Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
СТИЛЬ >> О ЧЕМ МОЛЧИТ ГАЛСТУК?

Этот важный аксессуар не должен сочетаться ни с чем, кроме глаз, уверен Александр Васильев

Александр Васильев — историк и знаток моды, при этом противник галстуков и любитель шейных шарфиков — прочел едва ли не лекцию об истории этого важного атрибута делового костюма, перспективах и роли галстука в истории мужской моды. Впрочем, Васильев — настолько интересный собеседник, что было бы обидно ограничить нашу беседу одной темой.

Александр, если я не ошибаюсь, вы — автор около 20 книг о моде и ее истории...
Теперь уже больше 20. Недавно завершено издание еще нескольких книг, которые вот-вот должны поступить в продажу. Одна из них называется «Сегодня я в моде» — это сборник моих ответов журналистам разных изданий на вопросы о моде. Другая — книга воспоминаний знаменитой создательницы моды Эльзы Скиапарелли «Моя шокирующая жизнь». Я сделал научную редактуру книги и написал к ней предисловие. Еще одна — сборник моих статей о моде. И, наконец, крупное издание, которое печатают в Италии в издательстве «Слово», — «Русский интерьер в старинных фотографиях». Скажу без ложной скромности — мои книги довольно быстро раскупаются. Думаю, причина не только в интересе людей к миру моды, но и в том, что я пишу довольно внятно и увлекательно, поскольку сам этим очень увлечен.

Вы упомянули о книге «Русский интерьер в старинных фотографиях». Для ваших книг вообще характерен удивительный подбор фотоиллюстраций. Где, как вы их находите?
Не буду отрицать, у меня действительно огромный, уникальный архив — более 10 тыс. фотографий. Покупаю их на аукционах, на «блошиных» рынках, в антикварных магазинах, в Интернете. И испытываю настоящий восторг, когда мне удается идентифицировать людей, изображенных на фотографиях, — ведь чаще всего фотографии неотредактированные, неподписанные. Пусть я довольно легко понимаю, какой примерно это год — по одежде, прическе, гриму, но имя-то назвать не могу. Поэтому приходится сравнивать, работать в библиотеках. Вот случай: я приобрел фотографию 1913 года, на которой изображена молодая барышня. Подпись на фотографии была такая: «Не поминайте лихом красавицу Марину». Кто такая красавица Марина? Я долго искал в архивах, изучал журналы того времени, газеты. И спустя какое-то время наткнулся на книгу о Голицыных, в которой была опубликована вся галерея фотографий этого рода. Оказалось, что «красавица Марина» — это жена одного из князей Голицыных. Такие открытия, думаю, сродни открытиям исследователей, ученых, первооткрывателей.
Еще одна история: как-то в букинистическом магазине я приобрел семейный альбом. Судя по всему, он принадлежал семье актрисы, поскольку очень много фотографий было в гриме, в ролях. Первые датированы началом прошлого века, последние — 1970-ми годами. Главной героиней альбома была некая Анна Чулочникова. Похоже, она никогда не являлась большой актрисой, но была очень красивой женщиной и большой модницей. Что заставило ее родственников сдать семейный альбом в «Букинист», не знаю. Я же рад, что этот альбом попал ко мне в руки, поскольку смог опубликовать фотографии в своих книгах и тем самым вызволил из небытия эту дивную женщину.

Он и мода
Александр Александрович Васильев родился 8 декабря 1958 г. в Москве в театральной семье. Его отец, народный художник России Александр Васильев-старший (1911-1990), создатель декораций и костюмов более чем к 300 спектаклям на отечественной и зарубежной сцене. Мать, Татьяна Васильева-Гулевич (1924-2003) — драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц школы-студии МХАТ.
С самого детства Александр Васильев питал интерес к одежде прошлых времен — в возрасте пяти лет создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра, тогда же принимал участие в съемках детских передач на советском телевидении «Колокольчик» и «Будильник». В 22 года окончил постановочный факультет школы-студии МХАТ, работал художником по костюмам Театра на Малой Бронной.
В 1982 году переехал в Париж, где стал историком моды, автором книг («Красота в изгнании», «Русская мода. 150 лет в фотографиях» и др.), коллекционером и преподавателем. Сегодня он — всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, ведущий телепередачи на канале «Культура» «Дуновение века». Читает лекции на четырех языках — в Австралии, Чили, Турции, Бельгии, Великобритании, Франции, других странах. За 25 лет творческой работы оформил более 150 постановок балетов, опер и спектаклей на сценах ведущих театров в 25 странах мира.
Награжден золотой медалью Академии художеств России, медалями Дягилева и Нижинского, орденом «Меценат».

В вашей коллекции не только фотографии, но множество платьев, костюмов...
Не буду отрицать: у меня есть поистине уникальные, удивительные экземпляры.

Это правда, что коллекцию платьев замечательной актрисы Клары Лучко вам подарила ее дочь?
Да, дочь Клары Степановны Оксана Лукьянова живет в Канаде, является хозяйкой магазина готовой одежды. Она одевала маму в одежду от Прада, Лагерфельда. Некоторые из этих платьев сегодня в моей коллекции.
Знаете, с гардеробом ушедших людей порой бывает нелегко. Что делать со всеми этими вещами? Хранить? Хлопотно. Носить? Вышло из моды. Отдать неимущим? Но одежда эта очень индивидуальна. В личном разговоре я поинтересовался у Эдиты Станиславовны Пьехи — где ее знаменитые платья? Она не знает! Весь ее гардероб был на балансе Ленконцерта, а когда тот расформировали, что куда делось, никому не известно. Может, это и не драма, но ведь концертные платья — это не только характеристика моды, времени или страны, но и некий срез культуры. Наконец, это наше отношение к прошлому. Увы, у нас в России нет музея моды. И это неправильно. С 1990-х годов я твержу, что такой музей должен быть. Если уж не музей, то хотя бы склад, где эти уникальные вещи можно было бы чистить, дезинфицировать, описывать и регистрировать. Но пока этого нет, у меня они будут сохранены как образцы определенной эпохи, стиля, тенденций моды. Увы, я остаюсь одним из небольшого числа энтузиастов, кто в России этим занимается.

Где находится ваша коллекция?
Она базируется во Франции, в специально оборудованном хранилище.

Платья и костюмы размещены на манекенах?
Да что вы! Ни в коем случае! Во-первых, там более 10 тыс. предметов — представляете, сколько надо места! Но дело даже не в этом: они же будут деформироваться! Коллекционные вещи надо хранить в специальных металлических кофрах и только в горизонтальном положении, без света. Для каждого платья шьется специальный чехол, оно оборачивается папиросной бумагой. Это очень большая работа. Мои сотрудники реставрируют вещи, поддерживают определенный режим хранения. Это нелегко, даже в финансовом плане. Ведь я оплачиваю их услуги из гонораров — других доходов у меня нет.

Чьи еще платья есть в вашей коллекции?
Наталья Фатеева с удовольствием дарит мне свои платья. Она из тех людей, кто любит простор, поэтому постоянно чистит свой гардероб. У меня есть одежда Натальи Селезневой, Майи Михайловны Плисецкой, в том числе костюмы от Кардена и Шанель. Свои концертные платья мне обещает Людмила Гурченко. У меня большая коллекция одежды ХVIII века — ампир, наполеоновская эпоха, много кринолинов, турнюров... Есть вещи по эскизам Бакста, наряды из гардероба Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой.

Где можно увидеть вашу коллекцию?
Я регулярно провожу выставки — в Лондоне, Париже, Гонконге, Сиднее, Брюсселе. Недавно одна выставка прошла в Японии, до этого — в Москве, в Петровском пассаже. Она называлась «Кино и мода» и была посвящена голливудским дивам 1930 — 40-х годов. Коллекция путешествовала по всему миру и всегда имела большой резонанс.

Кружева ставят в тупик

Как, по-вашему, должна одеваться деловая женщина?
Вы сами частично ответили на свой вопрос: даже если она деловая, она все-таки женщина. Не надо из нее делать мужчину. Мне кажется, женщина одним своим взглядом способна добиться большего, чем мужчины за две недели переговоров. Ведь такую вещь, как женский шарм никто еще не списывает со счетов.

А что можете сказать о сегодняшних лидерах-женщинах? Например, о Юлии Тимошенко? Говорят, ее стилист — ваша ученица?
Айна Гассе, которая придумала ей знаменитое серое платье с черными кружевами, училась у меня коротко — посещала мои лекции по истории моды. Думаю, у нее были и другие учителя. Но я считаю, что стиль, который она придумала для г-жи Тимошенко, действительно замечательный. Да что там замечательный — гениальный! Юлия стала иконой стиля — даже на парижском подиуме повторили ее косу, трансформируя во множество косичек, по-разному заплетенных.

То есть кружева на платьях Юлии Тимошенко, ее облегающие костюмы, короткие, по фигуре, пиджачки не противоречат дресс-коду деловой женщины?
Думаю, в немалой степени именно стиль и женский шарм г-жи Тимошенко позволяют ей так долго оставаться на плаву.

Кто, по-вашему, может считаться эталоном деловой женщины?
Для меня в этом смысле эталоном является баронесса Тэтчер. Впрочем, не стоит забывать и Джекки Кеннеди. Она и выглядела как первая леди, и была деловой женщиной, оставаясь при этом элегантной.

Скажите, Александр, нет ли у вас собственного списка наиболее безвкусно одетых женщин? Что-то наподобие знаменитого списка Блэквелла, в ожидании публикации которого трепещут самые знаменитые дамы мира?
Нет, я человек добродушный, миролюбивый, предпочитаю не ругать, а хвалить. Лучше скажу о тех, кто умеет хорошо, стильно, модно одеваться. И пусть те, кто делает это плохо, сами подтягиваются.

Вопрос доверия

Известно, что вы не любите галстуки. Но все-таки они остаются неотъемлемой частью мужского гардероба, особенного делового...
Я отвечу так: сегодня допускается очень многое, даже в такой консервативной одежде, как мужской костюм. Все-таки на улице даже не ХХ век, а ХХI! Поэтому галстук отнюдь не является частью дресс-кода — мы даже президента видим в открытой рубашке. Если вы не работаете в банке, похоронном бюро или в оркестре, вы вправе иметь собственный дресс-код, в котором галстук может никогда не пригодиться. Я убежден, что мы постепенно отойдем от этого аксессуара, как постепенно исчезнут мужские воротники, предназначением которых было держать галстук.

Скажите, а вы сами когда-нибудь галстуки носили?
Никогда! Нет их в моем гардеробе и не было. Только в коллекции. Я не считаю, что галстук — это красиво. Никогда не был поклонником этой «селедки», она совершенно не нужна мужчинам.

А если вас пригласят на официальное мероприятие, допустим, на прием к президенту, который будет вручать вам орден?
Если г-н Медведев решит вручить мне награду — я завяжу бант.

И все-таки мода на галстуки держится уже не одну сотню лет...
Нет, не так долго. Эта манера — ношение галстука — пришла к нам в середине ХIХ века. До этого были пластроны, шарфы, и лишь со временем возникли длинные «селедочки», которые, увы, держатся больше 100 лет.

Неотразимый и элегантный
  • При выборе галстука следует помнить о двух главных требованиях к деловой одежде. Это — сдержанность и комфорт. В шкафу бизнесмена количество галстуков должно превышать число рубашек и пиджаков.
  • Психологи считают, что по галстуку можно составить суждение о человеке. Если галстук в полоску, то перед вами мужчина, для которого дело превыше всего, он консервативен и надежен. В горошек, в крапинку — целеустремленный профессионал и жизнелюб. Любитель клетки, орнаментов и мишек-зайчиков — человек остроумный и творческий. Поклонник галстуков в цветочек прислушивается к голосу сердца и предпочитает не замечать проблем. Сторонник однотонных галстуков — педант.
  • Чем темнее фон и мельче рисунок — тем официальнее галстук.
  • Если вас одолевают сомнения, какой галстук надеть, лучший выбор — неяркий с мелким геометрическим узором или в полоску.
  • Галстук нельзя стирать и гладить. Избежать утюжки просто: не оставляйте его неразвязанным на ночь.
  • Чем шире плечи пиджака, тем уже должен быть галстук.
  • По ширине галстук должен соответствовать лацкану пиджака, а по длине — чуть-чуть прикрывать пряжку (немного выше или ниже — признак дурного тона).
  • Наиболее распространенные виды узла галстука — «виндзор», «полувиндзор» и «кембриджский».
  • Если служебное положение не требует наличия галстука — радуйтесь, что избавлены от лишних затрат и хлопот.

Как менялась роль галстука в истории мужского костюма?
Первые галстуки, называвшиеся «крават», произошли от национального костюма хорватов, которые были в охране Людовика ХIV. Охранники носили на шее некие повязки, напоминающие шейный платок с длинными концами, которые завязывали вокруг шеи. Так родилась первая форма галстука, она перешла в другие, — лавальеры, самовязы, длинные ленты из шелка. Иными словами, в ХVIII веке галстук популяризировался все больше, деля свою славу с жабо. Порой кружева даже обрамляли эти длинные шарфы.
А ведь раньше вместо галстука мужчины носили высокие шейные платки, надевавшиеся поверх воротника и рубашки. Эта мода пришла из Англии и удивительным образом была поддеражана французской революцией, которая, как известно, безжалостно рубила головы. Как только террор ослаб, в середине 90-х годов ХVIII века, состоялся знаменитый, так называемый бал жертв, куда гости пришли в высоких воротничках и шейных платках с несколькими узлами — это создавало иллюзию, что голова привязана к шее. То был своего рода протест. Потом превращение шейного платка в галстук произошло благодаря лорду Джорджу Брайану Браммелю, первому английскому денди...

...который действительно по 6 часов завязывал галстук?
Ну, не-ет. Хотя он, действительно, не любил никого, кроме самого себя и своего гардероба. Дело в том, что мода ХIХ века была очень буржуазной. Женщина многое могла позволить себе в одежде: и потрясающую ручную работу, и вышивки, и драгоценности. У мужчин такой возможности не было. Что они могли надеть? Сюртук, галстук, манишку, жилет и цепочку для часов, взять трубку или мундштук, пенсне, лорнет, монокль, очки, в которых можно было пофорсить. Все остальное было темное, шерстяное. А мужчины тоже бывают кокетливые.

Но пока галстук остается в гардеробе мужчины, посоветуйте, как следует его выбирать?
Даже галстук может быть прекрасен, если он подобран под цвет глаз.

Относительно делового стиля мужчины какие советы?
Следить за своими ногтями. Иначе не поможет никакой дресс-код. Следить за своей кожей, волосами, зубами. Это самое важное. Носки и ботинки всегда должны быть в порядке. А дальше все, что угодно. Все, что позволяет ваш статус и ваш кошелек.

То есть — чтобы одеваться хорошо, нужно быть состоятельным человеком?
О-о-о, нет. Надо прежде всего иметь вкус и собственный стиль. Поверьте мне, хорошо одеться можно и в сэконд-хэнде и выглядеть значительно лучше в чем-то старом и поношенном, чем в новом и кричащем.

Что вы чувствуете, когда видите безвкусно одетых людей?
Ничего. Я хочу, чтобы они и дальше веселили нас своим видом, своей самоуверенностью.

Но что-то же вы не любите в одежде?
Не люблю, когда одновременно открывают ноги и грудь. Мини и декольте — вульгарно. Никогда вместе! Очень не люблю голый живот, очень не люблю, когда из-под брюк торчат стринги, потому что главное у женщины — это тайна. Женственность — в тайне, а не в порнографии.

Александр, русский стиль отличается от мирового?
Мы любим яркое, пышное, красочное.

Простите за откровенность, но вы создаете впечатление весьма рафинированного интеллигента, далекого от бытовых нужд. Вы что-нибудь умеете делать сами?
Я не белоручка. Многое умею: рисую картины, хорошо работаю молотком и гвоздями, мне это нетрудно. У меня сильные руки, я самодостаточный мужчина, который может многое себе позволить, потому что много работал. Я с интересом изучаю культуру, одежду, кухню других народов. Ко мне за консультациями обращаются многие музеи.

Ваше желание стать министром культуры не пропало?
Нет, не пропало. Просто, как мне кажется, такие назначения связаны с некими интригами. Возможно, в какое-то время и меня посчитают достойным этого статуса. С другой стороны, я рад своей сегодняшней жизни, всему, что у меня есть, и чего я сам добился. Я очень работоспособен: ложусь в два часа ночи, встаю в семь часов утра. Я жду, когда пройдет ночь, чтобы начать работать. Я оптимист и фаталист. Работаю, потому что мне это предначертано. Это воля Божья. Я должен написать свои книги, организовать музей, собрать эту коллекцию. Мне так дано. И я это делаю.

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья