержания и развития ГЛОНАСС, улучшения ее характеристик, расширения функциональных возможностей, условий и сфер использования, сбалансированного развития составных частей системы. Эти цели заложены в новом проекте концепции ФЦП на 2012 — 2020 годы.

— Возвращаясь к орбитальной группировке, что мы сейчас имеем?
— Мы имеем орбитальную группировку из 26 спутников «Глонасс-М», ресурс которых 7 лет работы на орбите. 20 спутников в настоящее время используются по целевому назначению. Но уже начата подготовка к летным испытаниям спутника «Глонасс-К», ресурс которого составит 10 лет. Кроме того, «Глонасс-К» будет излучать новый кодовый сигнал, значит, и потребитель получит лучшее навигационное решение. Конфигурация спутников, расположенных на орбите, позволяет обеспечивать глобальную и непрерывную зону действия системы, а также оптимальную геометрию взаимного расположения спутников для повышения точности определения координат.

— Владимир Николаевич, каковы сферы применения возможностей спутниковых навигационных систем?
— Самый широкий спектр. Это и системы мониторинга и обеспечения безопасности на транспорте, и мониторинг сооружений, и сфера строительства. Это защита окружающей среды, сельскохозяйственные работы, деятельность в области геодезии и картографии, охранно-поисковые системы, туризм, страхование... Система управления муниципальным транспортом, логистика, помощь и содействие мобильным отрядам МЧС, МВД, экипажам «Скорой помощи». Словом, трудно назвать сферу нашей жизни, где ГЛОНАСС не играла бы свою значимую роль.

— А социальная составляющая?
— У нас есть проект, который так и называется «Социальный ГЛОНАСС», призванный сформировать безбарьерную среду жизнедеятельности для людей с ограниченными физическими возможностями, помочь ощутить себя полноправными членами общества, стать более уверенными в завтрашнем дне. Для справки сообщу, что на данный момент в рамках развития проекта оснащено порядка 40 транспортных средств в Рязани, Тамбове, Великом Новгороде, Барнауле и Екатеринбурге. Это транспорт домов инвалидов, психоневрологических диспансеров, общеобразовательных учреждений, пассажирских автопредприятий и пр. Проект включает несколько направлений, одним из которых и является оснащение транспортных средств ГЛОНАСС-оборудованием.
Следующее направление, которому мы также уделяем самое пристальное внимание, — индивидуальные устройства, создаваемые в целях навигационно-информационного обеспечения людей с ограниченными возможностями. Например, престарелым людям можно предложить специальный браслет, который будет отслеживать местоположение человека и с помощью специальной кнопки позволять мгновенно связываться с родственниками. Или навигатор для людей с ослабленным зрением с тактильными, звуковыми подсказками, помогающими ориентироваться в пространстве. Больным сахарным диабетом сможет помочь браслет, который помимо определения местоположения человека будет передавать данные о его самочувствии на расстоянии в медицинское учреждение. Стоит отметить, что несколько систем для слабовидящих людей уже разработаны в Японии, ряде стран Европы, аналогичные работы ведутся и в России. Эти системы могут использовать и здоровые люди — местные жители и туристы. Разработаны часы с GPS-функцией, которые надевают туристы, собираясь в горы. Такой турист никогда не потеряется, так как за ним ведется круглосуточное слежение и человек в любой момент может подать сигнал тревоги.

— Что такое проект, который называется «ЭРА ГЛОНАСС»?
— Собственно об этом я и начал только что говорить. Это экстренное реагирование на аварии. «ЭРА ГЛОНАСС» будет работать по той же схеме, что и европейский проект eCALL или американский «911». В рамках этого проекта планируется оснащение автомобилей специальными устройствами, которые в чрезвычайной ситуации смогут передать информацию о данном событии в центры реагирования.

— Своего рода «тревожная кнопка»?
— Да. Возможности глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) таковы, что можно было бы не допустить ни ставшей знаменитой аварии с нефтяной вышкой ВР в Мексиканском заливе, ни трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС.

– Каким образом?
– Известно, что каждое здание и сооружение имеет свой паспорт. Если хотя бы на наиболее значимых сооружениях установить специальные датчики, то вся информация с них могла бы обрабатываться. И если сдвиги или вибрация вдруг превысят норму, сигнал пойдет в центр. На Саяно-Шушенской ГЭС такого функционирующего оборудования не имелось. Что-то закупалось, что-то нет, словом, оснащение не было проведено до конца. Увы, в настоящее время в России отсутствует единый механизм комплексного мониторинга и обеспечения безопасности объектов инфраструктуры и ресурсов страны во всех ее аспектах. Задача стоит более чем серьезная — обеспечить централизованный сбор, обработку и комплексный анализ информации о состоянии широкого круга экономически и социально значимых объектов инфраструктуры государства; прогнозирование негативных техногенных, природных, социальных процессов и их последствий; скоординированное принятие управленческих решений с учетом функций органов исполнительной и государственной власти.

— Какую выгоду может получить экономика, бизнес, экология нашей планеты от внедрения технологий, работающих в глобальных навигационных системах?
— С 2002 года регулярно проводятся заседания группы АТЭС по внедрению технологий ГНСС (GIT), где представители разных стран знакомятся с преимуществами мультимедийного созвездия мировой ГНСС, показывают, насколько ощутимы в мире реальные результаты от внедрения этих технологий. Вот, например, всего за три года (2006 — 2009) доля водителей, которые пробовали ездить по ГНСС в США и Великобритании, возросла более чем вдвое: с 22% до 48% и с 26% до 53% соответственно. Евросоюз также связывает большие надежды с внедрением технологий ГНСС в экономике. По прогнозам экспертов, в предстоящие 20 лет только автотранспорт даст более 70% экономии. На 14-м заседании GIT, состоявшемся летом нынешнего года в Сиэтле (США), очень оптимистичным было выступление представителя администрации штата Вашингтон: он рассказал о программе «умной уборки снега». Один час закрытия горного перевала Снокволме Пасс в Вашингтоне, через который проезжают 32 000 автомобилей в сутки, стоит бюджету штата около $1 млн. С целью повышения эффективности уборки снега и ускорения процесса вся работа спецтехники с помощью ГНСС контролируется центром управления. А вот австралийский опыт: исследования показали, что от внедрения ГНСС в сельском хозяйстве доход фермерских хозяйств штата Квинслэнд ежегодно увеличивается на 10%. Расходы на ГСМ снижаются на 52%, затраты на рабочую силу — на 67%.
Применение технологии управления механизмами при строительстве автострады Port of Brisbane Motorway позволило сократить временные затраты на 30%, на 10% снизить общую стоимость проекта. Но и это не все: на 10% сократились потери на организацию дорожного движения и на 40% — количество полученных травм. Недавнее исследование, проведенное Caterpillar, сравнивает традиционные методы строительства дорог с методами, использующими технологии управления механизмами: в итоге получается более ровный уровень земли, более безопасные условия труда, 100-процентное увеличение производительности и 43-процентное снижение потребления топлива.

— Это зарубежный опыт. А какова эффективность от применения возможностей ГЛОНАСС в нашей стране?
— При создании земельного кадастра сроки выполнения работ сокращаются в 3 раза, при проведении геодезических работ — в 2 раза, при этом вдвое снижаются затраты. При создании городской дорожной инфраструктуры затраты уменьшаются на 35%. Участие спутниковой навигации в организации управления транспортными потоками не только на 20% экономит ресурсы, но и значительно повышает безопасность и независимость контроля транспорта. Примерно такие же показатели и в управлении ЖКХ. Значителен и эффект от внедрения системы мониторинга в добывающей промышленности. За год эксплуатации системы диспетчеризации в ЗАО «Черниговец» рост объемов перевозок составил 12% при одновременном снижении потребления топлива на 8%. Возьмем еще одно предприятие: на ОАО «Южный Кузбасс» рост объемов перевозок как результат внедрения системы составил 12 — 15%.

— Недавнее поручение президента Дмитрия Медведева мэру Москвы Сергею Собянину об использовании ГЛОНАСС в разрешении транспортных проблем столицы дает надежду, что пробки скоро исчезнут?
— Понятно, что одной лишь системой навигации пробки не ликвидировать. Тут нужен комплексный подход — и грамотное строительство дорожного покрытия, и строительство многоуровневых магистралей, и правильные дорожные развязки, и организация парковочных мест... Без этого проблему пробок не решить. Использование навигации ГЛОНАСС способно снизить нагрузку примерно на 10 — 15 %. Но совершенно точно (это уже не раз апробировано и доказано), что системы спутникового мониторинга транспорта позволяют контролировать его целевое использование — маршрут, который пройден транспортным средством, остановки, которые он сделал, скоростной режим и расход топлива. С помощью спутниковой навигации можно собрать статистику для оптимизации маршрутов, помочь водителю в выборе пути следования. Впрочем, с системой работы навигационных приборов многие водители уже знакомы.

— Это правда, что иностранные производители подтвердили готовность собирать телефоны с возможностью использования не только GPS, но и ГЛОНАСС?
— Если все так, это совершенно разумно. Возможности владельцев таких аппаратов существенно возрастают.

— Я слышала, что с помощью ваших спутников можно отправить в космос послание?
— Да, вы правы. Вместе с ОАО «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева» мы реализуем проект по размещению пластин с гравированным текстом на навигационных спутниках «Глонасс-М», запуски которых состоятся в 2011 году.

— Что можно написать на этих пластинах?
— От информации о нашей планете и деятельности предприятий или персон, принимающих участие в создании и эксплуатации ГЛОНАСС, до имен друзей, любимых, знакомых. Ведь спутники выводятся на круговую орбиту и пребывают на ней практически вечно. Те, кто разместит на пластине какую-либо информацию, получат фотографию пластины и свидетельство. Можно заказать и памятный дубликат пластины-оригинала, летающей в космосе.

— Это вы будете делать впервые?
— Нет, в космосе уже летают 53 информационные пластины.

— Поговорим о международных проектах...
— Планируется создание совместных предприятий в Индии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Заключены соглашения с рядом стран: КНДР, Казахстаном, Кубой, Украиной. Подписаны меморандумы с Австралией и Никарагуа, с Бразилией — протокол о сотрудничестве. Некоторые государства, такие как Аргентина, Чили, Колумбия, Перу, Мексика, Азербайджан, Армения, Белоруссия и другие, выразили заинтересованность в сотрудничестве.

— Каковы самые большие планы, касающиеся нашей страны?
— У нас впереди Сочи-2014, Чемпионат мира-2018 по футболу. И это только проекты планетарного масштаба. Есть и другие планы, более локальные, но не менее важные и значимые. О некоторых я уже рассказал.

— Насколько полно используются возможности ГЛОНАСС?
— Я бы сказал, что на сегодняшний день рынок ГЛОНАСС-технологий составляет 1 — 2% от мирового рынка спутниковых навигационных технологий. А мы можем и должны присутствовать на мировом рынке хотя бы на 15 — 20%.

— Астрологи пророчат, что в будущем году нас ожидают большие космические грозы, ураганы. Как относитесь вы к подобным прогнозам?
— Да, мы знаем об увеличении солнечной активности, солнечного ветра, о возможном изменении радиационной обстановки. В такие периоды чаще отказывает оборудование. Это отслеживается, есть институты, которые занимаются прогнозом космической погоды. Когда ситуация становится критической, могут меняться режимы работы спутников. К сожалению, полностью избежать влияния космических гроз пока невозможно.

— Г-н Евтушенков, председатель совета директоров АФК «Система» недавно сказал, что 2011 год должен стать годом массового применения оборудования ГЛОНАСС в России. Вы с этим согласны?
— Мне бы очень хотелось, чтобы так и было. Я уверен, что скоро мы будем пользоваться приемниками ГЛОНАСС так же регулярно, как сейчас используем мобильные телефоны или телевизоры.

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья