Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
От редактора Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
МУЗЫКА >> ТЕМНАЯ СТОРОНА ДУШИ

Пессимистические настроения арт-рока с лихвой компенсируются честностью, отсутствием пошлости, дешевой романтики и «розовых очков»

У любителей современной музыки, вовлеченных в сумасшедшую круговерть информационных потоков, зачастую складывается ощущение, что они имеют более-менее полное представление о состоянии дел в этой сфере. Но, оказывается, все то, что представлено на телевидении, радио, в текущих планах звукозаписывающих компаний, в различных рейтингах, это еще далеко не вся музыка. Есть исполнители, группы и даже целые направления, существующие вне этой суетной карусели. Одно из самых интеллектуальных, загадочных и парадоксальных из них — арт-рок. Именно об этом разговор с директором департамента по слияниям и поглощениям компании «КОМСТАР-ОТС», а заодно большим поклонником и знатоком современного рока Владимиром Лейвиманом.

В семидесятых годах прошлого века на Западе стало формироваться новое направление в рок-музыке. Оно знаменовало переход музыкального процесса на более высокий, интеллектуальный уровень. По времени это совпало с социальным молодежным взрывом, потрясшим западные страны в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Этот взрыв не мог не сопровождаться новыми явлениями в искусстве, в том числе в музыке — именно тогда банальный танцевальный рок стал перерождаться в так называемый прогрессивный рок, многие предпочитают называть его «арт-рок».

— Что отличало это направление от других?
— В первую очередь музыканты, представлявшие новое направление, относились гораздо серьезнее к тому, что они играют. Как результат, их музыка была значительно сложнее и разнообразнее. Соответственно, более сложными и метафоричными стали их тексты.

— Эта черта роднит западный арт-рок с российским?
— Что касается российского рока, здесь поэтическая часть всегда была чем-то большим, порой самодовлеющим. Но, поскольку российский рок имел несколько другие корни и мотивы, он приобрел совершенно иные формы.

Электрическая амбициозность
Арт-рок — один из многих поджанров прогрессивного рока. Прогрессивный рок (от англ. Progressive rock) — стиль рок-музыки, возникший в конце 1960-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века. По сравнению с «классической» рок-музыкой он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал свое распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берет многое из классической музыки и джаз-фьюжна в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.

Российская группа «Ария»,
несмотря на отсутствие
рекламы, собирает полные
стадионы

— Музыка и поэзия битников повлияли на арт-рок?
— Мне кажется, не очень. На Западе под влиянием социальных потрясений танцевальная музыка в какой-то своей части прорастала в протестный рок. А уже потом эта протестная музыка переродилась в некий мейнстрим, но уже на другом уровне. Сюда и музыканты посерьезней стали приходить, не просто парни со двора с гитарой.

— Попробуем определиться, кто они, эти музыканты, хотя бы по названиям групп...
— Если брать лидеров направления, то это Pink Floyd, Jethro Tull, Yes, Emerson, Genesis, King Crimson и другие.

— Можно ли сказать, что чем сложнее и интеллектуальнее музыка, тем больше у нее шансов вписаться в это направление?
— Не совсем. Такое положение вещей было актуальным только вначале. Со временем музыка этих групп понемногу менялась — композиции становились спокойнее, возможно, потому, что сами музыканты взрослели. Это можно проследить по группе Pink Floyd. Ее ранние альбомы были зачастую неоправданно сложными, в первую очередь с точки зрения музыкальной структуры, номера затянутыми по времени. Постепенно композиции становились более спокойными по содержанию, музыка — мелодичной, близкой к песенной форме.

— Тексты тоже менялись?
— Да, поначалу сложные со временем они тоже стали перетекать в лирическое русло.

— И как совмещаются лирика и рок?
— Очень хорошо. Дело в том, что арт-рок может звучать и тяжело, и легко. Смысл как раз в том, что это не обычная попсовая песенная форма — это довольно сложно организованное с музыкальной точки зрения произведение. Примером тому может служить американская группа Dream Theater, которая, кстати, недавно выступала в «Лужниках».

— Какова внутренняя организация таких композиций?
— Во многих концептуальных альбомах главная тема может разворачиваться на протяжении всего произведения в манере, аналогичной масштабному литературному повествованию, полнометражному фильму или опере. Примерами могут служить The Lamb Lies Down on Broadway группы Genesis, Dark Side of the Moon и The Wall группы Pink Floyd.

— Для этого направления присуще отрицание коммерческого успеха?
— В некотором смысле это происходит само собой. Сложная музыка, не рассчитанная на широкие массы, вряд ли обречена на большой успех. Но при этом она довольно популярна. Если судить не по телевизионным и радиорейтингам, а по цифрам продаж дисков и сборам от концертов, получается, что арт-роковое направление имеет достаточно обширную аудиторию! Просто оно находится в некоем информационном вакууме, существует само по себе, отдельно. Возможно, это связано с политикой звукозаписывающих компаний, которые не хотят тратить лишних денег на рекламу. При этом данное направление живет и здравствует.

— Как вы думаете, когда человек приходит к пониманию музыки такого уровня?
— Это происходит по-разному. Могу сказать, что среди ее приверженцев очень много и совсем молодых людей. По моим наблюдениям, пониманию арт-рока способствует наличие хоть небольшого музыкального образования. Также многое зависит от окружения, в котором слушатель формируется: если рядом с тинейджером есть люди, увлеченные арт-роком, наверняка и он не сможет пройти мимо этого увлечения. Потому что это интересно, захватывающе, неожиданно.

— Вы сказали, что это многослойная музыка...
— В арт-роке часто присутствует некая полифоническая структура, сложная ритмика. Развитие темы в разных регистрах, с разной обработкой... Это действительно захватывает.

Кто дольше?
Единственной универсальной характеристикой арт-рока является усложнение музыкальной формы. Это может проявляться:
— в удлинении и усложнении музыкальных пьес,
— в тяготении их к циклическим формам академической музыки,
— в формировании альбомов (иногда многодисковых) как целостных произведений.
Так, композиция In Held Twas In I группы Procol Harum длится 17 минут 30 секунд, Mindrevolutions группы Kaipa — 25 минут 47 секунд, Light of Day, Day of Darkness группы Green Carnation длится 1 час, а Six Degrees Of Inner Turbulence Dream Theater — 42 минуты.

— У групп, исповедующих данное направление, есть свои фан-клубы?
— Группы, которые я перечислил, весьма популярны. Или были популярны в свое время. Парадокс: можно каждый день «светиться» по телевизору и при этом не быть уверенным в кассовых сборах от концертов. А можно быть совершенно вне телевидения и радио — и собирать стадионы. К примеру, российская группа «Ария», которой нет на телевидении, радио, вообще нет нигде, выступает на стадионах, постоянно в концертных турах, часто играет в «Олимпийском». Поэтому, я полагаю, ошибочно мнение, что СМИ и медиа делают все.

— А русский рок, какие у него особенности?
— Трудно сказать, я практически не слушаю русского рока. Говорят, «питерская волна» считается интеллектуальной, но, мне кажется, к року она имеет мало отношения. Это скорее молодежная бардовская песня.

— Гребенщикова можно отнести к этому течению из-за нетривиальных текстов?
— Это не рок, скорее тоже бардовская песня, баллада. У БГ не было в группе хороших музыкантов. Чаще всего присутствовала простейшая аранжировка, абсолютно наивная. Возможно, это сделано умышленно, чтобы музыка не заслоняла текстов.

— Система клубной музыки только входит в нашу жизнь. А насколько она сейчас популярна на Западе?
— Она там уже развалилась. Как таковой ее нет. Раньше существовали клубы с традициями, которые формировались на том или ином направлении. Это была долгосрочная и стройная система музыкального и стилевого отбора. Музыканты подписывали с клубами контракты. По определенным дням всегда играли определенные группы. Это было на руку звукозаписывающим компаниям, облегчало их работу. В России же клубы преследуют коммерческие цели, оттого в них царит полный музыкальный винегрет. Клубной системы пока нет и, наверное, не будет.

— Почему западная клубная система разваливается?
— Потому что разваливается существующая музыкальная индустрия в целом. Из-за Интернета. Перестают покупать музыку на CD-носителях, в результате структура, построенная на продажах носителей музыки, рушится.

Dream Theater – один из лидеров направления современного
арт-рока

— Что еще кроме музыкальной подготовки нужно для принятия подобной музыки?
— Это вопрос общего развития и эмоционального состояния — эмоциональность в музыкальном искусстве намного важнее интеллекта.

— ?...
— Абсолютно точно.

— С какими другими стилями смыкается арт-рок?
— Арт-рок может подразумевать все, даже включать фрагмент в стиле диско. Я бы сказал, что это безрамочная музыка. Безоболочная. В ней можно делать что угодно.

— На ваш взгляд, почему рок активно развивается именно в англоязычных странах?
— Мне кажется, здесь следует выделить две вещи. Первое, это сложившаяся традиция. Второе, именно англосаксы, в силу, может быть, исторических причин, обладают необходимой для этого степенью внутренней свободы. Это другие люди.

— А влияет ли на развитие рок-музыки структура языка, его фонетика?
— Ответить однозначно трудно. К примеру, если рассматривать исключительно классический рок, нельзя пройти мимо очень востребованных немецких исполнителей...

В своей «садо-мазо» стилистике Rammstein выглядят вполне
концептуально

— Rammstein, например?!
— Почему нет? В своей «садо-мазо» стилистике они здорово выглядят! Кстати, сейчас они делают англоязычные песни, с нарочитым немецким акцентом. Очень трогательно звучит. Что же касается строя, звучания того или иного языка... Русский язык, мне кажется, не мешает исполнять рок. К примеру, по-французски или по-испански рок звучит гораздо хуже...

— А такие музыканты, как Эрик Клемптон или Сантана, что-то дают арт-року?
— Да! Конечно! Гитарная составляющая этому стилю не чужда. Когда все сделано грамотно, правильно, красиво, это всегда здорово!

— Beatles чужие на этом огороде? Как вы к ним относитесь?
— А как можно относиться к наследию? С уважением.

— Можете сказать, что хотя бы иногда слушаете их?
— Прошлым летом в отпуске! Просто захотелось. Было такое настроение. Чуть ли не неделю...

— Чем отличается арт-рок от андеграундной музыки?
— Андеграунд ведь сам по себе не есть направление. Андеграунд, это все, что вне формата, все, что, грубо говоря, крупные звукозаписывающие компании не хотят издавать — новое, нешаблонное. Но потом из этого может развиться что-то очень интересное.

— Как вы полагаете, есть в арт-роке каноны, четкие ограничительные рамки? Как, например, в поэзии присутствует очень жесткая форма в виде сонета. Ну, там, два катрена, две терцины, которые особым образом рифмуются...
— Разумеется, есть. Встречаются гениальные вещи, сделанные в рамках канона.

— Какие основные темы звучат в текстах?
— Об отношениях людей. Об их жестокости. О переживаниях. О том, что все люди одинаковые... Плохие...

— А о любви?
— О нет! Только не о любви. О любви, конечно, можно по-разному петь. Но как-то нет. Здесь все жестче.

— Стало быть, все крутится вокруг человека, его души, личности?
— Да. Арт-рок иногда бывает dark side. Пессимистические настроения приветствуются. В отличие от противоположных... Зато без пошлости, дрянной романтики и «розовых очков». По-честному...

Константин Владимиров

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.
 
 
 
 
МУЗЫКА >> Темная сторона души






Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья