Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
От редактора Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ЗВЕЗДА >> УРОКИ ЛЮБВИ

Известная актриса Анна Ардова делится секретами профессионального и семейного счастья

Мечта Анны Ардовой стать актрисой осуществилась не сразу — поступить в театральный удалось лишь с пятой попытки. А сейчас она известна всем и каждому. За два дня до своего дня рождения, 27 сентября, Анна Ардова стала обладательницей ТЭФИ за лучшую женскую роль в сериале «Одна за всех» на телеканале «Домашний». О том, каким был ее путь в профессию, актриса рассказала журналу COMSTAR community.

Анна названа в честь Ахматовой, с которой дружила ее бабушка. Актрисе посчастливилось родиться в замечательной семье. Она дочь актера, режиссера и мультипликатора Бориса Ардова, внучка писателя-сатирика Виктора Ардова и ученицы Станиславского Нины Ольшевской, племянница кумира поколения Алексея Баталова и падчерица культового героя российского кино Игоря Старыгина. Ее дом всегда был гостеприимным, шумным и веселым. В нем практически никогда не закрывались двери, как в переносном, так и в прямом смысле слова: чуть поддев замок снаружи острым предметом, его можно было открыть за считанные секунды.

— Анна, каково жить рядом с такими известными, талантливыми людьми?

— Мне везло на добрых людей и особенно на родных. Дедушка чем-то мне напоминал Чарли Чаплина. Он всегда был немного странно и даже нелепо одет, при этом человеком был невероятно сердобольным: помню, что он часто сидел во дворе и угощал конфетами соседских детей. Папа был громкий, обаятельный донжуан и очень вкусно готовил. Мама, актриса ТЮЗа Мира Ардова — скромная питерская тоненькая барышня. Папина мама, Нина Антоновна Ольшевская, очень добрая женщина, сохранившая до глубокой старости идеально прямую спину и красоту, о которой в Москве ходили легенды. Еще у меня была бабушка Зоя, мамина мама, суровая, но справедливая женщина. Мой отчим Игорь Старыгин, с которым мама прожила несколько лет, добрый, всегда прекрасно одетый мужчина. И папин старший брат, мой дядя Алексей Баталов, правильный всезнающий Учитель жизни.

— И как же складывались отношения с близкими по мере вашего взросления?

— В подростковом возрасте я была просто невыносима. Даже из школы исключили, и, чтобы я все-таки получила аттестат, маме пришлось отправить меня к своей сестре тете Дине — директору сельской школы в Вологодской области. Это произошло в середине девятого класса. Там мои мозги постепенно встали на место, и десятый класс я уже заканчивала в Москве. Тогда же решила, что стану актрисой. Хорошо помню, что долго не могла забыть «Леди Макбет Мценского уезда» с Натальей Гундаревой в главной роли и постоянно думала, что хочу играть именно на сцене Театра им. В. Маяковского. Много лет спустя эта детская мечта сбылась.

— Вы поступали в театральный институт пять раз, тогда как достаточно было звонка отца или дяди, чтобы вас зачислили. Отсутствие протекции — ваше решение или же принципиальная позиция родственников?

— Как вы понимаете, отношение и педагогов, и зрителей к детям известных людей, мягко говоря, настороженное. И я всякий раз впадала на прослушивании в ступор. Наконец, когда меня приняли вольнослушателем в «Щуку», впервые за много лет дядя пошел за меня хлопотать, чтобы из вольнослушателей перевести на очное отделение. Но в итоге... ему отказали. Сейчас я понимаю, что это стало для меня полезным уроком. Ведь иначе я бы всю жизнь корила себя, что занимаю чье-то место (самоедство всегда было моим «пунктиком»). Зато поступила в конце концов в ГИТИС на курс к Андрею Александровичу Гончарову и теперь играю именно в Маяковке, где и мечтала с юности служить.

— Что стало для вас самым сложным в постижении актерского мастерства в театральном институте?

— На первом курсе в одном из отрывков я соблазняла своего партнера и, по замыслу режиссера, мне надо было снять юбку и в колготках и свитере разгуливать по сцене. Мне было нелегко... Но самым тяжелым в учебе, пожалуй, являлись этюды на так называемое публичное одиночество. Этюд это мини-история, которая предполагает изменение настроения и душевного состояния героя на сцене на глазах у зрителя, причем артист должен «рассказать» свою историю доступно и ярко, без слов. Действительно очень важный навык для актера, но... не могу сказать, что мне эта часть профессии давалась легко. И вот однажды педагоги на меня сильно накричали, и я решила, что больше в институт не пойду. Правда, к тому времени я уже была занята в спектакле нашего курса «Буратино» — играла в массовке Пиявочку и на выступление явилась. Потом мне передали, что Гончаров очень сердился: «Ардова имеет наглость выходить на сцену и прогуливать институт». Тогда я решила, что на его занятия приду, но, если он устроит скандал, заберу документы и уйду из вуза. Мастер обошелся со мной на удивление мягко. Сказал примерно следующее: «Ты на сцену-то выходи, я от тебя шедевров не жду». И посмотрел на меня выразительно. Мне сразу стало легче. Ведь я поняла, что пришла учиться, а значит, совершать ошибки можно. А у педагогов такая работа — указывать, что получилось, а что пока не удалось. Это сняло с меня груз гиперответственности ребенка из известной семьи.

— После окончания института у вас был период многолетнего, практически десятилетнего творческого «затишья». Чем вы занимались в «смутное время» отечественного кинематографа? Ведь активно сниматься вы начали лишь в 33 года?

— Шила кукол. (Улыбается.) Мысли о смене рода деятельности у меня не возникало никогда. Да и потом, когда я делала кукол в подарок конкретным людям, подсознательно получался персонаж очень похожий на того, кому кукла предназначалась. И для нервной системы, надо сказать, рукоделие — лучшее, что можно придумать. Во время ожидания Сони (ей уже 14 лет) я бросила курить и для успокоения стала вязать крючком. Сейчас свободного времени остается совсем немного, но иногда все-таки сажусь шить кукол. Особенно, когда чувствую, что надо отдохнуть. Ведь в отличие от спектаклей в театре, где на поклонах получаешь мощнейший прилив позитивной энергии от зала, в кино быстрой подзарядки во время съемок нет. Поэтому работать в кино в этом смысле сложнее.

— Как вы себя восстанавливаете после трудных ролей, которые артиста опустошают?

— Я вообще не понимаю, что значит «опустошают». Нас учили, что если после спектакля ты чувствуешь себя усталым и разбитым, значит, неправильно сыграл.

— Если вы ощущаете, что роль не идет, к кому идете за советом?

— Ко всем. К друзьям, мужу. Критику в свой адрес всегда выслушиваю внимательно и стараюсь взять на заметку отзывы даже не очень тепло настроенных по отношению ко мне людей.

— Ваши дети Соня и Антон снимаются в кино с раннего возраста. Соня снялась в нескольких сериалах («Воровка», «Москва — Центральный округ», «Игра на выбывание», «Зверобой»), Антон «прославился» участием в «Женской лиге», работал с вами в картине «Арамзамзам», которая скоро выйдет на экраны. Если не секрет, как дети распоряжаются своими честно заработанными деньгами?

— Мы с детьми сразу договорились, что деньги мы вместе зарабатываем и тратим сообща. Конечно, и сын, и дочка имеют право купить некоторые вещи по собственному усмотрению. Соня в основном покупает себе наряды и ходит с подружками в кафе, а девятилетний Антон спускает «накопленное непосильным трудом» на игрушки.

— Вы работающая и очень занятая мама. Чем любите заниматься с детьми, когда выдается свободное время?

— Обожаю им читать. Сейчас они повзрослели и стали капризничать, а раньше мы частенько вечерами читали друг другу книжки вслух каждый по странице. Еще я люблю путешествовать с детьми. Когда мы съездили в Испанию, и дети впервые побывали в музеях Сальвадора Дали, я с таким восторгом слушала, как они делятся впечатлениями со своими одноклассниками! Соня заявила, что хочет рисовать, как Сальвадор Дали, а Антон уморительно копировал «взгляд гения». Как вы помните, Дали всегда запечатлен на фотографиях с неестественно выпученными глазами. Это он сам называл «взглядом гения».

— Отличаются ли ваши дети по характеру?

— Да. Соня — рассудительная барышня, а Антон — непоседливый и шумный шалопай.

— Многие люди, рано начавшие работать, в старшем возрасте утверждали, что были лишены детства. Как вы думаете, ваши дети не станут переживать по этому поводу?

— По этому поводу гораздо больше переживаю за них я. Недавно даже сама предложила Соне отказаться от проекта и поехать отдохнуть, но дочь, ни минуты не раздумывая, ответила, удивленно вскинув брови: «Мам, ты что, это же работа!» Антон мечтает стать актером, но сохранится ли его желание к моменту окончания школы, сейчас понять невозможно. Как маме, мне приятно, что на съемочной площадке сын никогда не капризничает. Сколько бы ни длился съемочный день, он всегда готов выслушать замечания и переделать дубль. А ведь после нескольких дублей даже у профессионалов иногда сдают нервы.

— Как вы приводите себя в хорошее настроение, если день не задался?

— Ем макароны. Это мой любимый, проверенный временем антидепрессант. Конечно, позволить себе такую роскошь я могу редко, но, если становится грустно, порция спагетти разгоняет тучи на душе за считанные минуты.

— Часто ли вы бываете в театре и какие премьеры или гастроли не пропускаете ни при каких обстоятельствах?

— В театре бываю редко. Хожу только, если приглашают близкие друзья-актеры, а из гастрольных постановок никогда не пропускаю спектакли питерского режиссера Льва Эренбурга.

— Что для вас, как актрисы, является показателем того, что вы попали на хороший спектакль или фильм?

— Это очень просто определить. Когда начинаешь сопереживать персонажам и забываешь, что перед тобой артисты, совершенно очевидно — спектакль или фильм удался.

— Каких писателей вы любите?

— Больше всего Достоевского и Набокова, а в последнее время открыла для себя Липскерова.

— Каким был ваш идеал мужской красоты в юности, как он трансформировался с годами?

— В детстве я, как и все девочки, была влюблена в д’Артаньяна. Потом к нам домой приходил фарцовщик Женя, в чемодане которого всегда находились вещи невероятной красоты. Женя ассоциировался у меня с роскошной жизнью, поэтому однажды я заявила маме: «Когда я вырасту, выйду замуж либо за Женю, либо за внука Брежнева».

— Ваш семейный союз с актером Александром Шавриным выглядит очень гармоничным. Поделитесь, пожалуйста, своим секретом сохранения семейного счастья.

— Мне кажется, наиболее устойчивыми получаются союзы, где люди настолько разные по темпераменту, что не пытаются «делить территорию», а естественным образом распределяют обязанности так, чтобы каждый отвечал за ту сферу жизни семьи, в которой он разбирается лучше «второй половины». Мы с Сашей прекрасно дополняем друг друга. Я взрывная, импульсивная, быстрая, а муж спокойный, обстоятельный, здравомыслящий. При этом он человек блестяще эрудированный и одаренный многочисленными талантами. Мне кажется, Саша потрясающий педагог — по крайней мере я сама всякий раз замираю с открытым ртом, когда дети подходят к мужу с любым вопросом по истории или литературе, а он мгновенно, без подготовки, рассказывает им увлекательнейшую историю на заданную тему. Не сомневаюсь, что так поданный материал ребята не забудут никогда.

— У вас подрастает дочь. Какие советы вы дали бы ей, отвечая на вопрос: «Чего в семейной жизни делать нельзя?»

— Я бы ответила, что нельзя оскорблять друг друга, потому что в пылу сиюминутной вспышки гнева можно нанести партнеру такие глубокие душевные раны, которые не закроются уже никогда и могут стать причиной разрыва отношений. Также я бы сказала, что никогда нельзя нарушать личное пространство партнера — рыться в его вещах, записных книжках, проверять мобильный телефон. Это унизительно и неприлично. В конце концов, брак основан на любви и доверии, а если этого нет, отношения обречены.

— Есть ли у вас какие-то творческие мечты?

— Нет. Муж отучил меня мечтать что-то сыграть. Потому что, когда долго думаешь о роли, а тебе не дают ее сыграть, ты страдаешь.

— Актрисы часто решаются на смелые эксперименты со своим имиджем. Расскажите о том, как вы менялись ради той или иной роли?

— Самый жестокий эксперимент над собой я поставила на 4-м курсе, когда подстриглась налысо. Волосы, правда, быстро отросли, но с тех пор я уже коротко не стриглась. Для актрисы гораздо удобнее иметь длинные волосы, с которыми можно «играть» в процессе создания образа. А один из самых удачных экспериментов был поставлен мною несколько лет назад, когда я сделала челку и сменила свой пепельно-русый оттенок волос на платиновый. Мне самой понравился полученный результат: я стала выглядеть ярче. В сценической биографии смена цвета волос тоже помогла — мой образ стал более востребованным и узнаваемым.

— Вы в отличной форме. Прикладываете какие-то усилия для сохранения фигуры?

— Я регулярно хожу на йогу. Это не только прекрасный вариант щадящей гимнастики для тела, но и отличный отдых для «перегревшихся» мозгов. После каждого занятия выхожу буквально заново рожденная.

— В каких проектах мы увидим вас в ближайшее время?

— Недавно я снялась у Рената Давлетьярова в картине «Мы одна семья», играю в спектакле Валерия Саркисова «Уроки любви», который мы выпустили этой осенью, и с ним же готовлю еще один проект, рассказывать о котором пока рано.

— Как часто вы пользуетесь Интернетом и что любите изучать в Сети?

— Моя жизнь без Интернета немыслима. По мейлу мне присылают сценарии и пьесы, которые я читаю и соответственно даю согласие принять участие в проекте или же отвечаю отказом. Я часто даю интервью и визирую их, получая по электронной почте. Что очень удобно, ведь это можно делать, даже находясь за тысячи километров от России. Также изучаю массу информации в процессе работы над новой ролью. Ну и, конечно, когда мы готовимся к путешествиям, нахожу в Интернете максимум сведений о стране и конкретном месте, куда мы собираемся поехать. Все члены нашей семьи обожают «культурную программу», которую мы продумываем заранее.

— Ваши пожелания читателям журнала COMSTAR community.

— Желаю всем терпения, терпения и еще раз терпения. Ведь зачастую нам не удается реализовать задуманное только потому, что не хватило сил «немного потерпеть» и дождаться благоприятного момента. Будьте счастливы!

Марина Долина

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья