Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ПАРТНЕР >> РАДИО НОВОГО ВЕКА

«Радио Шансон» – бренд, который уже пытаются копировать

Я лишь попытался спросить, можно ли соотнести события фильма «День радио» с ежедневной практикой, принятой на «Радио Шансон» (о котором, кстати, упоминается в фильме), но ВЛАДИМИР МАСЛОВ — председатель совета директоров радиокорпорации, генеральный директор «Радио Шансон» — решительно пресек мою шутливую провокацию: «Фильм веселый, смешной. Но не про нас. Там же было «как бы» радио...». Так что пришлось говорить на полном серьезе.

— «Радио-Шансон» — крупнейший партнер «КОМСТАР-ОТС», это большой мультимедийный проект. В него входят собственно радио, телевизионный канал, продюсерский центр, клуб «Радио-Шансон». Я ничего не упустил?
— Действительно, под брендом «Шансон» мы постарались объединить целый комплекс музыкального вещания, начиная от шоу-программ и заканчивая радиоэфиром. Хотя началось все, конечно, с радио. И ядром нашего предприятия является именно радиостанция, которая вещает на всю Россию, а также на страны ближнего зарубежья — в шестистах городах РФ и СНГ. Два года назад у нас появился проект «Шансон-ТВ», который сейчас активно развивается. Ныне он доступен всем абонентам спутникового вещания, имеющим возможность принимать сигнал с платформы «НТВ+» или «Триколор-ТВ». Кроме того, он распространяется многими кабельными операторами. Канал транслируется через четыре спутника и на сегодняшний день имеет аудиторию порядка полутора миллионов человек. Имея такую базу, как собственные радиостанция и телеканал, мы открыли также и продюсерский центр, который занимается оригинальными музыкальными проектами.

— Если аудитория «Шансон-ТВ» около полутора миллионов человек, то какова же аудитория «Радио Шансон»?
— Только в Москве ежедневно нас слушают миллион двести тысяч человек. В этом плане мы стабильно удерживаем первое место в рейтинге самых популярных столичных станций FM-диапазона среди аудитории 12+. Если же брать в целом по России и СНГ, то около семи миллионов.

— Когда проект начался?
— 15 августа 2000 года. Так что мы идем к 10-летнему юбилею станции.

— В то время вы, должно быть, просчитывали свою потенциальную аудиторию, искали свою нишу. На какого слушателя рассчитывали?
— Вопрос, с одной стороны, был сложным, а с другой — простым. В стране, которая, по сути, моноязычна, где абсолютное большинство населения общается на русском языке, успех, на наш взгляд, мог дать проект как раз на русском языке, с нашими, русскими песнями. Тогда, в 2000 году, в московском эфире уже существовало порядка 30 радиостанций. (Сегодня их уже 52). Так что ситуация с конкуренцией была попроще. Но и тогда все ниши по большому счету были уже разобраны. В нашем сегменте работали «Русское радио», «Европа+» и некоторые другие. Но за бортом их плей-листов оказалась музыка таких исполнителей, как Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский, Сергей Трофимов, Александр Розенбаум... Более того, Владимир Высоцкий — номер один в ряду исполнителей русского шансона — тоже оказался неформатным! Поэтому мы и сделали акцент на песне, основанной на крепкой поэзии, на хорошем тексте, где музыка все же не на первом плане. Ставка была сделана на искреннюю, душевную песню, которую и представляет по сути своей шансон.

— Это был ваш принцип?
— Да, это стало для нас принципом в отборе материала для радиоэфира. И он в итоге сработал. Ведь понятно, что исполнители шансона — авторы, певцы, артисты как были востребованы народом, так востребованы до сих пор! Тогда же это подтверждалось хотя бы по тому, насколько хорошо расходились их диски, кассеты. Но в радиоэфире, в силу своей «особенности», они появлялись очень-очень редко. Мы это учли, сделали своим форматом и назвали его «русским шансоном». Конечно, обозначение жанра несколько условно. Но другого названия на сегодняшний день просто нет.

— Назовите исполнителей, которые составляют костяк вашего эфира?
— Это Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский, Владимир Высоцкий, Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Стас Михайлов, Вилли Токарев...

— Наверное, и Булат Окуджава?
— Да, и Окуджава. Но, к сожалению, качество того музыкального материала, который остался после него, уже не соответствует современным требованиям, и поэтому тут есть некоторые ограничения. Хотя, несомненно, Окуджава — это тоже наш формат. Кроме того, у нас есть и оригинальные музыкальные проекты, открытые нашим продюсерским центром. Например, Андрей Бандера, Рада Рай...

— Я так понимаю, что шансон, русский шансон, плотно смыкается с творчеством бардов.
— Конечно. Ведь барды — это наш материал. Все бардовские фестивали, включая Грушинский или проект «Песни нашего века», мы также активно поддерживаем. Ежегодно бригады наших корреспондентов работают на этих фестивалях. И, кстати, многие новые имена мы открываем именно среди бардов. Поэтому мэтры авторской песни, такие как Олег Митяев, являются постоянными участниками нашего эфира.

— В вашей музыкальной палитре присутствует рок-музыка? Там ведь тоже есть своего рода шансонье. Такие, например, как Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Виктор Цой, Вячеслав Бутусов...
— Обязательно присутствуют. И группа ДДТ, и «Чиж и компания», и «Любэ» и другие яркие коллективы и исполнители.

— Как вы считаете, русский шансон — это явление уникальное, или подобное существует и в других странах помимо Франции и России?
— Да. Есть и английский, и польский, и итальянский шансон.

— Что это, интересно, такое — итальянский шансон? Я по большому счету знаю только фестиваль в Сан-Ремо.
— Извините, а Челентано?

— Понял. Вопрос снимается.
— Знаете, наверное, нельзя всех чесать под одну гребенку. У большинства заметных исполнителей есть песни, которые можно отнести к жанру шансона. Взять того же Рода Стюарта или Аллу Пугачеву. Или некоторые песни «Битлз».

— Жанр шансона с течением времени подвергается каким-то изменениям?
— Да, как все в этой жизни. И мы сами стараемся его изменять. Ведь меняется время, вкусы, требования, возможности. Наша задача — уловить предпочтения аудитории сегодня и постараться угадать, чего она захочет завтра. На «Радио Шансон» есть и такое понятие, как «народное продюсирование». К примеру, на сайт шансонье Андрея Бандеры приходят стихи или музыка, написанные нашими радиослушателями. Все участвуют в отсмотре материала, после чего выбирается самый лучший, самый талантливый, который затем Андрей Бандера превращает в песню... Это очень интересная совместная творческая работа, которая захватывает как исполнителя, так и радиослушателей, не говоря уже о нас, сотрудниках радио... Постараться предугадать, а также и сформировать вкусы нашей аудитории — в этом мы тоже видим свою задачу.

— Скажите, насколько «Шансон-ТВ» отличается от «Радио Шансон»? Только ли наличием визуального ряда?
— Здесь есть принципиальные отличия. Начиная радиопроект, мы рассчитывали, что на «Радио Шансон» будут появляться и иноязычные исполнители, в первую очередь французские шансонье. Тем более что этого хотят 50% наших слушателей. Но другая половина к этому пока не готова. Поэтому, собственно, мы и откладывали ввод в радиоэфир иностранного музыкального материала. От добра добра не ищут. Создавая же свое телевидение, в сетке телеканала мы изначально планировали, что около 15% эфирного времени займет как раз зарубежная музыка. И не просто музыка, а специальные программы о жанре шансон, программы о звездах этого направления. В итоге «Шансон-ТВ» превратился в музыкально-информационно-развлекательный телеканал, где есть место и авторской песне, и классическому и городскому романсу, и народной песне, и русскому джазу. И, разумеется, несколько часов в сутки в телеэфире транслируется французский, итальянский и немецкий шансон... В этом принципиальное различие между «Шансон-ТВ» и «Радио Шансон».

— Расскажите, пожалуйста, о www.chanson.ru.
— Сейчас идет большая и, я бы сказал, коренная перестройка нашего сайта. Ведь Интернет превратился в мощный рекламоноситель, являясь в то же время поддерживающим ресурсом для радио и телевидения. Мы собираемся серьезно строить работу через Сеть. Поэтому усовершенствованием сайта занимается целая команда талантливых и креативных людей. Но, несмотря на эти «внутренние работы», сайт имеет высокую посещаемость, с его помощью люди общаются с гостями наших эфиров, задают свои вопросы, узнают самые важные новости, делятся мнениями. Кстати, в Интернете у нас идет и вещание «Шансон-ТВ». И вся интерактивность была завязана на радиоэфир. В ближайшее время мы хотим превратить наш сайт в качественный интернет-портал, у которого, конечно, будет много других, новых функций.

— И вашу музыку можно скачать в Интернете?
— Конечно, у нас существуют интерактивные проекты. Например, «Отправь SМS — скачай музыку». Причем как в аудио-, так и в видеоформате.

— Вопрос немного не в тему: что есть SМS-голосование? У определенной части публики сложилось устойчивое мнение, что все эти SМS-голосования и викторины не что иное, как высокотехнологичная форма надувательства.
— На мой взгляд, если изначально закладывается, что организатор будет обманывать, это будет надувательство.

— То есть все зависит от добропорядочности организаторов?
— Конечно! Могу сказать за нас, свои SМS-викторины мы всегда проводим честно.

— А чем занимается организованный вами «Шансон-клуб»? Это форма непосредственного общения слушателей и артистов?
— Шансон сам по себе жанр камерный. Несмотря на ту огромную аудиторию, которую мы имеем в радиоэфире. Но, согласитесь, авторская песня, творчество бардов, предполагает некую камерность. Мы решили охватить в нашей деятельности и эту сторону жанра. То есть, скажем, раз в неделю в определенном месте, в определенное время, собирается не слишком большое количество слушателей — человек 300-400, которые могут расположиться в уютной обстановке и послушать в близком общении любимого автора. Ну, а далее под маркой «Шансон-клуба» мы промоутируем это в своем радиоэфире, а некоторые видеозаписи и в «Шансон-ТВ». Атмосфера там не столько концертная, сколько именно клубная. Получился довольно интересный проект. Опыт полутора лет (именно таков возраст «Шансон-клуба») показывает, что такая форма работы с аудиторией весьма востребована.

Радиокорпорация «Шансон» это:
«Радио Шансон» — около 7 млн ежедневных радиослушателей в России и за рубежом; 600 городов РФ и стран СНГ в зоне вещания
«Шансон-ТВ» — порядка 1,5 млн телезрителей в среднем за 1 месяц
Продюсерский центр, где зажигают новые звезды шансона
Столичный «Шансон-клуб», где сознательно создается дружеская атмосфера и неформальное общение между артистом и зрителем
Сайт www.chanson.ru, который вскоре будет превращен в портал новых возможностей
Партнер телекоммуникационной компании «КОМСТАР-ОТС», использующий услуги телефонии, телевидения, Интернета.

— Осмелюсь предположить, что «Шансон-клуб» посещают люди в возрасте от тридцати пяти до пятидесяти. В любом случае я не думаю, что туда ходят тинейджеры.
— Исследования аудитории показали, что наш сегмент рынка достаточно зрелый. И молодежи там не так уж и много. И тогда мы поставили себе задачу: из года в год привлекать все более молодых слушателей. Именно для этого мы стали раскручивать собственные музыкальные проекты, которыми занимается наш продюсерский центр. Мы намеренно закладываем возможность привлечения молодой аудитории. Подчеркиваю, молодой, но не подростковой. И в этом плане у нас уже есть первые позитивные результаты — например, творчество певицы Рады Рай привлекает большое внимание молодой аудитории.

— У «Радио Шансон» есть конкуренты?
— Как музыкальная радиостанция мы занимаем свою определенную нишу, в которой по большому счету не пересекаемся ни с кем. Поэтому говорить, что мы конкуренты, например, «Русскому радио», вряд ли справедливо. Тем более не конкурируем мы и с «Европой Плюс». Другое дело, что в последнее время у «Радио Шансон» появились клоны, вещание которых один в один повторяет наши плей-листы. Это говорит о том, что «Радио Шансон» за почти десять лет превратило свое имя в настоящий бренд, который уже пытаются копировать. Но мне кажется, чем больше повторяют, тем лучше.

— Чем же лучше, они ведь отнимают часть вашей аудитории?
— Не думаю. Ведь мы, подчеркиваю, говорим о бренде «Радио «Шансон».

— Расскажите о вашей премии «Шансон года».
— Согласно философии мероприятия россияне ежегодно голосуют за самых лучших, поистине народных шансонье страны. В этом году радиостанция предложила поклонникам шансона назвать лучших в следующих номинациях: «Песня года», «Артист года», «Открытие года», «Легенда шансона», «Народная любовь». И мы получили более 5000 народных откликов, после обработки которых и объявили номинантов — претендентов на победу в «Шансон года-2009». В этом году ими стали: Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский, Андрей Бандера, Сергей Трофимов, Вика Цыганова, Вилли Токарев, Стас Михайлов, Евгений Кемеровский, Иосиф Кобзон и группа «Республика», Анатолий Полотно и Федя Карманов, группа «Лесоповал», Леонид Агутин, Анжелика Варум, Евгений Росс, Рада Рай и другие артисты.

— Вопрос на засыпку: присутствуют ли в вашем эфире критикуемые, скажем, Михаилом Задорновым исполнители?
— Их критикуют за другое... Если подходить к творчеству с точки зрения музыкального критика, то некоторых шансонье обвиняют в некоем несоответствии определенному уровню. Дескать, у исполнителя нет голоса. Или, что у него слишком запутан смысл песни, что песня о местах, не столь отдаленных... Дело в том, что песни жанра шансон — это отражение жизни народной, чувств народных и его переживаний. И это, как мне кажется, здесь главное. И, конечно, искренность, душевность исполнения. А уж в отсутствии искренности шансон не может упрекнуть никто. В том числе и Михаил Задорнов.

— Получается, сейчас мы с вами сформулировали те два принципа подбора исполнителей, которых вы придерживаетесь. Это прежде всего хорошие тексты, а во-вторых, проникновенность и искренность исполнителей?
— Да, это именно то, чем мы руководствуемся в своей работе. Главное, чтобы наш исполнитель вызывал доверие и был в своих песнях искренен. Слушатель должен ему верить.

— Какое музыкальное открытие года вы могли бы выделить как самое яркое?
— Я думаю, самый успешный проект — это Андрей Бандера.

— Расскажите о вашем сотрудничестве с телекоммуникационной компанией «КОМСТАР-ОТС». Какими услугами оператора вы пользуетесь?
— Как у медийного проекта у нас существует высокая потребность в услугах связи. Начнем с того, что из нашего аппаратно-студийного комплекса на Шаболовке идут наши коммуникации на спутниковые телепорты, через которые распространяются радио-и телеканалы («Радио Шансон» и «Шансон-ТВ»). Линии связи до радиопередатчика в Балашихе — для московского вещания — обеспечиваются также компанией «КОМСТАР». То же самое можно сказать и о телефонной связи и Интернете. Без преувеличения, все услуги наземной проводной связи мы получаем именно от «КОМСТАРа». Качество этих услуг не вызывает у нас никаких нареканий. Все очень оперативно, прозрачно и понятно.

— Вопрос на прощание: кто сейчас лидер музыкального радио в России?
— Исследования компании «TNS Россия», которая изучает динамику радиорынка, выходят примерно раз в месяц. Так вот, в течение последних четырех месяцев лидером столичного эфира является «Радио Шансон».

— Модуляции ваши едва заметны, но изменились, когда вы сказали об этом.
— (Смеется!) Вы хотите сказать, голос все же дрогнул?

— Совсем чуть-чуть.
— Должен же я испытывать законную гордость за свое детище!

Владимир Тен

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья