Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИНТЕРВЬЮ >> КОРОЛЬ ИМПРОВИЗАЦИИ

Чтобы сделать себе имя - надо постоянно прикладывать усилия, считает Игорь Бутман

Один из самых знаменитых российских джазовых музыкантов ИГОРЬ БУТМАН несколько лет назад создал первый в нашей стране джазовый клуб. В успехе его начинания сомневались многие. Но неистощимая энергия этого яркого и смелого человека помогла ему найти инвесторов и осуществить мечту.

Игорь, вы один из самых востребованных джазовых музыкантов России. С чем связан ваш успех?
Успех - рукотворная вещь. Сейчас в России немало талантливых музыкантов, однако их никто не продвигает, поэтому об их гениальности знают единицы. Чтобы люди пришли на концерт, заплатили деньги, необходимо рекламировать исполнителя. Я всегда это хорошо понимал и уделял занятиям музыкой столько же времени, сколько поиску полезных знакомств. Это тоже часть моей профессии. Ведь чтобы реализовать творческие замыслы, нужны внушительные суммы - к примеру, для съемок клипа, организации концерта или, тем более, фестиваля.
Как-то я выступал в частном самолете моих друзей, а потом один из пассажиров стал спонсором моего музыкального проекта. Был и более оригинальный случай. До 6 утра мы пили с одним моим состоятельным другом в ресторане, но когда я стал прощаться со словами, что у меня сегодня важная деловая встреча с потенциальным спонсором, мой товарищ попросил, чтобы мы с ним выпили стопку водки в его любимом ресторане. "Хлопнем по рюмочке, и я тебе всю сумму дам", - уверял меня мой друг. Я поехал с ним, и тот сдержал свое обещание. Конечно, трудно выкраивать время и на репетиции, и выступления, переговоры, тусовки и интервью. Но чтобы зарабатывать любимым делом, это делать необходимо. Если музыкант пытается игнорировать одну из этих обязательных составляющих, имени себе он сделать не сможет. Да и денег не заработает.

Вы несколько лет прожили в Америке. В чем разница между российскими и американскими музыкантами?
Российские музыканты по сей день пребывают в наивной уверенности, что они будут заниматься искусством, а кто-то решит за них все насущные проблемы и однажды сделает их звездой. Я считаю, что ждать добрую фею взрослому человеку неразумно. Чтобы сделать себе имя - надо прикладывать усилия. Постоянно. Самому.

Как вам пришла идея получить западное образование?
Помню, мне устроили разборку в КГБ, когда однажды после концерта в знак благодарности меня поцеловала в щеку американка. Они считали, что своим поведением я опозорил образ советского комсомольца. Меня же такой подход ужасно раздражал. Хотелось свободы. И потом я понимал, что настоящему джазу надо учиться именно в Америке. Хотя ко времени своего отъезда я был в России довольно известен, мне хотелось самосовершенствоваться. И я очень доволен, что прошел суровую американскую школу.

Созданный вами джазовый Le Club - одно из самых модных мест столичной тусовки. Чем вы можете объяснить собственный коммерческий успех и провал ваших предшественников?
Мои предшественники хотели зарабатывать деньги, а я - играть джаз. Я знал об организации процесса работы клуба абсолютно все, а также был знаком с большинством артистов, которых мне бы хотелось пригласить в Москву. Конечно, несколько лет назад, когда мы только открывали Le Club, мои деловые партнеры сомневались в том, что в Россию могут приехать звезды мировой величины и пять дней собирать полные залы. Многим это казалось утопией. Однако я верил в успех предприятия. Публика, которая любит и понимает джаз, в России есть, но мои предшественники пытались работать исключительно с отечественными исполнителями. Известных джазменов не так-то много, а на неизвестных, пусть даже очень талантливых, люди не ходят. В результате приходилось взвинчивать цены на еду или же выпускать на сцену кого попало, лишь бы делать сборы. Когда же мы прорабатывали концепцию Le Club, я твердо сказал, что у нас будет звучать исключительно джаз. А то, знаете, некоторые открывают китайский ресторан, однако в меню можно найти и борщ, и пасту, и кебаб. Естественно, поклонники настоящей китайской кухни больше одного раза в такой ресторан не заходят. Я это внятно и уверенно разъяснил инвесторам. И действительно, сейчас у нас большая аудитория постоянных посетителей, которые всегда знают, что в Le Club в любой день звучит качественная музыка, которая им нравиться.

На что вы обращаете внимание, когда приходите на концерт другого джазового музыканта?
На артистизм, индивидуальную манеру исполнения. К сожалению, в России немногие музыканты умеют превратить выступление в яркое искрометное шоу. Ведь это требует не только блестящей техники игры на музыкальном инструменте, но и умения владеть публикой, заводить зал.

У вас есть квартет и биг бенд. Как вы строите отношения с музыкантами. Как друг или как строгий начальник?
С ребятами я общаюсь в меру, больше по работе. В режиме "как дела?" мы не созваниваемся - люди все-таки должны друг от друга отдыхать. Но это вполне рабочая модель отношений. Текучки в нашем коллективе практически нет. Думаю, это связано с тем, что, если мои музыканты могут где-то подработать, я их всегда отпускаю. Никакой профессиональной ревности в этом вопросе у меня нет. В конце концов, я точно знаю, что, если понадобится, я и соло с успехом отыграю концерт, так что профессионально и эмоционально стараюсь от коллег не зависеть.

Кто может вас критиковать?
Кто угодно. К критике я всегда прислушиваюсь, даже если остаюсь при своем мнении. Внимательно читаю рецензии в прессе, спрашиваю мнение друзей, в общем, извлекаю уроки.

Какие люди вам интересны и кто входит в ваш "ближний круг"?
Мне интересны те, кому я интересен, кто понимает и любит джаз, мою музыку, кто приходит в мой клуб слушать мой оркестр. Среди этих людей очень много по-настоящему успешных и ярких личностей, с которыми мне всегда есть о чем поговорить. Как правило, после выступления они подходят ко мне, и мы быстро находим общий язык. С некоторыми становимся близкими друзьями, такими, к которым в три часа ночи можешь позвонить и сказать: "Слушай, мне плохо, приезжай, а", и он приедет. И я приеду, если друг позвонит.

Музыканты часто выступают на частных вечеринках. Есть ли такие заказчики, перед которыми вы бы не согласились выступать ни за какие деньги?
Скорее всего, нет. Ведь я музыкант и во время выступления получаю огромное удовольствие. Мне приятно, что все новые и новые люди приобщаются к моему искусству. А резкой антипатии я, пожалуй, ни к кому не испытываю. По-моему, музыка, которую мы играем, нравится умным и интеллигентным людям, и если кто-то приглашает меня выступить на частной вечеринке, я заранее испытываю к этому человеку симпатию и уважение. А те, которым мое творчество безразлично, никаких эмоций у меня не вызывают. Если у нас разные вкусы и взгляды на жизнь, о чем говорить?

Случалось ли вам унижаться ради денег?
Честно говоря, бывают неприятные ситуации, когда мы где-то выступаем, а потом мне приходится долго дозваниваться до заказчика и просить его расплатиться с нами. И дело ведь не в том, что человек хочет нас обмануть, - он просто забывает о том, что кому-то должен. Вот это меня обижает.

Когда вы больше всего переживали, что на любимую "игрушку" не хватает денег?
Когда бабушка не дала мне 25 рублей на пластинку "Битлов", а было это в старших классах школы.

За что вы больше всего благодарны своим родителям?
Они мне ничего не запрещали. Благодаря этому я шел своей дорогой и не сбился с пути, как это произошло со многими моими сверстниками. Я понимал, что люблю джаз и не готов рисковать своим будущим ради каких-то сиюминутных "прибылей". Ведь то, что сегодня называется "бизнесом", в советское время считалось спекуляцией. И многие мои друзья, которые занимались валютными, как сейчас бы сказали, "операциями", получили серьезный срок за то, что тогда считалось валютными махинациями. И хотя у меня была возможность тогда подзаработать вместе с ними, я всегда говорил твердое "нет". Сейчас, как видите, вполне обеспечен.

Как вы расходуете заработанные средства?
Процентов сорок я вкладываю в музыкальную аппаратуру. Это для меня приоритет номер один. А остальные деньги - на жизнь. Шиковать я не люблю. Например, когда мы собрались с женой отдохнуть в Италии, жена несколько часов провела в Интернете в поисках оптимального отеля по соотношению цена/качество. Я не считаю ниже своего достоинства сэкономить тысячу евро.

Помню, мне устроили разборку в КГБ, когда однажды после концерта в знак благодарности меня поцеловала в щеку американка. Они считали, что своим поведением я опозорил образ советского комсомольца.

Есть ли страны, где вы чувствуете себя некомфортно?
Мне везде комфортно. Ведь уютно человеку в незнакомом месте или нет, зависит от окружающих его людей, а не от абстрактных "стран". Вот недавно я был с гастролями в Днепропетровске. Незадолго до выступления ко мне в гримерную зашел журналист местного телевидения и вдруг начал говорить со мной по-украински. Я, конечно, частично его понял, но такое во мне поднялось раздражение, что я ответил молодому человеку по-английски. Тут он, в свою очередь, удивился. Оказалось, что английского языка он не знал. Очень странный у нас состоялся диалог. Не из приятных. В итоге человек совершенно испортил мне впечатление об Украине и украинцах, хотя я понимаю, что это всего лишь единичный пример.

По работе вы много общаетесь с артистами - звездами мировой величины и влиятельными людьми из политической и деловой элиты нашей страны. Если человек талантлив и успешен, для вас важны его этические качества?
Да. Если я по каким-то причинам буду считать этого человека негодяем, общаться с ним не стану. Даже если он очень талантлив и суперуспешен.

Часто ли вы зовете в дом гостей?
Домой сейчас люди редко приглашают. Раньше существовала "кухонная субкультура" в первую очередь из-за отсутствия информации, центров досуга. Тогда заняться было нечем, вот люди и приходили друг к дружке поговорить. А сейчас так много всего вокруг происходит, что времени на общение остается все меньше, и, конечно, всем намного удобнее и приятнее пообщаться не дома, а на тусовке или в ресторане.

По какому принципу вы выбираете рестораны?
Самое главное, чтобы там вкусно кормили. Также я обращаю внимание на публику, которая собирается в ресторане и, естественно, на качество обслуживания. Иногда все достоинства ресторана меркнут после часа ожидания заказанного блюда или безуспешных попыток подозвать официанта. Поэтому я старюсь ходить в проверенные места, где мне и моим друзьям нравится. Всегда можно прекрасно отдохнуть в любом из ресторанов Аркадия Новикова, также мне нравятся "Ваниль", "Вертинский".

Какие события московской культурной жизни вы стараетесь не пропускать?
Мне интересно все талантливое. Стараюсь не пропускать ярких симфонических концертов, хожу на балетные и оперные премьеры. Гастроли мировых звезд тоже входят в круг моих интересов.

Вы бы хотели, чтобы ваш сын Данила стал музыкантом?
Данила занимается музыкой, но станет ли она делом его жизни - решать не мне, а ему. Я думаю, главное, чтобы Данила нашел себе профессию по душе и сам сделал себе карьеру. У каждого свой путь. Так что кем станет мой сын, я не загадываю.

Марина Долина

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья