Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
От редактора Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ПРОСТРАНСТВО >> АРТ-ЗАВОД

Центр современного искусства «Винзавод» помогает молодым художникам России

До сих пор крупнейшие мировые столицы — Париж, Лондон, Нью-Йорк — борются за право считаться первооткрывателями в области превращения огромных промышленных пространств в центре города в дорогое жилье, офисы или центры искусства. Москве в этом смысле повезло — ей досталась приятная возможность, изучив опыт первопроходцев, просто последовать их примеру. Так, в 2007 году на территории комплекса из семи промышленных построек конца XIX века — бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария» — был открыт Центр современного искусства «Винзавод», который по праву может считаться пионером в области организации отечественного масштабного арт-пространства. О том, как это было тогда и что происходит сейчас в стенах одного из главных культурных очагов Москвы, рассказывает руководитель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.

— Что было самым трудным в организации «Винзавода»?
— На первом этапе самым трудным оказалось приспособить пространства старинной промышленной постройки к выставочной деятельности. Дело в том, что для проведения выставок современного искусства требуются особые условия — действительно большие помещения, при этом универсальные и легко трансформируемые под цели разных экспозиций. Таких объектов в Москве не так много, и мы были одними из первых, кто столкнулся с решением подобных задач. Потребовалось проделать значительную работу в этом направлении. И мы привели огромные пространства завода, бывшие в весьма плачевном состоянии, в соответствие со всеми необходимыми критериями современного арт-комплекса, создав позитивную творческую атмосферу, которую вы видите сейчас.

— Чему вам лично пришлось научиться в процессе работы по созданию масштабной арт-площадки?
— Главный навык, который я приобрела на этой работе — умение эффективно общаться с большим количеством неординарных людей, которые, к моему сожалению, не привыкли работать системно. Еще одно приобретенное качество, которое для меня очень ценно, это умение выстраивать неформальные доверительные отношения с партнерами.

— Как вы подбираете команду единомышленников? Какими качествами должны обладать люди, работающие в вашем Центре?
— Основное требование, которое я предъявляю к своим сотрудникам, можно сформулировать так: они должны быть активными, иметь огромное желание эффективно и напряженно работать и, что очень важно, постоянно развиваться.

Арт-центр
«Винзавод» — комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в 4-м Сыромятническом переулке (в пяти минутах от станции метро «Курская»).
Общая площадь — 20 000 метров.

В помещениях бывшего здания старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» располагаются:
— 3 выставочных зала;
— галереи: XL, «Айдан», «М&Ю Гельман», «Риджина», «Проун» и «Ателье № 2», фотогалереи Ирины Меглинской, Photographer.ru и FotoLoft;
— дизайн-студии;
— мастерские художников;
— концептуальный магазин Cara&Co;
— школа стилистов «Персона»;
— арт-кафе;
— книжный магазин.

Приоритетными направлениями деятельности Центра современного искусства «Винзавод» являются:
— организация и проведение персональных выставок;
— кураторские проекты;
— образовательная программа (курс ежемесячных лекций, посвященных различным областям современной культуры);
— всероссийский открытый ежегодный проект «Лучшие фотографии России»;
— благотворительная программа;
— программа по поддержке молодых художников (площадка молодого искусства «Старт»).

Источник: официальный сайт «Винзавода»

— В чем отличие российской и зарубежной публики, которая приходит на выставки современного искусства?
— Я бы сказала, что зарубежная публика более подготовленная. И это объяснимо: в России еще не сформировалась инфраструктура для развития и демонстрации современного искусства, как на Западе. И действительно качественных и интересных проектов, на которых такая публика воспитывается, пока не так много. К тому же зарубежный зритель мобильнее, он широко пользуется имеющейся у него возможностью ездить на выставки в другие страны, сравнивать, анализировать. Но наш зритель быстро меняется, и, я надеюсь, очень скоро это различие исчезнет.

— Какая информация о художнике вам необходима для того, чтобы принять решение устроить его выставку на «Винзаводе»?
— Непосредственно персональные выставки художников «Винзавод» не реализует, мы специализируемся на крупных художественных проектах. Персональными выставками занимаются галереи, которые осуществляют дальнейшее продвижение своих авторов. Однако в нашей стране очень мало институций, занимающихся молодыми художниками. Им, молодым, практически невозможно пробиться в среду профессионалов. Нас давно волнует эта проблема, и в октябре 2008 года «Винзавод» инициировал проект поддержки начинающих художников «Старт». Раз в месяц здесь проходят персональные выставки молодых художников. Главное требование к участникам — отсутствие персональных выставок и участие не более чем в трех групповых выставках. При отборе кандидатов мы, конечно, обращаем внимание на проработанность проекта, его актуальность и техническое исполнение. Мы делаем акцент на регионы: география участников охватывает всю страну (Санкт-Петербург, Сыктывкар, Красноярск, Тверь, Краснодар и др.). Любой молодой художник может открыто подать заявку и, пройдя строгий кураторский отбор, стать участником проекта.

— В какую страну вы посоветовали бы отправиться молодому художнику в образовательных целях, чтобы составить наиболее полное впечатление о тенденциях современного искусства? Какие выставочные центры Европы из широко известных и, наоборот, камерных и малодоступных вы бы порекомендовали посетить?
— Чтобы получить общее представление о тенденциях в области искусства советую поехать в США и Великобританию, где представлены как традиционные направления, так и новые течения. Там находятся самые авторитетные и влиятельные арт-центры — МОМА (Нью-Йорк), Tate Modern (Лондон).
В Европе необходимо посетить Центр Помпиду (Париж), Музей королевы Софии (Мадрид), Музей современного искусства Kiasma (Хельсинки). Главным городом для молодого независимого искусства сейчас является Берлин. Это очень недорогой город, поэтому художники могут жить там месяцами.
К тому же у молодых художников есть отличная возможность учиться за границей, так как многие арт-центры по всему миру реализуют собственные международные образовательные программы, летние школы и семинары.

Мисс «Винзавод»
Софья Троценко
Родилась 6 ноября.
Окончила школу в 1996-м.
В этом же году поступила во ВГИК на экономический факультет.
Параллельно работала моделью.
В 2001-м начала работать в компании по управлению недвижимостью.
В 2004-м стала победительницей конкурса «Миссис Москва».
Тогда же организовала фотостудию Eleven (крупнейшая фотостудия в Москве, в 2006-м переехала на «Винзавод»).
С конца 2005 года управляет Центром современного искусства «Винзавод».
Замужем, воспитывает двоих сыновей.

— Какие деятели искусства оказали наибольшее влияние на ваш собственный художественный кругозор?
— Я не могу назвать кого-то конкретно. В процессе работы над проектами я пересекаюсь со многими художниками, арт-критиками и кураторами, общение с которыми, безусловно, очень расширяет мой кругозор. Каждый раз узнаешь что-то новое, открываешь иные грани уже известного. Я посещала много выставок не только в Москве, но также в Лондоне, Париже, Мадриде и других мировых культурных центрах. Это самый лучший способ сформировать художественный вкус.

— А есть у вас любимые художественные направления, если говорить о художниках XIX — XX веков?
— Мне нравятся работы начала ХХ века, русский конструктивизм и авангард. На мой взгляд, это один из самых ярких периодов в истории нашего искусства. Его влияние мы видим в архитектуре многих российских городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других и в фотографиях этого периода.

— Общаетесь ли вы с «конкурентами» из «Гаража» и «Красного Октября». Обмениваетесь ли вы с ними мнениями о проектах друг друга?
— Я не считаю эти проекты конкурентными «Винзаводу» в первую очередь потому, что мы занимаем совершенно разные ниши, работаем на разные аудитории. К тому же для Москвы, одного из крупнейших мегаполисов мира, недостаточно иметь столько арт-площадок, сколько имеется сейчас. Поскольку мы являемся коллегами — делаем одно общее дело, мы часто общаемся, нередко сотрудничаем на общих проектах.

— Какие направления в работе «Винзавода» вы хотели бы развивать в будущем? В одном из своих интервью вы упоминали о создании театральной и киноплощадки — расскажите об этом подробнее.
— Да, действительно, это приоритетные проекты на ближайшее время. Они уже реализуются, но имеют главным образом разовый характер. Среди наиболее интересных и успешных могу отметить сотрудничество с режиссером Кириллом Серебренниковым, театром «Практика», которое воплотилось в рамках проекта «Ночь галерей на «Винзаводе». Помимо этого раз в неделю в творческих мастерских проходят кинопоказы для аудиторий разного возраста, а в «Цурцум кафе», например, любой желающий может познакомиться с работами классиков мирового кино.

— Как сказался финансовый кризис на планах развития «Винзавода»?
— Конечно, кризис внес свои коррективы в наши выставочные планы. Ведь «Винзавод» это некоммерческий проект, и большинство выставок осуществляется на спонсорские деньги. Поэтому кое-что из задуманного пришлось отложить. Изменения не коснулись только двух постоянных направлений: проекта поддержки молодого искусства «Старт», он приоритетный в деятельности Центра, и проекта «Лучшие фотографии России».

— «Лучшие фотографии России» — всероссийский проект, который вы проводите уже второй год подряд. Какова его главная цель?
— Показать Россию глазами ее жителей. Мне очень приятно, что проект вызвал такой широкий резонанс в обществе. В этом году выставку посетил президент Дмитрий Медведев, что стало для нас еще одним показателем высокого уровня и качества нашей работы.

— Какие новые проекты нас ждут этой весной?
— В марте на «Винзаводе» открылась выставка «Сторона Б», организованная совместно с международной благотворительной организацией «Врачи без границ». На выставке представлены работы фотографов, сделанные в горячих точках по всему миру.
В апреле «Винзавод» открывает серию выставок фотографий из архива ТАСС — «Парады Страны Советов», «Символы советской эпохи», «Советский быт», «Иностранцы в СССР». Цель проекта — показать неизвестные страницы жизни большой страны в снимках признанных советских мастеров фоторепортажа. Среди них Халдей, Редькин, Альперт, Евзерихин, Грановский, Генде-Роте, Кассиль, Егоров, Портер и другие.

— Какое место в вашей жизни занимает семья?
— Семья это источник вдохновения для человека. У меня очень хорошие и близкие отношения с родителями. Я стараюсь как можно больше времени проводить со своими детьми, мужем, все вместе мы любим путешествовать, отдыхать — ходим в кино, гуляем в парке. Что касается воспитания детей, я стараюсь не навязывать своего мнения по поводу того, чем им заниматься. Считаю, если у человека есть творческие способности, то они обязательно проявятся. Ребенок должен заниматься тем, что ему нравится.

— Насколько важным в вашей деятельности является использование современных средств связи? Как вы к ним относитесь?
— Хотя я предпочитаю личное общение, не могу не признать, что современные средства связи, в частности Интернет, значительно упрощают общение на расстоянии. К тому же это самое эффективное средство связи, особенно при организации международных проектов. Я часто бываю в заграничных поездках, поэтому не представляю своей жизни без ноутбука и высокоскоростного Интернета, который позволяет оперативно решать многие вопросы.

Александр Улуханов

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.
 
 
 
 
ПРОСТРАНСТВО >> Арт-завод






Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья