Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИНТЕРНЕТ >> ИНТЕРНЕТ, ДАЙ МИЛЛИОН!

Кто, как и на чем зарабатывает в Сети?

Интернет — странная штука. Его нельзя потрогать, но в нем можно жить и трудиться. В параллельной реальности появляются целые корпорации, строятся неведомые миры, ярко вспыхивают звезды сетевой культуры и... делаются совершенно реальные деньги. Зарабатывать, не вставая из-за монитора компьютера, — новый актуальный тренд.

Всемирная паутина наконец пережила младенческий период и вступила в новую фазу, которую евангелист назвал «эпохой Web 2.0». Изменилась суть коммуникации в Сети. В младенчестве Интернет мало чем отличался от традиционных медиа. Как на ТВ или на радио, наполнение Сети делалось профессионалами. Эти же люди и концентрировали вокруг себя аудиторию. Но с приходом социальных сетей, бесплатных видеохостингов и блог-платформ монополия профессионалов пошатнулась. Отныне каждый человек, имеющий доступ к компьютеру и Интернету, сам становился медиаканалом. На расстоянии одного клика от него находится мощный инструментарий, позволяющий стать кем угодно — музыкантом, поэтом, режиссером. Виртуальный контент стал реальной ценностью, за него готовы платить.

Блоггер на окладе

Арсений Федоров, в Рунете больше известный как Apazhe (или Апач, если по-простому) избрал для себя стезю скандального колумниста. Он завел свой блог в Живом журнале и быстро набрал более трех тысяч подписчиков. Неоднозначные, местами циничные и агрессивные постинги Апача разделили его аудиторию на два лагеря. Пару лет назад Федоров закрыл свой ЖЖ, выкупил доменное имя apazhe.net и превратился из колумниста в главного редактора — начал вести одиночный дневник с красноречивым названием «Православный газенваген». Блоггер оценивает свой потенциал коммерческого вещателя в долларовом эквиваленте и предлагает несколько форматов рекламы — от ссылки за $30 до годового контракта на политическую рекламу за $10 000. Онлайн-деятельность не сильно напрягает Апача. По его словам, скромного, по московским меркам, дохода вполне хватает для существования в Эквадоре — стране, которую при всем желании нельзя назвать дорогой для проживания.

Отдельный домен для блога не всегда является атрибутом умельца «ковать железо, не отходя от кассы». Всему Рунету это доказал известный дизайнер Артемий Лебедев, который известен иллюстрированными путевыми заметками и размышлениями о дизайне во всех его проявлениях. Время от времени он размещает рекламу в своем блоге, хотя делает это вполне цивилизованно. Оплаченную запись в дневнике Артемий обязательно помечает соответствующим образом и призывает всех пользователей ЖЖ следовать его примеру.

Монетизацию блога с аудиторией 60 000 уникальных пользователей в сутки (из них более 33 000 — постоянные читатели) Артемий Лебедев поставил на широкую ногу. Общественность еще долго терялась бы в догадках относительно цены рекламных постингов в «уютной жежешечке» известного дизайнера, не разочаруй Лебедев своего потенциального клиента. Расстроенный в лучших чувствах рекламодатель «сдал» популярного блоггера журналистам: оказывается, за публикацию рекламы в своем дневнике Артемий просит $4000. Учитывая, что за последний месяц в блоге Лебедева было опубликовано три рекламных поста, то второй по популярности «жежист» выручил за 30 дней $12 000 — эквивалент зарплаты высококвалифицированного управленца. Однако Лебедев — скорее экстремальный вариант. По словам управляющего партнера агентства «Социальные сети» Дениса Терехова, цена оплаченного поста у блоггеров попроще стартует с отметки в 5000 руб.

Поговори со мной, компьютер

Онлайновые сервисы, социальные сети и прочие веб-проекты с наступлением рецессии резко разонравились инвесторам. Тем необычнее выглядела новость о запуске нового интернет-сообщества. Это могло быть похоже на жест отчаявшегося капиталиста, если бы не личность идеолога проекта. Им стал Игорь Ашманов — гуру рынка контекстной рекламы и поисковой оптимизации, за которым никогда не замечали привычки сорить деньгами. На первый взгляд «А-я-яй» (www.iii.ru) представляла собой еще одну социальную сеть, пусть и довольно оригинальную. Вместо своего аккаунта пользователю предлагалось создать виртуального человечка и придать персонажу (инфу) индивидуальность за счет особой манеры общаться. Но на деле все оказалось гораздо интереснее. Сообщество инфов — только верхушка айсберга. Комьюнити стало полигоном для совершенствования программной платформы, способной вести с любым пользователем Интернета осмысленный диалог на естественном языке. Обучая инфов правильно отвечать на вопросы и отслеживать нить диалога с живым человеком, пользователи помогают разработчикам ликвидировать белые пятна в экспертной системе, которая сможет частично заменить живого консультанта интернет-магазина или оператора колл-центра.

Как эта система работает? Вы заходите на сайт интернет-магазина с целью подобрать фотоаппарат для предстоящего отпуска. Вместо традиционной формы выбора модели с вами начинает диалог виртуальный консультант. Он выясняет цель поездки, вероятные условия съемки, ваши личные предпочтения по дизайну и предлагает варианты. Поскольку вы едете на море, не любите обременять себя лишним грузом и помимо морских пейзажей планируете снимать пляжные вечеринки, то вам нужна камера с защитой от брызг, в компактном, прочном металлическом корпусе и с функцией стабилизации изображения. В компании «Наносемантика», совладельцем которой является Игорь Ашманов, не устают подчеркивать преимущества динамической модели поиска — основанная на фактических и поведенческих параметрах она дает более релевантные результаты. Говоря по-русски, при выборе вам будет предложен список не из тридцати условно подходящих вам моделей, а лист из пяти наименований, которые точно соответствуют заявленным требованиям. На данный момент виртуальные консультанты трудятся на сайтах почти десяти компаний. В «Наносемантике» создание инфа под конкретный проект оценивают в 300 000 — 700 000 руб. — именно столько стоит обучить виртуального персонажа правильно отвечать на вопросы пользователей и направлять их в соответствующие разделы сайта.

Бизнес-заказчики могут сэкономить и взять обучение инфа на себя. В этом случае расходы ограничатся абонентской платой в размере 4000 руб. За деньги продаются аксессуары для персонализации инфов, скоро ожидаются привилегированные аккаунты. Что дальше? «Виртуальный персонаж — это прежде всего фан, и этим несомненно он привлекает внимание аудитории. Но поскольку такие проекты пока можно пересчитать по пальцам, говорить об их экономической эффективности на данный момент сложно», — отметил управляющий директор коммуникационного агентства Comunica Михаил Умаров.

Монетизация карьеры

Рецессия заставила усомниться в коммерческой состоятельности даже те интернет-проекты, безоблачному будущему которых, казалось бы, ничто не могло помешать. Один из таких примеров — Headhunter.ru. Самый популярный в Рунете job-сайт в течение нескольких лет стремительно развивался вместе с рынком, обрастая дочерними порталами. Денег хватало: динамично прогрессирующие компании вкладывали в поиск персонала миллионы рублей, а крупный «работный» сайт со значительным трафиком удачно занял нишу брокера на рынке труда — владельцы бизнеса широко использовали Headhunter для поиска и привлечения свежих кадров.

Благоденствие закончилось осенью 2008 года: компании начали оптимизацию численности персонала, прекратили набор сотрудников и перестали покупать сервисы Headhunter и его «дочек». Чтобы не остаться у разбитого корыта, руководители проекта предприняли попытки заработать на пользователях. Первой ласточкой стало введение сервисов на основе микроплатежей через SMS. Смысл всех платных услуг — сделать резюме претендента заметным. В Headhunter подчеркивают, что не собираются монетизировать стандартные соискательские сервисы, однако участники рынка солидарны во мнении: «работные» сайты хороших денег на пользователях не сделают. Затянувшийся кризис станет прямой и явной угрозой их существованию, за пару месяцев заставить работать по-другому целый сегмент интернет-рынка вряд ли удастся.

Любовь по микроплатежу

С недавних пор Интернет воспринимается не только в качестве канала общения и инструмента бизнеса, но и как средство наладить личную жизнь. Вездесущий кризис мало повлиял на эту потребность: сайты знакомств (или dating service) изначально ориентированы на получение денег с пользователей, а поэтому менее всего зависят от финансовых катаклизмов экономики в целом. Можно только позавидовать прозорливости топ-менеджеров инвестхолдинга «Финам», которые в 2005 году приняли решение о покупке молодого тогда еще сервиса онлайн-знакомств «Мамба». Выбор оказался правильным — по итогам 2008 года «Мамба» выручила почти полмиллиарда рублей. Львиная доля этих средств получена с продажи пользователям разного рода сервисов, делающих их анкеты заметнее для представителей противоположного (а иногда и своего, чего уж там!) пола. В пресс-релизе, через который компания раскрыла финансовые показатели, гендиректор «Мамбы» Андрей Бронецкий лишь посетовал на большую комиссию, которую взимают мобильные операторы при расчете за услуги посредством SMS — иногда она достигает 50% от суммы платежа. Цель на 2009 год — увеличить процент альтернативных платежных методов, сравняв их долю с таковой у SMS.

Интернет-трейдинг, или акулы бизнеса
Используя Интернет, каждый желающий может почувствовать себя акулой большого бизнеса. Финансовые порталы Forex, БКС, «Финам» предоставляют блестящую возможность стать ближе к воротилам мировой экономики — надо лишь внести реальные деньги на счет брокерской компании, установить на подключенный к Сети компьютер терминал для торговли акциями или валютами и потратить день на изучение основ интернет-трейдинга. Вместе с двойным щелчком по иконке торгового приложения вам открывается доступ к российским торговым площадкам. Технически процесс купли-продажи валют и ценных бумаг осуществляется в буквальном смысле одним пальцем — по щелчку клавишей мыши, а вот идеология полностью остается на совести пользователя: бывалые трейдеры утверждают, что торговая философия во многом зависит от темперамента биржевого игрока. Вы можете тщательно изучать рынок ценных бумаг, определять акции или валюты с большим потенциалом для роста, инвестировать в них и продавать их с прибылью. А можете действовать как заправский спекулянт — проводить сотни сделок в день и «выгрызать» из каждой транзакции по доле процента.
Устав щелкать мышью тысячи раз на дню, «горячие головы» придумали торговых роботов. По своей сути это программы, которые «прикручиваются» к приложению для интернет-трейдинга. Торговые роботы быстро «соображают», не допускают ошибок (конечно, если ошибка не допущена при их создании), работают 24 часа в сутки. Есть и минусы — сложность в их разработке, отсутствие интуиции и неумение принимать решения в нестандартных ситуациях. Впрочем, роботы прекрасно умеют принимать решения, основываясь на анализе курсов валют и акций. Опытные трейдеры, поднаторевшие в написании автоматизированных торговых программ, участвуют в специальных турнирах торговых роботов. Там, как и в большом спорте, работа идет на результат. Чемпионские торговые программы показывают астрономическую доходность, измеряемую сотнями процентов годовых. Однако не торопитесь отдавать трейдинг на откуп куску программного кода. На нынешнем рынке, который больше похож на «американские горки», интуиция и нестандартные решения гораздо ценнее, чем умение ловить еле заметные сигналы технического анализа.

Несмотря на головокружительный успех, «Мамба» не привнесла ничего революционного в бизнес-модель dating service: все-таки микроплатежи достаточно распространенный способ заработка для онлайн-проектов. Свежий ветер подул из-за границы — в России начал работать сайт знакомств Be2. Эта социальная сеть позиционирует себя как премиумный сервис, где подбор спутника жизни переведен на вполне научные рельсы. «Селекция» партнера происходит по результатам довольно подробного психологического теста. После его завершения система рапортует об успешной регистрации, и вот тут начинается самое интересное: чтобы увидеть идеально подходящего вам будущего спутника жизни и вступить с ним в диалог, жизненно необходим статус VIP. Цена вопроса — от 959 руб. за один месяц до 3744 руб. за полгода. В конференциях, где тусуются пользователи сайтов знакомств, «директивная» модель работы dating service вызвала бурю негодования. Как ни странно, пользователи сетовали отнюдь не на дороговизну статуса VIP, а на зависимость от алгоритма подбора и невозможность самому выбирать партнера.

Заработать на зарабатывающих

При всей бешеной популярности dating service не стали основным местом онлайн-тусовок, вчистую проиграв онлайновым комьюнити, главным образом социальной сети «Вконтакте». Колоссальная «численность населения» сделала «Вконтакте» отдельной вселенной со своей кастой предпринимателей, которые усиленно продвигают свои продукты и услуги среди рядовых жителей социальной сети. Владельцы сети направили стремление «юзеров» к наживе в правильное русло и начали «зарабатывать на зарабатывающих». Не так давно на сайте запустилась «родная» система контекстной рекламы. Там все как в «настоящем» Интернете — таргетинг по десятку критериев, возможности «тонкой настройки» и автоматизированный подсчет целевой аудитории. Минимальный бюджет рекламной кампании — 100 руб., стоимость одного перехода — 70 коп. Пока пользователи в блогах и на конференциях обмениваются мнениями о кликабельности рекламы, идеологи собственного «контекста» радостно потирают руки. Если сервис приобретет массовый спрос, из него получится настоящая кеш-машина — система, которая как нельзя лучше соответствует русской народной бизнес-модели «Мы сидим, а денежки идут».

Другой крупный социальный онлайн-проект — «Одноклассники» тоже пытается заработать на пользователях. Надо признать, что до элегантности, с которой аудиторию монетизирует «Вконтакте», «Одноклассникам» пока далеко. Сеть решила начать с платной регистрации (введена 31 октября 2008 года), вторым номером стали платные наборы смайликов для общения с другими посетителями сайта. Руководители «Одноклассников» объясняют необходимость принимать «организационные взносы» через SMS желанием освободить пользователей от постоянных атак спамеров, для которых социальные сети стали излюбленной средой распространения сообщений. Впрочем, эксперты онлайн-журнала «Вебпланета» отмечают непоследовательность монетизации «Одноклассников». Платная регистрация может спровоцировать новичков к вступлению в конкурирующие сообщества (Мой мир@Mail.ru, Вспомни.Ru и т.д.), а это ударит по уровню рекламных поступлений — в таких проектах сумма рекламных контрактов напрямую зависит от размера аудитории. И хотя компания неплохо диверсифицировала входящие финансовые потоки («Одноклассники» получают с платных сервисов 50% своего шестимиллионного дохода), участники рынка и наблюдатели отмечают: спешка, с которой проект любой ценой стремится заработать деньги, выглядит подозрительно. Неужели «Одноклассников» тоже держит за горло ледяная рука кризиса?

Игра как жизнь

Какими бы широкими ни были возможности Интернета по поиску информации и общению, но зачастую пользователи при выходе в Сеть преследуют совсем другую цель — развлечься. На эту потребность отреагировала игровая индустрия. Благодаря стараниям ее воротил Интернет сегодня — полноценная игровая платформа, приносящая баснословные доходы. Только в России, по оценкам аналитиков, в 2008 году оборот рынка онлайн-игр вырос на 80% — до почти $150 млн. Прогноз на 2010-й — $360 млн. Столь радужные предположения построены не на пустом месте. К настоящему времени 58% всех российских интернетчиков не прочь скоротать часок-другой за многопользовательской игрой. Часть онлайновых проектов доступна только при внесении абонентской платы ($15 в месяц), хотя будущее интернет-игр — за концепцией free-to-play («Играй бесплатно»). Эта модель уже сейчас оказывается гораздо выгоднее для издателей: благодаря умело расставленным в игровом процессе ловушкам для денег геймера он тратит до $30 в месяц. Например, в ролевых играх пользователь может за плату купить своему персонажу необходимые игровые качества, или «прокачать», как выражаются сами геймеры. В персонажей, которые в виртуальном мире существуют долго, игровые маньяки вкладывают целые состояния, иногда — с целью продать «своего» героя другому пользователю.

Аудитория онлайн-игр разрослась настолько, что превратилась во вполне конкретную целевую группу для рекламодателей. Впрочем, успех того или иного бренда в реальном мире вовсе не означает его триумфа в виртуальной реальности. Так, компании SonyBMG, Adidas и Reebok не смогли найти себе места в онлайн-проекте Second Life: рекламно-маркетинговая функция во «второй жизни» работает совсем не так, как в обычном мире. Золотые правила для игровой реальности — расчет на популяризацию бренда (без особых ожиданий для всплеска продаж в реальном мире), постоянное обновление концепции торговой марки и ее «вирусная» природа. Эти правила очень помогли продвинуть в виртуальной реальности такие сугубо «мирские» услуги, как образование. Бизнес-школа INSEAD, Стокгольмская школа экономики и центр корпоративного обучения Duke открыли в Second Life кампусы, а консалтинговая компания Bain даже провела в игре рекрутинг студентов MBA.

К сожалению, финансовые передряги реальности не обошли стороной и виртуальные миры. Онлайн-игры становятся объектом пристального интереса темных личностей, за первые шесть месяцев 2008 года они заработали порядка $6 млн. В «Лаборатории Касперского» рассказывают, что природа киберпреступлений почти не отличается от таковой в реальном мире. В Азии орудует порядка 150 группировок, специализирующихся на похищении персонажей, отъеме виртуальных ценностей и последующей их продаже за реальные деньги. Наказать такие проделки невозможно — где вы видели хоть в одном уголовном кодексе статью за кражу виртуальной собственности? Гораздо обиднее, что вместе с виртуальными персонажами злоумышленники воруют и время пользователя, потраченное на «прокачку» своего героя. Его не конвертируешь ни в какие деньги.

Алексей Соболев

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.
 
 
 
ИНТЕРНЕТ >> Интернет, дай миллион!
 






Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья