Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИНТЕРНЕТ >> ЭПИДЕМИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБА

Этим сетям легко и быстро удалось сделать то, на что телевидение и радио потратили десятки лет

Их распространение подобно пандемии. За несколько лет социальные сети затянули в свои ряды полмиллиарда человек, что составляет 40% мировой аудитории Интернета. Прецедентов столь стремительного развития медиа в истории человечества не было: газетам, радио и телевидению для того, чтобы стать массовыми, потребовались десятилетия.

Особенно впечатляют успехи лидеров: американские проекты — социальные сети MySpace и Facebook смогли привлечь более 350 млн пользователей, которые за месяц просматривают около 130 млрд страниц. Охват наиболее крупных современных сетей сравним по численности с аудиторией крупных телевизионных каналов. Социальные сети ворвались в информационное пространство современного человека, заменив ему телевидение и газеты. Однако в отличие от телезрителей, которые только потребляют информацию, участники социальных сетей сами производят ее, поэтому сети принято называть «социальными медиа». Именно активность участников и имеют в виду социологи и журналисты, когда говорят об Интернете второго поколения — Web 2.0.

Нервные клетки цивилизации

Развитие пандемии продолжается. Американская исследовательская компания comScore в середине 2008 года заявила о том, что численность социальных сетей в мире увеличилась на 25% по сравнению с предыдущим годом за счет жителей Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Что же касается Северной Америки, по прогнозам исследователей, здесь социальные сети ежегодно будут «прибавлять в весе» в среднем на 11% в год.

Ученые дают разные ответы на вопрос о причинах внезапной популярности социальных сервисов. Социологи видят причины в динамике современного общества, психологи говорят об «одиночестве в толпе», а инженеры объясняют успех социальных сетей быстрым техническим развитием новых коммуникаций. Каждая наука объясняет феномен со своих позиций, и правы, по всей вероятности, представители всех трех специальностей.

Интерактив «КОМСТАР»

Евгений Николаев, менеджер по маркетингу санкт-петербургского филиала «КОМСТАР-ОТС»:
«Ведущая социальная сеть России — «ВКонтакте» является одним из крупнейших клиентов компании «КОМСТАР-ОТС». Это значит, что если вы заходите на www.vkontakte.ru, то с большой долей вероятности прибегаете к услугам крупнейшего телекоммуникационного оператора России и СНГ. Ведь уже около года связь «ВКонтакте» с его пользователями осуществляется через доступ в Интернет «КОМСТАР-ОТС». На момент выхода журнала емкость каналов «КОМСТАР» для этого сайта составляет 15 Гбит/с, что позволяет передавать более 4000 фотографий в секунду! В решении связи с сайтом «ВКонтакте» используется мощная система резервирования, чтобы в критической ситуации все 30 миллионов пользователей смогли зайти на свои страницы.
Однако лично для меня «ВКонтакте» является не только важным партнером. Здесь зарегистрированы почти все мои друзья. Один из них в прошлом году прислал мне ссылку на фотографию очаровательной девушки, сказав, что она обязательно мне понравится. У него не было времени нас знакомить, но девушка действительно мне понравилась. Я написал ей и назначил свидание. С тех пор мы неразлучны, а нынешним летом она станет моей женой».

Топ-менеджеры социальных медиа часто сравнивают их с живыми организмами. И это не метафора, а научно подтвержденный факт. Математическую модель социальных сетей в 1951 году построили американские математики Рэй Соломонофф и Анатолий Раппопорт. Правда, они изучали не онлайновые сообщества (Интернет тогда еще не был изобретен), а поведение людей в социальных группах. Их начинание подхватили венгерские математики Пол Эрдос и Альфред Реньи, которые языком цифр описали принципы формирования социальных сетей. Чуть позже американцы Данкан Уоттс и Стивен Строгач пришли к удивительному выводу: социальная сеть принципиально устроена и действует так же, как сеть нервных клеток живого организма.

Более того, как отмечает российская исследовательская компания Social Lab в своей презентации, социальные сообщества подобно живому организму проходят в своем развитии несколько этапов. Сначала, в момент зарождения, идет определение целей и ценностей будущего объекта, затем образуется социальная структура — ее скелет. В рамках каждой сети складываются «правила игры», определяющие ее основной характер: члены сообщества договариваются между собой, в каком направлении будет двигаться их проект. Далее сообщество вступает в пору зрелости и через какое-то время увядает. Старение социальной сети начинается тогда, когда среди ее участников равнодушных пользователей становится больше, чем заинтересованных. По понятным причинам такой сценарий не устраивает владельцев и топ-менеджеров социальных медиа. Что же они должны делать, чтобы не допустить увядания проекта? «Повторять действия эпидемиологов, с точностью до наоборот: провоцировать пользователей побольше общаться», — отвечают эксперты Social Labs.

В РФ в социальные сети вовлечены 18,4 млн пользователей Интернета. По размеру аудитории социальных медиа наша страна находится на четвертом месте в Европе. Крупнейшей социальной сетью России до последнего времени были «Одноклассники», однако в январе 2009 года произошла рокировка. По данным крупнейшего поставщика информации по онлайн-исследованиям в мире американской компании TNS Web Index, «Одноклассники» уступили статус самого посещаемого интернет-сообщества социальной сети «В контакте». Впрочем, некоторые российские эксперты в области развития социальных сетей назвали медийную победу «В контакте» предсказуемой и объяснили этот знаменательный факт тем, что ее пользователи — преимущественно молодые люди, которые проводят на сайте много времени. Люди, зарегистрированные в «Одноклассниках», как правило, старше. Они заходят на сайт сравнительно редко.

Сообщники
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX века это понятие начало активно использоваться на Западе при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным. Со временем в социальной сети в качестве ее участников стали рассматривать не только людей как представителей социума, но и любые другие объекты, которые могут иметь социальные связи — например, города, страны, фирмы, сайты, их ресурсы и т.п.
Применительно к Интернету социальная сеть — это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах Глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети. Одна из типичных черт социальных сетей — система друзей и групп.

Создатель и совладелец «Одноклассников» Альберт Попков связывает январский прорыв конкурентов с горячей экзаменационной порой в вузах. Студенты, основная аудитория «В контакте», во время новогодних каникул проводили много времени за компьютером, готовясь к сессии, и таким образом «насидели» 13,09 млн уникальных посещений. Но Попков не думает отчаиваться, полагая, что его проект может восстановить первенство в ближайшие месяцы.

Помимо массовых «Одноклассников» и «В контакте» в России множество тематических социальных сетей — свои онлайновые сообщества создали автомобилисты, компьютерщики, дизайнеры, менеджеры, любители редких пород собак, попугайчиков...

Как заработать миллион?

Существование социальных сетей с точки зрения зарабатывания денег нельзя назвать безоблачным: инвесторы, вложившиеся в создание и раскрутку онлайн-сообществ, ждут возврата своих финансовых средств, и желательно с хорошей прибылью. Но колоссальная аудитория и безумный трафик на сайтах почему-то никак не хотят трансформироваться в миллиардные доходы. И это, к сожалению, является глобальной проблемой. Наверное, поэтому бюджеты мировых корпораций на продвижение их продуктов в социальных сетях, по сведениям американского исследовательского агентства eMarketer, пока очень скромные — и составляют не более 5% всего денежного объема, пущенного на интернет-рекламу. Такая осторожность, если не сказать консерватизм рекламодателей, не несет социальным сетям ничего хорошего.

Более того, согласно данным этого же агентства, к 2011 году мировой объем рекламы в социальных сетях вряд ли превысит $2,4 млрд. Такой суммы на всех точно не хватит. Скептики уверены, что в плане монетизации социальные сети повторят судьбу «эпохи доткомов»: в конце 1990-х инвесторам казалось, что вложения в любой интернет-проект неизбежно принесут прибыль. Финал этой печальной истории известен: после того как весной 2000 года пузырь лопнул, инвесторы предпочитали с интернет-проектами не связываться вообще.

Но если рекламодатели не способны прокормить владельцев социальных сетей, может, это сумеют сделать пользователи? Данная идея обрела популярность в 2008 году, когда в мировой экономике стали заметны первые признаки глобального кризиса. Владельцы социальных сетей начали внедрять «платное членство», когда за небольшие деньги пользователя избавляют от просмотра рекламы во время пребывания на сайте. Другой способ заработка — платные сервисы на основе микроплатежей, когда пользователь за SMS получает какую-либо виртуальную услугу. В начале февраля президент «Одноклассников» Никита Шерман в интервью одному из российских информагентств заявил, что половину доходов возглавляемого им проекта составляют именно SMS-платежи пользователей. Выручка компании не разглашается, но, по оценкам участников рынка, пользователи «Одноклассников» заказали дополнительных услуг на $5 — 6 млн.

CЕТИ.RU

Вконтакте.ru
Самый посещаемый сайт Рунета. Количество зарегистрированных пользователей 7,5 млн (февраль, 2008).

Одноклассники.ru
Год основания 2006. Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 млн пользователей (февраль, 2008), помогает найти старых друзей.

Мой круг.ru
Социальная сеть для поиска работы и сотрудников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 году группой недавних выпускников московских вузов для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников.

RuSpace
Российский аналог всемирно популярной американской MySpace.

Gosu
игровая социальная сеть. Имеет уникальный контент, создаваемый самими пользователями.

GameSport
Социальная сеть геймеров, никакой личной информации, только любимые игры.

fixx.ru
социальная фотосеть. Лучшее место для того, чтобы поделиться фотографиями.

dirty.ru
Коллективный блог, считающийся самими участниками социальной сетью. Один из первых коллективных блогов российского Интернета. Зарегистрированные на нем пользователи могут разместить ссылку на понравившийся им сайт, фото и видеоматериалы, а также комментировать сообщения. Основан в 2001 году. Сайт известен многочисленными фотомонтажами, создаваемыми участниками — к примеру, фотоизмывательствами над политиками или фальшивыми обложками для книг.

Leprosorium.ru
Ранее закрытый раздел сайта dirty.ru, ныне отдельный, независимый от Dirty сайт с отдельным адресом. По слухам, он никем не модерируется, однако имеет свое руководство, еженедельно избираемое жителями. Открыт 11 октября 2004 года. Также причисляется участниками к числу социальных сетей.

Зарубежные сети продвинулись в вопросах монетизации еще дальше. Facebook не так давно начала продавать компаниям потребительского сектора возможность проводить опросы среди обитателей этой социальной сети. Результат удивил даже привыкших ко всему зарубежных маркетологов: только в первую минуту после публикации опроса в нем приняли участие более тысячи человек!

Среди онлайн-сообществ встречаются и совсем уж экзотические проекты с крайне необычными способами зарабатывания денег. Президент крупного международного венчурного фонда EDventure Holdings Эстер Дайсон развивает сообщество 23andMe, которое журнал The Time уже назвал «лучшим изобретением 2008 года». Суть этого нехитрого изобретения проста: пользователь обычной почтой отправляет на адрес компании пробирку с образцом собственной слюны, перечисляет на счет проекта $400 и получает расшифровку малой части своего генетического кода.

Когда случится праздник?

В условиях мирового финансового кризиса никто не берется делать прогноз, в каком направлении пойдет развитие социальных медиа. Аналитики пытаются отслеживать отдельные тенденции, но не рискуют «рисовать» целостную картину будущего.

Самые известные зарубежные сети

Facebook — количество участников около 60 млн
MySpace — число участников порядка 80 млн, год основания — 2003. «Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей» — так определяют назначение этой социальной сети ее разработчики. Самый популярный на сегодняшний день социальный сервис.
Classmates — количество участников около 40 млн, год основания — 1995. Название на русский язык переводится как «Одноклассники». Одна из крупнейших социальных сетей в мире.
LinkedIn — число участников 10 млн, год основания — 2003. Объединяет профессионалов из 150 отраслей промышленности.
Friendster — одна из старейших онлайновых социальных сетей, обеспечивающих поиск тех, «кто вам интересен». Количество пользователей — более 31 млн человек из разных стран.

В отношении крупнейших в мире американских социальных сетей агентство eMarketer высказывает предположение, что их аудитория будет прирастать взрослыми людьми и что массовая вовлеченность американцев в социальные медиа еще не достигла своего пика. Однако эксперты агентства не знают, когда именно наступит этот пик — через год, два или десять лет.

Если через десять, то, возможно, Интернет к тому времени будет принципиально иным. Один из интернет-оракулов — Дэвид Горник заметил, что социальный веб уже занес ногу для шага в эпоху сетей третьего поколения — Web 3.0. Суть этого этапа состоит в том, что Интернет перестанет быть «параллельной реальностью» и сомкнется с реальной жизнью. Но уже сейчас силами самих участников социальные сети становятся средой для конкретной деятельности. Так, Facebook помогает поддержанию личных контактов, MySpace предоставляет широкие возможности для творчества молодым музыкантам, Xing и LinkedIn являются площадками для поиска сотрудников и партнеров по бизнесу, а российский E-xecutive — инструмент личностного и профессионального роста. Очень часто именно в социальных сетях своих будущих клиентов находят инструкторы по экзотическим единоборствам, фотографы, специалисты по видеомонтажу, продюсеры, которые бороздят сообщества в поисках молодых дарований.

Евгений Купраш

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.
 
 
 
ИНТЕРНЕТ >> Эпидемия глобального масштаба
 






Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья