Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ПАРТНЕР >> ВСЕ ОТТЕНКИ ЖЕЛТОГО

На пути к успеху телефонный справочник сменил несколько владельцев

"Желтые страницы Москва" - одна из самых динамичных компаний в секторе рекламно-справочной информации в России. Едва ли сегодня найдется офис в Москве или Санкт-Петербурге, в котором бы не пользовались бумажной или электронной версией "Желтых страниц". География бизнеса компании быстро расширяется. для того чтобы он стал успешным, российская экономика должна была пройти длинный путь от "дикого" рынка 1990-х к ее нынешнему состоянию.

Когда в середине 1990-х издатели "Желтых страниц" вывели первую версию справочника на рынок, их ждало разочарование. Российские "Желтые страницы" вышли в Москве в 1994 году тиражом 50 000 экземпляров - 45 000 на русском и 5000 - на английском языке. В 700-страничной книге было опубликовано 60 000 данных о компаниях. Инициаторами проекта выступили МГТС и издательство Marvol. Однако добиться успеха им не удалось - популярность "Желтых страниц" оказалась небольшой. Причин тому несколько. Во-первых, справочник был неполным, во-вторых, он очень быстро устарел. Кроме того, точность информации и качество бумаги не соответствовали европейским стандартам.

Александр Смолин, который возглавляет компанию сегодня, комментирует историю так: "В середине 1990-х годов ни государство, ни коммерческие структуры не занимались сбором, обработкой и классификацией информации о компаниях, товарах и услугах на постоянной основе. Многие представители бизнеса не были заинтересованы в публикации сведений о своих компаниях и продукции. К тому же жизненный цикл многих фирм был очень коротким".

МГТС рассталась с Marvol и начала поиски нового партнера и инвестора. Таковым стал государственный концерн Deutsche Telecom, пришедший на российский рынок в 1993 году.

Сегодня информационные каталоги "Эниро Рус-М"
издаются во многих городах от Санкт-Петербурга до Урала.

Правда, у DT были свои взгляды на развитие бизнеса, которые российским партнерам тогда казались спорными. Например, немецкий оператор настаивал на исключительно бесплатном распространении каталога, как это принято на Западе. Доходы от издания при этом поступают от публикации рекламы в каталоге. Партнерам удалось издать три версии справочника, но они не смогли организовать эффективную промоушн-кампанию. В результате популярность и узнаваемость "Желтых страниц" оставались невысокими.

В 1997 году в Deutsche Telecom произошла реструктуризация, концерн вышел из ряда проектов, не связанных напрямую с его основным бизнесом, в том числе из российского издания "Желтых страниц". МГТС также потеряла интерес к проекту. Зато им заинтересовался немецкий предприниматель Свен-Уве Эрнст, продолживший начатое его предшественниками дело. Однако через год Эрнст продал бизнес фирме Eniro International AB, которая специализировалась на выпуске телефонных справочников, создании поисковых систем в Интернете и развитии баз данных. С этого момента компания стала называться "Эниро Рус-М".

По подсчетам Александра Смолина, сумма инвестиций в "Желтые страницы" составила примерно $6 млн. за пять лет. Проект курировал президент Eniro International AB Пол Бру. "По-русски он говорить не научился, но всегда с большим уважением относился к персоналу российского филиала и поддерживал многие смелые инициативы", - вспоминает Смолин.

ПОЧЕМУ СТРАНИЦЫ ЖЕЛТЫЕ?
Впервые термин "желтые страницы" был использован в 1883 году в США. В типографии, печатавшей телефонные книги, закончилась белая бумага, и вместо нее была использована желтая. Издание необычного цвета понравилось потребителям, поэтому в 1886 году американский бизнесмен Рубен Доноли издал справочник "Желтые страницы" с названиями компаний и номерами телефонов, разделив предприятия по категориям товаров и услуг. В 1909 году в Сент-Луисе вышел первый каталог "Желтые страницы" с рекламными купонами.

Большая часть инвестиций была направлена на создание базы данных. Информационный каталог, по словам главы компании, является самым дорогостоящим активом "Желтых страниц". Сбор данных о предприятиях проводится непрерывно, это очень трудоемкий процесс, в него вовлечены основные силы компании - большинство из 420 сотрудников. В бизнес-сообществе ежедневно происходят изменения - одни фирмы появляются, другие исчезают с рынка, третьи меняют адрес, юридический статус или собственников. Чтобы не утратить репутацию самого точного гида в российском бизнесе, "Желтые страницы" должны постоянно обновлять базу данных. "Поиск новых предприятий для пополнения справочника и проверка уже имеющихся в нем адресов и телефонов являются основной задачей персонала компании. Сотрудники анализируют газеты, журналы с рекламными объявлениями, буклеты, рекламные листовки, визитные карточки и другие источники информации для проверки сведений в базе данных", - поясняет директор по продажам и маркетингу "Эниро Рус-М" Светлана Краюшкина. Рассчитывать в этой работе только на государственный регистр частных предприятий не приходится, так как многие российские предприятия, указанные в регистре, существуют только на бумаге. "Отсутствие поддержки со стороны государства является одновременно и проблемой, и перспективой "Желтых страниц Москвы". Сосредоточив усилия на самостоятельном поиске новых компаний и обновлении данных о существующих, мы создаем уникальный продукт. Чем тщательнее будет проводиться эта работа, тем сильнее наши конкурентные позиции", - считает Смолин.

Конкуренты у "Эниро Рус-М" есть, но пока они не слишком беспокоят компанию. Себестоимость бумажной версии московского справочника составляет до $5 с доставкой по России, при этом в соответствии с традицией, заложенной в свое время DT, справочник распространяется бесплатно. Никто из мелких издателей не может себе позволить такую модель бизнеса, требующую значительных начальных инвестиций. "Конкуренты пытаются заимствовать базы данных и издавать некое подобие "Желтых страниц Москвы", особенно в тех регионах России, где мы еще недостаточно развернулись. Но их каталоги полны неточностей, да и качество бумаги оставляет желать лучшего. Конкуренты не представляют для нас опасности в плане качества и инновационных подходов, а лишь портят имидж "Желтых страниц" своими "подделками", - говорит Александр Смолин.

Сбор данных о предприятиях проводится непрерывно. в бизнес-сообществе ежедневно происходят изменения. чтобы не утратить репутацию самого точного гида в российском бизнесе, "Желтые страницы" должны постоянно обновлять базу данных

Сегодня информационные каталоги "Эниро Рус-М", в том числе "Желтые страницы Москвы", "Контакт СПБ", "Контакт Урал", "Контакт Поволжье" и "Навигатор", издаются во многих городах от Санкт-Петербурга до Урала. Общероссийский тираж справочников компании в 2005 году составил 1 млн. экземпляров, включая печатные и электронные версии информационных продуктов. В "Эниро Рус-М" считают, что с учетом интернет-пользователей число клиентов компании еще выше.

Себестоимость бумажной версии московского
справочника составляет до $5 с доставкой по России.

"Эниро Рус-М" уже несколько лет работает над созданием интернет-версий своих каталогов, в результате чего родился уникальный продукт - рекламно-справочный портал www.yellowpages.ru. Недавно компания решила начать сотрудничество с Яndex. "Мы долгое время конкурировали, но потом поняли, что лучше объединить усилия для укрепления позиций в сегменте электронных баз данных и интернет-услуг. Яndex - сильная компания профессионалов, создавших множество нужных интернет-продуктов, поэтому мы охотно стали работать совместно", - рассказывает Смолин. ПроектYellowpages.ru был отмечен премией "Рунет-2005".

Другой партнер "Эниро Рус-М" - телекоммуникационный оператор "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы", который обеспечивает издателю доступ в Интернет и предоставляет услуги фиксированной телефонной связи. Кроме того, "КОМСТАР" организует доступ к базе данных "Желтых страниц Москвы" посредством технологии Wi-Fi. "Большой прибыли от использования Wi-Fi "Желтые Страницы Москвы" не ожидают, но совместная работа с компанией "КОМСТАР" в этом направлении способствует повышению технологичности и престижа бизнес-справочника", - говорит Светлана Краюшкина.

Справочнику "Желтые страницы Москва" удалось выйти на окупаемость в 2004 году. Компания планирует и далее издавать информационные каталоги в печатном и цифровом виде. "По нашим прогнозам, перевеса в сторону того или иного носителя в обозримой перспективе на рынке не ожидается. Поэтому мы будем развивать оба направления и привлекать рекламодателей, чтобы увеличить прибыльность "Желтых страниц" в России", - заключает глава компании Александр Смолин.

Павел Стефанишин

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья