Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
МЕГАПОЛИС >> ИГРЫ РАЗУМНЫХ

Зачем взрослые люди, порой странно и не к месту одетые, мечутся по городу в поисках таинственного «ключа», который позволит им… играть дальше?

«Игра — основной элемент нашей жизни». Эта фраза принадлежит неизвестному автору, но ее в последние годы очень часто цитируют. Особенно в среде «белых воротничков». Дело в том, что взрослые люди крупных российских — и не только — мегаполисов на полном серьезе и при полном «боевом» снаряжении играют в Индиану Джонса или Робин Гуда, первобытных людей или пионеров. И эти игры называются одним словом — квест.

Охотиться на мамонта уже давно не надо. Да и соседние племена давно не угрожают твоему. Жизнь идет размеренно и неторопливо. Звонок будильника, легкая зарядка, белая рубашка, костюм, кейс, привычный маршрут до работы. На работе — кондиционированный офис, телефон, компьютер, сводки, цифры, аналитические записки. К вечеру устаешь так, что уже не до пивка с друзьями, не до ночных клубов. Доползти бы до дома, сесть перед телевизором и, вполглаза наблюдая за меняющимися картинками, постепенно избавляться от дневного напряжения. Чтобы уже завтра сегодняшний день повторился точь-в-точь.

Но наступает момент, когда человек бунтует, ему не хватает адреналина, острых ощущений, скорости, ветра, состязания. И лучший выход для этого — настоящая игра. С правилами, заданиями, включением всех ресурсов организма — ума, силы, навыков, знаний, кругозора. Чтобы наконец почувствовать себя тем самым человеком, который когда-то завалил мамонта и обеспечил свое племя не только пищей, но и уверенностью в будущем.

Тридцать пять лет до эры квеста

...Лет 35 назад, когда компьютеры только-только начали вторгаться в жизнь человечества, были придуманы первые квесты. Уже тогда многим людям не хватало впечатлений, азарта, восторгов — словом, адреналина. Поэтому простая компьютерная игра, которую придумали Вильям Краутер и Дон Вудс — программисты одного из технических университетов Америки — стала пользоваться огромной популярностью. Подобных развлечений до той поры не было, поэтому жанр стал активно развиваться. На рынке появилось огромное количество разработчиков новых игр — всех их можно назвать родоначальниками новой квестовой эры. Но с приходом 3D-технологий мир квестов стал постепенно тускнеть. И с 2000 года начался довольно быстрый спад в производстве игр этого жанра. В 2003 году было выпущено катастрофически мало квестов, заслуживающих внимания.

Однако нет худа без добра. Именно в эти годы начал развиваться городской квест. И, несомненно, это лучше, чем сидение перед компьютером. Надо сказать спасибо и телевидению, которое такими программами, как «Последний герой», «Форт Байард» и другими подобными передачами в жанре реалити-шоу, помогло развитию городского квеста.

Сегодня все чаще «белые воротнички» собираются по вечерам в условленном месте или выезжают в другие города, страны, делятся на группы и команды, чтобы просто поиграть. Впрочем, почему только «белые воротнички»? Нет, не только они, но и творческая интеллигенция, студенты, просто молодые люди, все те, кто способен подвергать себя испытаниям, кому в повседневной жизни не всегда хватает эмоций. Они группами перемещаются по городу в поисках «ключей», вторая часть их команды разгадывает эти головоломки дома возле компьютеров, в Интернете, на телефонах.

Сегодня квест — это технически оснащенное мероприятие, без техники здесь — не только не выиграть, но и не продолжить соревнования. Необходимое оборудование современного квестера — GPS-навигатор, автомобиль, ноутбук с высокоскоростным доступом в Интернет, телефоны, желательны КПК. Среди IP-технологий активно используют ICQ, Skype-конференции, Google Earth и другие интернет-утилиты. Самыми популярными квестами сегодня считаются «Дозор», «Схватка», «Encounter». Такие игры развивают коммуникативные способности, учат гибкости мышления, борются со страхами и предрассудками, в поисках ответов на загадки повышают эрудицию, учат командно мыслить.

Описание новой жизни

Любая игра — это прежде всего определенные правила, соблюдение которых должно быть неукоснительным. В противном случае — зачем все это затевать? Ведь главная идея квеста — проверка собственных сил, навыков, ума, воли, умения решать задачи и организовать команду на решение этих задач.

Поэтому условия игры тщательно оговариваются, все участники подписывают определенные соглашения с организаторами, смысл которого сродни олимпийскому — честно играть, честно выигрывать, честно судить.

Для соблюдения честной игры есть также ряд требований, которые запрещены: следить за экипажами других команд, создавать им препятствия, чтобы задержать выполнение заданий, создавать ложные коды и указатели, мешать соперникам в выполнении ими заданий и т.д. Поэтому организаторы имеют право в любой момент проверить, насколько самостоятельно команда справилась с тем или иным заданием, как расшифровала задачу и где был найден очередной ключ. Если команда не сможет объяснить, каким образом она выполнила задание, почему ввела тот или иной код, она будет либо оштрафовала, либо дисквалифицирована. Словом, несоблюдение принципа честной игры, независимо от того, случайно и сознательно это произошло, серьезно карается — вплоть до дисквалификации команды и ее участников на игру или на весь сезон.

В договоре также учитываются различные форс-мажорные ситуации. Например, организаторы не несут никакой ответственности за все, что в процессе игры может случиться с участником: то есть каждый самостоятельно несет всю ответственность за любой риск. А есть и такое условие: игра состоится при любой погоде, за исключением обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью участников. Правда, организаторы обязуются давать такие задания, выполнение которых не сопряжено с риском для жизни и здоровья ни самих участников, ни третьих лиц.

От первого лица

Чтобы понять, что такое квест, мы встретились с одним из фанатов игры Игорем Сормовским — постоянным участником многих квестов, проходящих в Киеве. Игорь — сотрудник одной из московских консалтинговых компаний.

Игорь, почему вы, москвич, участвуете в киевских квестах?
Мои тамошние друзья являются фанатами квеста, и я от них тоже заразился этой любовью. Началось все несколько лет назад, когда я оказался в Киеве в командировке. В фирме, с которой у нас были деловые отношения, как раз играли в квест. Должна была состояться игра, а один из заявленных участников вдруг по объективным причинам не смог принять участие в соревнованиях. Я предложил свои услуги, ребята согласились. Так я заболел квестом. Первая игра, в которой я участвовал, запомнилась тем, что нас приняли чуть ли не за террористов. Мы были в камуфляже, с рациями, картами, мобильниками, «уоки-токи», словом, вооружены как заправские террористы. И когда мы задержались примерно на полчаса в одном из районов города, склонившись над картами, пытаясь найти разгадку для поиска кода, а в машине с включенным двигателем сидел один из участников и по компьютеру связывался со штабом... Словом, вдруг прямо перед нами как из-под земли выросли военные, по-настоящему вооруженные автоматами. Оказывается, бдительным горожанам показалась подозрительной публика, которая остановилась на их улице.

Квест — в переводе с англ. «поиск приключений». Смысл игры заключается в выполнении различных заданий. Цель задания — найти код, который позволит перейти к следующему заданию. И так — до победы. Аудитория квестов — активные люди, здоровые, интересующиеся новым, разбирающиеся в современных средствах коммуникации, компьютерах, автомобилях. Это игроки, снаряженные фонарями, мобильными телефонами и GPRS, Интернетом, КПК и ноутбуками, GPS-навигацией; передвигаются они на машинах или пешком и, с азартом выполняя задания, ищут коды, спрятанные в разных местах.

Какие технические средства вам приходилось использовать в игре?
Однажды нам сказали, что один наш код написан на стене одного из домов в... Сиэтле. Напомню на минуточку, что играли мы в Киеве. Мы обзвонили всех друзей, родственников и знакомых, чтобы выяснить, есть ли у кого-то знакомые в Сиэтле. На это ушло немало времени, но мы такого человека в Сиэтле нашли. Представляете состояние того парня, когда его, спокойно сидящего на работе, просят знакомые с другого конца света срочно подъехать к такому-то дому в его городе и прочитать, что там написано. И сделать все это в минимально короткие сроки... Этот урок пошел нам на пользу, потому что в следующие игры мы имели с собой ноутбуки, оснащенные web-камерами, и выходили на другие города через Google Earth. Во время другого квеста во внедорожнике одного из членов команды был смонтированный в бардачке UMPC ASUS R2H, подсоединенный к серверному мониторному модулю Thermaltake, размещенному над магнитолой. По нажатию клавиши выдвигается 7-дюймовый дисплей, на котором — полноценная Windows XP. При желании, к UMPC можно подсоединять GPRS-телефон для выхода в Интернет, к нему также подключен установленный на «торпедо» GPS-приемник. В общем, в машине был универсальный ПК на все случаи квестерской жизни.

В каких еще квестах вы принимали участие?
Например, в так называемом квест-авто. За сутки мы преодолели около 500 км. Это было настоящее испытание нервной системы и физических данных игроков, возможностей автомобиля, дисциплинированности и слаженности работы всей команды. В эти сутки мы попадали и под проливной дождь, и под град. Мы обшаривали какие-то заброшенные шахты, старые заводские корпуса. На нас были резиновые сапоги и комплекты химзащиты, с собой мы таскали веревки, рации, мощные фонари, противогазы. Вершиной выдумки организаторов стал настоящий патруль ГИБДД, который останавливал всех участников состязания и выписывал протоколы за нарушение правил дорожного движения — проще говоря, за превышение скорости. Понятно, что наша скорость была выше, чем то предписывали дорожные указатели. Но дело-то было ночью, машин и пешеходов на дорогах практически не было. Так вот, если водитель в сердцах не выбрасывал бланк в окно, считайте, что команде повезло, потому что на его обороте был написан очередной код. Мы свой талон по глупости сначала выбросили. А потом, когда догадались о вовлеченных в игру гаишниках, нам пришлось возвращаться на место и под ливнем, в темноте и грязи искать эту штрафную квитанцию.

Есть ли какие-то награждения или призы по итогам квеста?
Да, какие-то символические деньги победитель получает, но — именно символические. Потому что, поверьте, в квест играют не из-за денег, а из-за тех впечатлений и самооценки, которые мы выносим из игры. И это дороже любых материальных благ и финансовых призов. Для участников главное не деньги. Игра сводит вместе весьма разноплановых людей, которые благодаря квесту не только получают новые впечатления, но и находят новых друзей, партнеров по бизнесу, а иногда и свою вторую половинку.

Обгоняя стресс

Логика и резвый ум, способность неординарно мыслить, умело пользоватся информацией в Интернете, смело принимать решения... Это — с одной стороны, а с другой, — недострои, заброшенные фабрики, туннели, подвалы, кладбища, коллекторы. Невозможно предположить, куда надо направиться, чтобы найти код. Придется преодолевать свои страхи и предрассудки, свою цивилизованность и брезгливость, обыскивая каждый уголок и закуток, каждую щель и выступ, чтобы найти заветный ключ к дальнейшим действиям.

Для тех, кто не любит серые будни
«Дозор». Чтобы сыграть в нее, придется побродить ночью по пустынным улицам, быстро поездить, побегать, преодолевая препятствия в виде заборов, стен, чердаков и подвалов. Интрига игры заключается в выполнении различных миссий. Задания на миссию выдаются через ICQ координатору команды. Координатор передает задание полевым игрокам. Отыскав верный код (ключ), команда сообщает его своему координатору, который передает его координатору «Дозора». Если код верен, то координатор получает задание на следующий уровень. Всего 10 миссий.
«Мегапрятки» — интерактивная городская игра, представляющая собой стратегическое состязание двух категорий участников — «жертв» и «охотников». Охотники играют командой из двух человек. Жертва играет самостоятельно. Цель охотников — обнаружить максимально возможное количество жертв. Цель жертвы — избежать встречи с охотниками и выполнить ряд заданий.
Для любителей приключений придуманы игры по мотивам фильмов «Индиана Джонс», «Стрелы Робин Гуда», «1000 и одна ночь».
Еще один вариант квеста — приключенческая гонка «Urban Quest», которая представляет собой маршрут, проложенный по Санкт-Петербургу.
Игра «Автоквест» на Украине пользуется большой популярностью в среде банкиров, топ-менеджеров и предпринимателей среднего звена. Любительская забава с гонками по ночному городу, лазаньем по заброшенным цехам и разгадыванием загадок постепенно превратилась в настоящий спорт со строгим и сложным сводом правил — настолько всеобъемлющим, что стало возможным проведение чемпионатов.

Игры позволяют не просто интересно проводить время, свободное от учебы и работы. В игре и благодаря игре можно раскрыть и развить такие способности, о существовании которых вы никогда и не узнаете в теплом и уютном офисе своей компании. Игра научит действовать самостоятельно, ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях, поможет окунуться в совершенно иную жизнь. Ведь соревновательный процесс сам по себе интересен, а сопряженный с адреналином и скоростью, он приносит удовольствия в десятки раз больше. По мнению аналитиков, в нашей стране городские квесты находятся лишь в начале пути. За ними большое будущее.

Итак, игра продолжается... Ведь, к счастью, даже в наш прагматичный и циничный век романтики не перевелись.

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья