Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ПАРТНЕР >> ПРОСТРАНСТВО ДОБРОТЫ

Одной из стратегических задач «Детского мира» является приобщение к благотворительному делу всего общества

Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский сказал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Для того чтобы наши дети имели все это, и существует Группа компаний «Детский мир».

Считается, что словосочетание «детский мир» впервые было введено в оборот в 1861 году выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским, вместе с началом издания одноименной книги. Но только деятельность Центрального универмага придала этим словам невиданную по масштабам популярность, связав в сознании миллионов людей эти два слова с образом специального магазина для детей. О становлении знаменитого бренда, а также о том, как развивается важное направление деятельности социальноориентированной компании — благотворительность, рассказывает директор по информационной политике и коммуникациям Группы компаний «Детский мир» Александр Бархатов.

Дом, где живет наше детство

«Детский мир» — зарегистрированная торговая марка сети магазинов, которую развивает единственный в России правообладатель этого легендарного бренда — Группа компаний «Детский мир». Узнаваемость бренда в большинстве городов, где сеть присутствует хотя бы 2-3 года, достигает 80-90%, в Москве — больше 93%

Все началось в июне 1957 года, когда в центре столицы открылся крупнейший в Европе магазин товаров для детей. Именно для этого магазина было специально спроектировано и построено уникальное здание оригинальной архитектуры. На огромных по тем временам площадях (более 55 тыс. кв. м) разместились игрушки, детская одежда, обувь. Министерство торговли СССР даже приняло специальное постановление о том, что все магазины детских товаров площадью более 2,5 тыс. кв. м отныне должны называться «Детским миром».

Практически сразу «Детский мир» сконцентрировал на своей площади всю продажу детских товаров в Москве, став бесспорным лидером в этом сегменте рынка. Многое из того, что потом стало для детей обычными предметами обихода, впервые появилось именно на прилавках «Детского мира». Только здесь в советские годы можно было купить польские ластики, финские комбинезоны, куртки или свитера, немецкие железные дороги и чехословацкие туфли...

В советские времена сеть магазинов «Детский мир» в Москве насчитывала 28 филиалов. Теперь, к концу 2008 года, возрожденная национальная сеть супермаркетов детских товаров в столичном регионе — это более 30 магазинов. В XXI век «Детский мир» вновь вошел флагманом детской индустрии страны, открыв филиалы в 67 городах России и в 2 на Украине.

География благотворительности

На сегодняшний день открыт 131 магазин «Детский мир» в 69 городах РФ и Украины. Сеть присутствует во всех городах России с миллионным населением. Ее торговая площадь составляет более 200 тыс. кв. м, что сопоставимо с размерами небольшого города. Но на этом компания не намерена останавливаться — стратегией ее дальнейшего развития предусмотрено открытие магазинов во всех городах России с населением свыше 150 тыс. жителей.

Позиция национального лидера в сфере розничной торговли обязывает «Детский мир» соответствовать современным требованиям бизнеса — быть социально ответственным перед обществом. С 2004 года благотворительная деятельность выделена в приоритетное направление работы. Для этого был создан Благотворительный Фонд «Детский мир», с помощью которого осуществляется реализация большинства спонсорских и благотворительных проектов Группы. Одна из основных забот фонда — помощь воспитанникам детских домов и интернатов, детям-инвалидам, патронатным и многодетным семьям. География благотворительной работы расширяется пропорционально росту торговой сети. «Детский мир» участвует в решении социальных проблем населения везде, где он присутствует.

В нынешнем году в Благотворительном фонде была проведена реорганизация, внесены изменения в устав. Это позволило ему стать организацией федерального значения и существенно увеличить масштаб благотворительных программ. Сеть привлекает к участию в социальных проектах своих партнеров по бизнесу, предлагая для этого лозунг — «Успешный бизнес строят социально-ответственные партнеры». А участники этих программ из числа поставщиков получают статус «Социальный партнер», и их продукция отмечается специальными знаками. Благотворительные проекты «Детского мира» реализуются на открытой основе с привлечением любых заинтересованных общественных организаций, органов власти и средств массовой информации.

Общеизвестно, что в поощрении благотворительности наша страна «позади планеты всей». И на первое место в перечне явных проблем можно поставить отсутствие законного цивилизованного механизма налоговых льгот, что не дает компаниям реализовать потенциал на благо общества.

Фонд «Детский мир» ставит в приоритеты как раз создание условий, чтобы каждый гражданин мог стать благотворителем с абсолютной гарантией адресности той помощи, которую он захотел оказать. Это, мы считаем, есть путь к выздоровлению общества, возвращению доброты и взаимовыручки в отношениях с ближним, а в конечном итоге к формированию доверия между бизнесом и потребителем. А уже в «бонус» к этому мы, как и подобает социально ответственному национальному бизнесу, видим свою роль спонсора государства в поддержке учреждений, детских домов на суммы, которые исчисляются десятками миллионов рублей в год.

Участвуйте!

Поэтому стратегически важна для нас традиция, которую мы придумали пару лет назад в модели проведения ежегодной всероссийской акции «Участвуйте!». Она проходит в сети наших магазинов три раза в год. К Новому году, ко Дню защиты детей и в преддверии 1 сентября, чтобы дети из социальных учреждений, приютов, больниц могли найти подарки у себя под елкой или к началу учебного года от наших клиентов, незнакомых людей или знаменитых звезд эстрады и кино (мы работаем совместно с Советом Федерации, Союзом театральных деятелей РФ, региональными властями).

В такие дни в каждом магазине сети устраивается пункт приема подарков. На стендах вывешивается список товаров, составленный на основе пожеланий конкретных детдомов, школ-интернатов и т.д. , адресов самих учреждений, чтобы людям можно было легко проверить данное обещание вручить собранное именно конкретному ребенку или соцучреждению. Первыми в корзинах пункта, естественно, оказываются подарки, которые приготовил «Детский мир», включая пожертвования наших сотрудников.

В прошлом году запомнилась трогательная история: девочка из одного подмосковного детского дома рассказала журналистам, что мечтает получить в подарок колечко. И после публикации мечта ребенка осуществилась, причем золотое колечко передали чужие люди, живущие далеко от Москвы, в Ростове-на-Дону... Это остается на всю жизнь, а в трудную минуту, которых у сирот хватает, кто знает, может послужить спасительной соломинкой. Но меньше всего нам бы хотелось говорить о стоимости подарка. Встречались состоятельные люди, которые дарили игрушки на две тысячи долларов, а была и пенсионерка, принесшая свеженькие купюры только что полученной пенсии. Истинная цена — сам поступок, шаг, который украсил жизнь.

Приоритеты милосердия

Мы стараемся, чтобы помощь приходила к наиболее нуждающимся. Искать долго не приходится. Есть и так называемые «закормленные» администрациями регионов детские дома, куда часто приезжают с визитами многочисленные высокопоставленные гости и проверяющие. А есть такие, которые живут на выделяемые бюджетом средства. Последние в городе становятся первыми для нас, приоритетными.

Второй принцип, который мы исповедуем, основан на том, что каждое дело, благое тем более, должно совершенствоваться, развиваться, как и сами человеческие чувства. Сейчас концентрируем усилия еще и на том, чтобы каждый магазин сети имел шефство над определенным детским домом. Но опять же — дело не только в материальной помощи. Мы видим и другую сторону монеты: у воспитанников детских домов процветает иждивенческий инфантилизм во взаимоотношениях с социумом, иллюзия, что манна небесная, пусть и скудненькая, к ним сама падать будет. А потом, в один не самый прекрасный момент, забота государства заканчивается. Мы хотим, чтобы эти дети уже получили прививку с вакциной от инфантилизма, чтобы у них имелось представление о рубле, ради которого попотеть надо. Мы готовы дать воспитанникам детских домов возможность помогать нашим продавцам, например, в упаковке покупок в особо напряженные предпраздничные недели. Но это вопрос архисложный — законодательно детский труд в стране запрещен. По-моему, не от того защищаем, но... Вот над созданием приемлемой формулы и бьемся, в том числе с нашими единомышленниками в Общественной палате, в органах власти.

Есть и другое направление благотворительной работы, которое мы считаем перспективным. Тоже пришлось обращаться к квалифицированным в вопросах законодательства и детской психологии консультантам, к влиятельным в стране правозащитникам. Речь о том, чтобы через нашу сеть, через информационные возможности, рассказывать о детях, которых можно усыновить или с кем возможно выстроить постоянные многолетние отношения на благо ребенка. Проникнуть за забор соцучреждения, кто пробовал, знает — порой проблема неразрешимая. Это — «Великая китайская стена» из инструкций и правил, написанных очень давно и в интересах взрослых. А ведь чтобы потом, когда паспорт дадут, искать свое место в мире, состоящем в большой степени из связей, рекомендаций, нужны личные контакты... Считайте это некоей интерактивной системой связи, которая разрабатывается с помощью «Детского мира».

«Детский мир» — взрослый бизнес
  • o Головной компанией Группы, которая объединяет национальную сеть магазинов и одну из ведущих дистрибуторских компаний России — «С-Тойз» является «Детский мир — Центр», более 99% акций которого принадлежат АФК «Система».
  • Капитализация Группы составляет около $1 млрд.
  • В 2008 г. «Детский мир» вошел в Топ-50 российских розничных компаний (33 место по рейтингу газеты «КоммерсантЪ»), а также в первую тройку самых быстрорастущих ритейлеров Россиив секторе потребительских услуг по итогам последних трех лет (рейтинг журнала «Секрет фирмы»).
  • В магазинах сети представлены товары от 700 поставщиков, среди которых лучшие зарубежные производители, а также дистрибуторы крупнейших европейских фирм, таких как LEGO, MATTEL, TOMY, CHICCO, HASBRO, MGA, NIKKO, LEMMI, ZAPF, DICKIE, SMOBY и др. В сети присутствует продукция известных отечественных производителей детских товаров: «Старт», «Юниор», «Красная заря», «Парижская коммуна», «Любава», «Антилопа», др.
  • Компания «С-Тойз», входящая в состав Группы, — ведущий российский импортер игрушек всемирно известных брендов, в том числе эксклюзивный дистрибьютор BRATZ, BRIO, PLAYMATE, FAMOSA, M&C, GUND и др.
  • Процентное соотношение товаров в сети магазинов таково: 29% — игрушки, 22% — одежда, 17% — товары для новорожденных, по 9% — обувь, канцтовары и книги, 4% — спорттовары и прочие товары — 10%.
  • o Отбор поставщиков происходит на конкурсной основе, и доля каждого в общем объеме закупок не превышает 2%.
  • В ГК «Детский мир» работает около 7,4 тыс. человек.
  • В 2007 г. ГК «Детский мир» направила на благотворительные и спонсорские проекты 77 млн 155 тыс. руб.

Ау, волонтеры!

Хотелось бы сказать и о самом Благотворительном фонде «Детский мир», который создан несколько лет назад, и который является самостоятельным юридическим лицом. В настоящее время фонд помимо извечных поисков средств занят формированием собственного института волонтеров.

В этом вопросе мы сталкиваемся с проблемой — волонтерство в нашей стране большого развития пока не получило. А нам бы очень хотелось, чтобы такая группа людей при «Детском мире» была, причем в каждом городе, где присутствует сеть. Это бесценная среда искренности, чести, благородства. При этом мы должны быть абсолютно уверены в наших помощниках, поскольку спекулировать на доброте нельзя. Надеюсь, уже со следующего года при Фонде «Детский мир» будет работать группа из 25 волонтеров под руководством директора фонда Анны Гаан, которая сама волонтер с многолетним стажем.

Надо отметить, что, к сожалению, в дело благотворительности не столь активно включаются наши партнеры-поставщики. Но главное препятствие — недавний трагический опыт со спекуляциями на благотворительной теме, криминальными разборками девяностых годов и нынешняя налоговая система. Ведь юридические лица могут направлять средства на эти цели только из прибыли, но в отличие от других стран у нас не существует компенсационных механизмов типа налоговых вычетов.

Однако партнеров мы все же находим. В основном среди поставщиков. Мы называем их своими социальными партнерами и во время проведения благотворительных акций в сети помечаем их товары специальными значками. Мы убеждены, что людям необходимо рассказывать о деятельности компаний, активно занимающихся благотворительностью. Для этих целей мы ищем партнера, который бы помог в установке телевизионных панелей во всех пунктах приема подарков в наших магазинах, где можно было бы показывать ролики о социальных партнерах «Детского мира». В перспективе мы планируем транслировать ролики о детях из патронируемых социальных учреждений. Мы хотим и дальше формировать атмосферу «Детского мира» как пространства действенной доброты, где бренд ассоциируется с простыми, вечными и понятными ценностями.

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья