Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
СТИЛЬ ЖИЗНИ >> СВОБОДА. СКОРОСТЬ. РИСК

Что заставляет успешного менеджера стать экстремальным байкером?

Хобби наших современников становятся все необычнее. Если это танцы, то продвинутая молодежь выберет непременно сальсу, а поклонники театра займутся флешмобом. Все больше становится коллекционеров с неудобопроизносимым названием «перидромофилы», хотя собирают они всего-навсего проездные билеты, жетоны или абонентские карточки. Повальное увлечение аэробикой сменил не менее популярный сегодня паркур. Но какие бы новинки ни претендовали на то, чтобы занять досуг людей, ни одной из них до сих пор не удалось потеснить увлечение мотоциклом, старым добрым «байком», верность которому хранит уже не одно поколение поклонников свободы, скорости и риска.

Перефразируя известные строчки Владимира Маяковского, можно сказать: «Мы говорим «байкер» — подразумеваем «Харлей», мы говорим «Харлей» — подразумеваем «байкер». Говорят, что история не терпит сослагательного наклонения, но, возможно, байкерского движения не было бы вовсе, не появись в начале прошлого века мотоцикл.

На «моторке» — хорошо, на «Харлее» — лучше!

Когда тебе двадцать и ты полон энергии, то просто невозможно предугадать, во что может вылиться самое невинное увлечение. Так, Уильям Харлей и Артур Дэвидсон, молодые люди из Милуоки (штат Висконсин), хоть и увлекались механикой, но изобретать новую технику не собирались. Они были заядлыми рыбаками и хотели всего лишь усовершенствовать свою лодку, приделав к ней моторчик. Но судьба распорядилась иначе, и сегодня весь мир знает этих людей как создателей знаменитой марки мотоцикла «Харлей».

Первый образец мотора будущего короля мотоциклов друзья сделали собственными руками в 1902 году. У них не было даже настоящей мас­терской — они работали в обыкновенном гараже. В дело шло буквально все, что было под руками. Так, например, консервную банку умельцы умудрились превратить в карбюратор. Естественно, внешний вид изделия не отличался особой привлекательностью: это был обычный велосипед с большим мотором. К тому же достаточно тихоходный — его скорость не превышала семи миль в час. Но это не помешало изобретателям зарегистрировать свое детище и создать компанию Harley-Davidson Motor Company. Дела пошли на удивление успешно. Возможно, потому что в 1905 году мотоцикл марки Harley-Davidson победил в мотоциклетных гонках в Чикаго. А к 1914 году компания превратилась в ведущего производителя мотоциклов в Штатах. Успеху способствовало и то, что заказчиками фирмы стали полиция и армия США.

Это практично
Первые байкеры носили обычные джинсы и белые рубашки. Но тогда и скорости были не те.
Мрачный черный цвет экипировки сегодняшних байкеров — жизненная необходимость. Пыль, копоть от выхлопных газов, ночевки, часто под открытым небом во время мотопробегов, здесь не до белых одежд. Целесообразностью объясняется и традиционная кожа, из которой сделаны байкерсы (тупоносые сапоги на высоком каблуке), чапсы (штаны), косуха (куртка), бандана (головная повязка). Кожаная одежда не продувается ветром при быстром движении, не промокает, отличается прочностью. Так что цвет и материал это в первую очередь средства выживания и только потом — самовыражения.

За словом в карман не лезут
Как правило, байкеры люди немногословные. Но у них, как и у членов любого сообщества по интересам, есть свой словарь. Помимо специальных терминов в нем много образных и не лишенных юмора выражений. Так, мотоцикл отечественного производства они называют «совкоциклом», а незначительные травмы, полученные при авариях — «асфальтовой болезнью». Грандиозные посиделки с большим количеством спиртного — это «грандзабухатор», а человека в байкерском прикиде, не имеющего мотоцикла, но выдающего себя за члена клуба, они презрительно называют «скамейкером».

Символика байкеров
Часто недоумение и раздражение несведущих людей вызывает символика байкеров, особенно железный крест и череп. Действительно, железный крест — это воинская награда Рейха. Его стали носить американские солдаты после второй мировой войны, когда, собственно, и возникло байкерское движение. Тем самым солдаты выражали протест против американской власти. Но на байкерском кресте нет изображения свастики.
У многих древних народов череп считался символом вечности. Так, индейцы верили в то, что если на человеке есть это изображение символа смерти, то он не погибнет в бою: смерть посмотрит на него и, увидев череп, решит, что он уже мертв. Мотоцикл — опасный вид транспорта, и, чтобы избежать несчастья, на эмблеме, отпугивая смерть, вышивают череп.
Уильям Харлей и Артур Дэвидсон, молодые люди из Милуоки
(штат Висконсин), хоть и увлекались механикой, но изобретать
новую технику не собирались. Они были заядлыми рыбаками
и хотели всего лишь усовершенствовать свою лодку, приделав
к ней моторчик

Обиженные ветераны

Первыми байкерами, появившимися в Америке, были демобилизованные солдаты, вернувшиеся с фронта, и летчики расформированной летной эскадрильи Hell`s Angels («Ангелы ада»). Люди, которые на войне являлись героями, трудно адаптировались к новой размеренной жизни. И естественной реакцией на тихое и благополучное существование «одноэтажной Америки» в этой ситуации стала агрессия. В стране было множество армейских «Харлеев», которые оседлали «обиженные» фронтовики. Они организовали первый байкерский клуб «Ангелы ада». Свой протест «небожители» выражали достаточно жестко. В 1947 году два небольших провинциальных городка были буквально разорены после концерта рок-музыки: тяжелые мотоциклы крушили витрины, въезжали в магазины и кафе, переворачивали киоски и рекламные щиты. Прекратить бесчинства удалось только с помощью национальной гвардии. Американская ассоциация мотоциклистов поспешила откреститься от своих буйных собратьев. И даже привела статистику: оказывается, количество мотоциклистов, бывших не в ладу с законом, составляло всего 1% от их общего числа в стране. Уже на следующий день на куртках «мотопарий» появились нашивки, на которых красовалась надпись: «1%». Так сами байкеры признали себя бунтующим меньшинством.

В результате в США к началу 1960-х годов сложились четыре мощные байкерские группировки, и это не считая того, что буквально в каждом небольшом городке обязательно имелся с десяток своих любителей погонять на мотоцикле. Не всегда эта многочисленная армия гонщиков довольствовалась только внешними атрибутами принадлежности к мотобратству. Нередко у них были общие экономические интересы: отчаянные парни не брезговали криминальным бизнесом — распространением наркотиков, торговлей алкоголем, и т.д. Правда, в США это было распространено гораздо шире, чем в других странах.

Что же касается России, то здесь байкеры появились в 80-х годах прошлого века. И понятно, по каким причинам наша страна так «припозднилась» — при советской власти западные увлечения жестко пресекались. Первый байкерский клуб «Ночные волки» появился в Москве в конце 1980-х годов, а в 1992-м он был признан мировым сообществом байкеров и стал представлять Россию в международном байк-движении. Справедливости ради нужно сказать, что «наши товарищи пошли другой дорогой» — с криминалом они не пересекались.

Не путать с байкером!

Так кто же они, эти бородатые, затянутые в черную кожу люди, никогда не расстающиеся со своим «железным конем»? На сегодняшний день сложилось два почти взаимоисключаемых образа байкера: «общественный» и для «внутреннего пользования». С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся риска. Так видят себя сами байкеры. А в массовом понимании это нонкомформист — человек, который не уважает закон и обывателей («цивилов», как называют их сами байкеры). Возможно, некоторую ясность внесет развенчивание нескольких наиболее расхожих заблуждений, касающихся байкеров.

Заблуждение первое: любой мотоциклист, несущийся по дороге со скоростью света — байкер.
Нет, это скорее «пуляльщик». Так байкеры называют безбашенного любителя носиться на мотоцикле в любом месте в любое время. Как правило, такие люди живут красиво, но недолго. Байкер — это не только и не столько быстрая езда (хотя на трассах они развивают скорость до 170 км в час), сколько философия, стиль жизни (свобода, отсутствие привязанностей к быту, пренебрежительное отношение к опасности). Это особое общество со своими правилами и моралью.

Заблуждение второе: байкерство опасно, так как байкером может стать любой человек, имеющий мотоцикл.
Как бы не так! За основу иерархии своих клубов это сугубо мужское объединение взяло ни много ни мало иерархию магических орденов XIX века! Стать членом клуба довольно сложно. За новичка должен лично поручиться кто-то из авторитетных «старожилов». С согласия всех членов данного клуба желающему туда попасть присваивается статус «сторонника». После испытательного срока, продолжительность которого не ограничивается, «сторонник» переходит в разряд «шустрил». Следующая ступень — «кандидат» и только потом — «полноправный член клуба». Многие сходят с дистанции, так и не добравшись до членства.
Из полноправных членов выбирается руководство: президент, вице-президент, казначей, начальник службы безопасности, дорожный капитан и т.д. Дисциплина в клубах железная, и слушаться вышестоящих — непреложный закон.

Заблуждение третье: байкеры — это хулиганистые подростки из малообеспеченных семей.
В Одессе по этому поводу, наверное, сказали бы: «Чтобы мы все с вами так жили!» Назвать необеспеченным человека, который в состоянии купить мотоцикл, стоящий несколько тысяч долларов?! А еще экипировка: «косуха», штаны, ботинки, перчатки — все только натуральная кожа! А потом запчасти, бензин самого высшего качества. Наконец, время на участие в гонках и фестивалях — а оно тоже деньги! Пора демобилизованных обиженных солдат и списанных военных «Харлеев» давно прошла. Современные байкеры — это в основном представители среднего класса, занимающиеся своим хобби в свободное от работы время. Более того, среди них есть представители законодателей, правительственные чиновники, известные артисты. По проведенным опросам выяснилось, что современные байкеры, во всяком случае российские, практически все имеют высшее образование.

Заблуждение четвертое: байкер — скучный человек, который способен говорить только о своем мотоцикле.
Байкер никогда не назовет свою машину «мотоциклом», а себя — мотоциклистом, потому что байк — это нечто особенное, индивидуальное. Он предпочитает сам до винтика перебрать свое «железо». Понять все то, что способен сделать байкер с машиной, которая сошла с заводского конвейера с названием «мотоцикл», может только байкер. Наверное, потому главная тема для разговоров в этой среде — усовершенствование, переделка, ремонт машины. Байкер не просто пользователь, он отличный автомеханик. Любому непосвященному человеку среди байкеров будет так же неинтересно, как в обществе любых других профессионалов, будь то хакеры, дирижеры симфонических оркестров, кардиохирурги или повара китайской кухни.

Овальный ген

Спорить о вкусах и пристрастиях — дело бесполезное. Но попытаться понять, откуда растут ноги у увлечений, шокирующих обывателей, все-таки можно. Фанаты байков, равно как и прочие любители залезть повыше, нырнуть поглубже, проехать с немыслимой скоростью, не отрицают, что их привлекает риск. Но надо сказать, что азартные люди, которым море по колено, были всегда. И психологи, уже достаточно хорошо изучившие этот феномен, к числу искателей приключений относят людей, которые на первый взгляд в своих действиях руководствуются совершенно разными мотивами. Оказывается, что и горячий дуэлянт, готовый схватиться за шпагу по самому незначительному поводу, и любознательный путешественник, отправляющийся в джунгли, и мрачный корсар, и ловкий аферист, и заядлый посетитель казино, и парящий в небе дельтапланерист с полным основанием могут сказать: «Мы все — одной крови!» Биологи знают, что экстремальные ситуации способствуют тому, что в организме начинает вырабатываться эндорфин. Они называют его «естественным наркотиком», так как он вызывает ощущение легкого опьянения, эйфории. Составной элемент эндорфинов — адреналин.

Тот самый адреналин, который стимулирует деятельность центральной нервной системы, временно повышая умственную и физическую работоспособность. А кому же не хочется быть сообразительным и работоспособным! Но далеко не каждый полезет прыгать с «тарзанки» или поплывет через океан в одиночку. Однако есть определенная группа людей, которые при возможности что-то подобное обязательно сделают. Это обладатели так называемого нестандартного гена D4 DR, отвечающего за адреналиновую зависимость организма. У поэта Павла Когана, автора знаменитой «Бригантины», которую, кстати, очень любят байкеры, есть бунтарское стихотворение «Гроза». Оно заканчивается строчкой: «Я с детства не любил овал — я с детства угол рисовал!» Вряд ли поэт признался бы в нелюбви к обтекаемым фигурам, если бы знал о последних открытиях американских генетиков. Они выяснили, что у всех экстремалов ген D4 DR имеет овальную форму, в то время как уравновешенные и не склонные к всевозможным приключениям люди довольствуются строго квадратным геном. Американский психолог Арчибальд Д. Харт считает, что сегодня уже можно говорить о том, что существуют люди (он называет их «адреналиноголиками»), для которых своего рода «наркотиком» стали экстремальные виды спорта, к ним он относит и байкеров. По мнению ученого, ничего плохого в острых ощущениях нет, но это только до тех пор, пока увлечение служит лишь острой приправой к нормальной жизни.

Лариса Кабанова

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья