Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
От редактора Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ПАРТНЕР >> МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХРАМ МУЗЫКИ

Замечено, чем больше хорошей музыки звучит в концертном зале, тем лучше становится его акустика. Но это еще не вся мистика...

Московский международный Дом музыки — это 10 этажей творческой атмосферы, 42 тысячи квадратных метров вдохновения, разножанровая музыка в исполнении мировых звезд первой величины. Об одном из трех концертных залов Дома музыки — Светлановском — величайший тенор современности Пласидо Доминго сказал: «Прекрасный зал! Прекрасный звук! Прекрасная публика!» О крупнейшем музыкальном центре столицы рассказывает заместитель генерального директора ММДМ Ольга ЛЯКИНА.

Это только кажется, что в Москве достаточно концертных площадок. На самом деле огромный мегаполис с многомиллионным населением имеет в своем распоряжении всего 1670 мест в консерватории, 1500 — в Концертном зале им. П.И. Чайковского, закрытый на реконструкцию ГЦКЗ «Россия», примеру которого скоро последует Большой зал консерватории...

— Разве этого достаточно для нормальной концертной жизни столицы?
— Этого мало даже с учетом наших 1700 мест. Спрос на концертные площадки очень велик: во многих репертуары расписаны на два года вперед! К тому же растут и зрительские запросы. Публика хочет видеть хорошие, качественные, мультимедийные программы, слушать интересных солистов. И, с другой стороны, известные артисты стремятся проявлять себя в разных жанрах. Так, скрипач с мировым именем Максим Венгеров стал дирижировать, певица Хибла Герзмава пробует себя в области блюза, с джазовыми программами регулярно выступает пианист Денис Мацуев. Для таких исполнителей нужны площадки, где они могут экспериментировать. И мы их предоставляем.

— Насколько шире возможности Дома музыки по сравнению с другими концертными площадками Москвы?
— В трех наших залах можно увидеть и услышать все: сегодня здесь органный концерт, завтра свой спектакль представляет Театр Романа Виктюка, послезавтра идет концерт современной музыки, кроссовер или джаз. В этой многожанровости уникальность Дома музыки.

— Чем отличаются залы ММДМ друг от друга?
— Наиболее популярные залы — Светлановский (Большой) и Театральный. В Светлановском зале можно воплотить по-настоящему грандиозные проекты! Были прецеденты, когда там снималась часть партера для грандиозного балетно-музыкального действия. Это была постановка Бориса Эйфмана и президента Дома маэстро Владимира Спивакова «Реквиема» Моцарта — потрясающий масштабный проект с оркестром в партере, балетом на сцене, световыми и визуальными эффектами. Современная пластика, как оказалось, очень подходит этому залу. Кстати, как и джаз, который пользуется у нас широкой популярностью. Светлановский зал джазовые музыканты воспринимают очень тепло, чувствуют себя здесь комфортно. У нас выступали исполнители из Америки, Европы. Стали уже традиционными несколько блюзовых абонементов, есть абонемент, в котором выступают звезды world-music. А вообще Светлановский зал — та площадка, где можно экспериментировать в необычных, непривычных стилях и жанрах.

— Как представлена в Доме музыки мировая классика?
— Концерты классической музыки это святая святых. Причем выступают в них лучшие представители жанра — Рене Флеминг, которую называют «золотым стандартом сопрано», Джесси Норман, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский, я уже не говорю о трех знаменитых тенорах — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерасе... Этот список можно продолжать очень долго... Добавлю лишь, что на фестивале «Владимир Спиваков приглашает» выступала звезда французского и мирового кино Фанни Ардан, были у нас в гостях многие отечественные театральные знаменитости. В общем нам уже есть чем гордиться, но и есть куда стремиться.

— Что предлагает зрителям сцена Театрального зала?
— Театральный зал хорош не только для спектаклей, как следует из его названия, но и для всевозможных мультимедийных программ, реализация которых требует световых эффектов, музыкального сопровождения, возможно, трансформации сцены. Вполне органично здесь смотрятся балетные постановки. Надо сказать, что мы всячески поддерживаем авторскую песню. Есть всеми любимые Татьяна и Сергей Никитины, а есть артисты другого плана, по исполнительскому мастерству они ближе к жанру театрализованной песни. Это жанр, ярчайшим представителем которого был Александр Вертинский. Он умел превратить исполнение каждой песни в мини-спектакль. Мы с радостью приветствуем артистов, которые поддерживают эту традицию. Поскольку Театральный зал у нас наименее академичный, мы позволили здесь воплотиться достаточно нестандартным проектам: огромной популярностью пользовалось шоу китайских монахов из монастыря Шаолинь, они показали уникальное владение оружием, было красиво и необычно — такого не увидишь на других площадках.

— Какие особенности у третьего зала — Камерного?
— Тут и сложнее, и проще. Ведь камерная музыка не имеет активной визуализации, она и более глубокая, и более тонкая, она о высших материях... Камерная музыка позволяет современному слушателю отрешиться от суеты, от бешеного темпа жизни, чтобы погрузиться в созерцание каких-то своих, внутренних глубин. Для этого в Камерном зале есть все: великолепная акустика, спокойные изысканные интерьеры, доверительная атмосфера и, главное, первоклассные исполнители на сцене. Здесь проходят фестивали старинной музыки, которая очень популярна в Европе и России. К нам приезжают лучшие музыканты со всего мира. Например, Семен Скигин, который сейчас живет в Германии, работает со звездами оперной сцены и привозит сюда потрясающие голоса. Представьте, на сцене Екатерина Семенчук (знаменитое меццо-сопрано) и Алла Демидова. Они создают абсолютное волшебство: многие знают романсы Чайковского, но немногие читали его письма. И когда великолепные исполнители соединяют музыкальное и литературное наследие великого композитора в единое действо, зрители в зале открывают для себя «другого» Чайковского. Таких проектов немало. Ведь камерные программы, как никакие другие, способны вызвать в человеке состояние катарсиса, если хотите, а не за этим ли люди устремляются в концертный зал?

Интерактив «КОМСТАР»
Алексей Гончарук, первый вице-президент «КОМСТАР-ОТС»:

«Московский международный Дом музыки и «КОМСТАР-ОТС» объединяет почти десятилетняя история сотрудничества. Первый договор о взаимодействии между нами был заключен в ноябре 2002 года. С тех пор сотрудничество между компаниями активно развивается. Так, наши давние и плодотворные отношения отразились на статусе ММДМ, который является VIP-клиентом «КОМСТАР». Это дает ему дополнительные привилегии обслуживания, в том числе выделение персонального менеджера, курирующего работу с данным клиентом, возможность быстро разрешать самые многообразные технические и финансовые вопросы и многое другое.
В настоящий момент оператор «КОМСТАР-ОТС» предоставляет для ММДМ услуги телефонии (84 телефонных номера). На объекте установлена УАТС (учрежденческая автоматическая телефонная станция), которая находится на обслуживании у «КОМСТАР». В рамках развития сотрудничества в текущем году ММДМ планирует произвести ее модернизацию, что будет способствовать увеличению возможности для дальнейшего расширения потребляемых услуг».

— Я знаю, что огромное внимание вы уделяете детским программам...
— Вы правы. Только детских абонементов в следующем сезоне 12! В них представлены лучшие образцы различных жанров — музыкальные спектакли, театральные постановки, балет, опера, джаз! Они охватывают работы московских и подмосковных театров и студий. Согласитесь, некоторые театры находятся на окраине города, до них порой трудно добраться, не говоря уже о замечательных подмосковных театрах — пантомимы, кукол. В то время как держатель абонемента идет привычной дорогой в Дом музыки и знакомится с этими театрами у нас, в центре Москвы. Не могу не сказать об уникальном абонементе Международного Благотворительного фонда Владимира Спивакова «Дети — детям». На сцене одаренные, подчас гениальные ребята играют (поют, танцуют) для сверстников. Мы знаем не один пример, когда это становилось толчком для творческого развития ребенка. Дети — приоритетная публика Дома музыки. Мы осознаем, что если маленького зрителя привести на неудачный спектакль или концерт, он не сможет полюбить классическое искусство.

— На что вы ориентируетесь, планируя работу Дома музыки? Учитываете опыт других концертных организаций или у вас есть свои концепции?
— Правильнее будет сказать, что мы шли своим путем. Поскольку мы создавали структуру Дома музыки изначально ни на что не опираясь, нам не пришлось ничего пересматривать или переделывать. Наш менеджмент сумел сразу довольно рационально и практически верно выстроить работу. Нередко незнание каких-то традиций освобождает от штампов. Все современные средства взаимодействия с публикой взяты нами на вооружение. Например, мы сразу создали call-центр, сотрудники которого контактируют со зрителями. Изучив работу интернет-порталов по продаже билетов, использовали их лучшие наработки. У нас большая электронная база наших постоянных зрителей. Мы знаем, какие у них предпочтения, кому нравится камерная музыка, кому джаз, кому театральные постановки, кто желает приобрести детские абонементы. Практика показала, что такой инновационный подход к работе со зрителем оправданн. Даже за минувшие полтора кризисных года у нас не произошло ничего непоправимого, не упала посещаемость, не появились пустые кресла.

— Если вспомнить историю, Дом музыки начинал работу отнюдь не в самых благоприятных условиях...
— В стране, с трудом выровнявшей дыхание после дефолта, серьезное искусство (в широком смысле слова) переживало не лучшие времена. Поэтому появление такого проекта, как Дом музыки, было своего рода вызовом. Главная трудность заключалась в том, что нам пришлось вписываться в уже сложившийся и поделенный рынок.

Хрустальный проект
Московский международный Дом музыки — крупнейший концертный центр столицы, торжественное открытие которого состоялось в декабре 2002 года. Дом музыки построен в 2002 году по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова и выдающегося музыканта и общественного деятеля Владимира Спивакова на средства московского правительства. Строительство ММДМ было выполнено за 18 месяцев по проекту «Товарищества театральных архитекторов» (архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников). В трех залах комплекса — Светлановском, Камерном и Театральном — проводятся спектакли и концерты, крупные международные форумы и творческие вечера, презентации и праздничные шоу, конференции и корпоративные встречи. На фестивале «Зодчество» коллектив архитекторов за проект Дома музыки был удостоен приза «Хрустальный Дедал».

— Что обычно входит в райдер мировой звезды — в список требований музыкантов к организаторам концертов?
— Наверное, можно было бы сказать, что есть капризные примадонны. Хотя... Что есть каприз, а что — жесткое, но все-таки разумное требование? Кто-то настаивает, чтобы его совершенно избавили даже от намека на сигаретный дым. Каприз? Не думаю. Другой требует исключить из букетов определенные виды цветов. Это каприз? А если у исполнителя аллергия? Главное же в том, что к нам приезжают выдающиеся артисты, которые большую часть жизни посвятили совершенствованию своего мастерства. Исполнители живут в очень жестком графике, в котором все подчинено творчеству. Им всегда надо быть в форме, в определенном состоянии духа, чтобы донести до публики настоящее, высокое искусство. Это люди с колоссальной внутренней самодисциплиной. Хотя, если некоторые из них просят дополнительные телефонные линии в артистическую, мы всегда идем им навстречу. Просят специальное ковровое покрытие, увлажнители воздуха, особое меню — не видим в этом проблемы.

— Как звезды ведут себя перед концертами?
— По-разному. Но обычно в день концерта никто не репетирует, исполнители стараются, чтобы к ним никто не подходил. Особенно это касается оперных звезд — выходят на сцену разве что перед самым концертом, чтобы просто попробовать голос. Исполнителей мы привозим за несколько дней до выступления, чтобы они прошли акклиматизацию, могли сосредоточиться, почувствовать внутреннее наполнение, которое потом передадут публике. Это все очень тонкие материи.

— Возможность артисту остаться с самим собой предусмотрена архитектурой здания?
— Да, в этом плане у нас, как, пожалуй, нигде в Москве, удобно и комфортно. Есть достаточное количество артистических комнат, хорошо оборудованных, с условиями для отдыха. Есть большие помещения — для оркестровых коллективов. У каждого зала свои гримерки. Это очень удобно: если для концерта в Светлановском зале задействовано много артистов, мы предлагаем артистические других залов, чтобы все могли разместиться комфортно.

— Это правда, что акустика Светлановского зала установилась не сразу?
— Да, поначалу были проблемы. Для того чтобы акустика устоялась, требуется не один день и не один год. Зал сделан из дерева (кстати, сибирская лиственница, из которой выполнена его облицовка, считается лучшим акустическим деревом), а у дерева свои особенности — ему надо дать возможность высохнуть и «прозвучать», оно должно адаптироваться к звуковым волнам, вибрациям. Кроме того, при проектировании Светлановского зала сразу было предусмотрено наличие органа. Но орган нам установили только в 2004 году, а концерты начались уже в 2003-м. То есть полтора года в зале была совершенно другая акустика. Сейчас, когда орган (уникальный для нашей страны) на своем месте, акустика совершенно иная. Трубы органа, швеллеры, вся архитектура фронтальной стены дают возможность звуку раскрыться. Да и пространство зала (а он у нас круглый, часть мест в нем находится практически за сценой), позволяет звуку иначе циркулировать. Еще один фактор: чем больше в зале играют, тем лучше он звучит. Ну и самое главное, когда выступают великие мастера, зал отвечает благодарностью, это уже почти мистика... Я помню один из концертов, когда Михаил Плетнев открывал фестиваль «Моцартиана». В тот вечер появилось необыкновенное ощущение — словно он играет в храме. Помню еще один концерт, когда пела Джесси Норман. Было чувство, что звучит сам воздух. Как будто не она поет, а звук рождается в воздухе. Я такого никогда не слышала.

— Через два года первый большой юбилей — Дому музыки исполнится десять лет. Как будете его встречать?
— Сейчас мы согласовываем участие знаменитых исполнителей в наших программах. И поверьте, это будет ударный год!

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья