Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
КАРЬЕРА >> ВТОРОЕ ЛИЦО

Специалисты убеждены, что 90% могущества руководителя заключено в его динамике тела и голосе

Кто не помнит стихи Самуила Маршака о глупом мышонке, который, не желая засыпать, капризничал: «Нет, твой голос нехорош, слишком тонко ты поешь...»! На самом деле в этих детских стихах заложен совсем недетский смысл. Ведь задача каждого, кто хочет добиться поставленной цели, — заставить окружающих людей работать на эту цель. Если же будешь сипеть и рычать, как герои сказки, добиться цели будет крайне трудно. рассказывает ведущая тренинга «Эффективная коммуникация через ресурсы памяти, голоса и тела» валерия устинова.

Из всего видно, что иной раз причиной неудачи может стать... собственный голос. Но, к счастью, все не так безнадежно — свой голос можно изменить, сделать более уверенным, убедительным, выразительным.

Валерия, неужели настолько важно, каким голосом говорить умные и правильные слова?
Конечно, ведь более трети нашего внимания при первой встрече занимает вовсе не смысл речи нового собеседника, а так называемые невербальные (поза, мимика, жесты — 55%) и паравербальные (тембр голоса, манера речи, интонация — 38%) характеристики. Правильно говорить надо не только дикторам, актерам или политикам. Мировой опыт показывает, что многие люди своим успехом обязаны именно голосу. И мы вовсе не имеем в виду певцов или телевизионных дикторов! Зато неприятный голос может стать ахиллесовой пятой вашего имиджа. Вспомните, как раздражают гнусавые, визгливые, писклявые, монотонные или скрипучие голоса!
Иначе говоря, голос должен содействовать карьере, а не портить ее. А сознание того, что у вас хороший голос, придаст уверенности и даст возможность легко открывать любые двери. Тем более, если мы говорим о руководителях. Они-то просто обязаны находить контакт с разными людьми и уметь говорить в разных ситуациях — от совещаний до презентаций или лекций. Да и сотрудники вправе ожидать приятного голоса от своего шефа.

Получается, что голос — это могучий ресурс личной эффективности, который в нашей стране еще лет 20 назад вообще никак не рассматривали применительно к менеджменту. Возможно, поэтому наибольший опыт по коррекции голоса сегодня есть у тех, кто связан с театральным искусством, кто в совершенстве владеет техникой голоса. Но в чем секрет магии, которая характеризует некоторые голоса?
Наука давно изучает воздействие слова, заряженного эмоциями. В Институте проблем управления РАН, например, давно доказали, что слово меняет структуру воды. А мы состоим из нее, как известно, на 80%. Некоторые голоса имеют настоящую психотерапевтическую силу. Например, в 50-х годах прошлого века пластинки с записями нашей прославленной певицы Марии Бабановой предписывались больным в Америке для лечения неврозов. И сегодня голосом актрисы Анны Каменковой, которая озвучивает многие зарубежные фильмы и сериалы, можно лечить и менять судьбы. Я убеждена, если у женщины неустроенная личная жизнь, ей надо слушать Анну Каменкову.

Какие еще голоса можно назвать эталоном?
Смотря, какую перед голосом ставить задачу. Идеальные голоса в моем понимании — те, которые выполняют задачи, важные для социума. И это — обретение устойчивости и открытости. С этой позиции идеальными, эталонными можно считать голоса Алексея Баталова, Ларисы Малеванной, Алисы Фрейндлих, Бориса Плотникова, Ольги Остроумовой, Виктора Вержбицкого. А если послушать представителя старой школы — актера Александринки Николая Сергеевича Морковина! — поговоришь с ним о погоде, а он тебя уже вылечил. Одним только голосом он способен настроить собеседника на внутренний комфорт.

Но как голос связан с успехом в бизнесе?
Я считаю, что в сфере коммуникаций нет большой разницы между лидером, бизнесменом и актером. И мой опыт только подтверждает эту истину. Лет 15-20 назад я стала замечать, что мои знания в области сценической речи оказываются очень востребованными. Причина — многие наши руководители не могли правильно выстраивать отношения с сотрудниками низшего звена, отсюда — неудачи в бизнесе, текучка кадров, низкая эффективность работы подчиненных. Но дело не только в руководителях: сотрудники компаний далеко не всегда были эффективны в общении с клиентами. У театра же огромный, богатейший опыт в этом направлении. Театральная школа учит человека оставаться самим собой, играя при этом другие роли, в том числе и с помощью голоса. Именно тогда опыт в сфере речевых технологий становился очень востребованным, а сейчас стал еще более актуальным — наступило время не отдельных лидеров, а командных структур. Быть успешным и эффективным сегодня можно только опираясь на команду, на единомышленников. Если раньше ты делал сам себя и выигрывал, то теперь тебе надо выигрывать командой. И на этом этапе побеждает тот, кто умеет строить отношения. А значит, возрастает и умение руководителя создавать такие команды. Если человек, пусть и лидер по природе, не владеет искусством убеждения, не имеет инструмента коммуникации, он не сможет довести до других свои идеи.
Я бы сказала: голос — это продолжение человека. Голосом можно убеждать, в том числе — и самого себя. Голосом можно менять точку зрения своих оппонентов.

Неужели многие из нас так косноязычны, что нуждаются в умении говорить?
Конечно! Во-первых, советский человек был зажат от рождения — ему не давали рта раскрыть ни в школе, ни в институте, ни на работе. Можно ли было у нас свободно высказывать свою точку зрения? Во-вторых, учить надо не всех, а только тех, у кого в этом есть потребность — по личным мотивам или, скажем так, — по производственной необходимости.

Мне кажется или на самом деле у современных женщин голоса стали более низкими?
Это действительно так, более того, у мужчин голоса стали выше. Я не специалист по гендерным теориям, но, на мой взгляд, когда человек начинает играть роли, в которых раньше не принимал участия, за это приходится расплачиваться. Женщины пошли в бизнес, почти все — работают. Что такое низкий голос у женщины? Это голос, который требует выполнения каких-то установок. Если бы у нас с вами были высокие, визгливые голоса, то, учитывая продолжительность этого интервью, к вечеру мы бы хватались за водку или валерьянку — кто что любит. А к концу беседы были бы готовы друг друга убить.

Правда ли, что люди стали меньше разговаривать?
Совершенно верно. Голос — очень важная составляющая в характеристике человека, и она также подчинена влиянию времени. В мире идет процесс урбанизации: согласно исследованиям, к 2005 году количество городского и сельского населения в мире сравнялось. А городская среда — это компьютеризация, суженность общения. Да, мы стали меньше говорить. А то, что мало используется, то понемногу атрофируется — таковы законы природы. Голос мутирует. Даже в театральной среде, где голос — главный инструмент, заметна колоссальная разница — послушайте голоса прежних актеров и современных, и вы поймете, что я имею в виду.

На ум пришла цитата кого-то из великих, который утверждал, что голос — это наше второе лицо. Но как научиться правильно его использовать?
Есть некие стандарты, по которым надо строить свою речь. На тренингах мы слушаем диски, они были выпущены в США и называются «Лучшие речи ХХ века». Там записаны выступления многих известных людей — от Эдуарда VII, английского короля, правившего своей страной в начале прошлого века, до Буша-старшего. Нам становится понятно, что их объединяет.

И что же?
Осознавая, что их голос становится инструментом убеждения, все политики следуют нескольким правилам. Темп речи должен быть равен темпу восприятия. Они все говорят крупно — открытыми гласными, не зажимая челюстной аппарат. И говорят, как правило, довольно низкими голосами, даже женщины, что всегда придает голосу убежденность и уверенность. Далее: все речи интонационно идут вверх — это вообще характерно для английской речи. У нас же интонации несколько иные, и если наши политики или бизнесмены будут говорить с понижаемой интонацией, они просто обрекут своих слушателей на сон. Лидер должен быть убедительным, тем более, ему нередко приходится принимать непопулярные решения. А убедительность во многом заложена именно в голосе. И, наконец, громкость речи должна быть соразмерна пространству. Эти стандарты созданы элитными школами, в которых учились и учатся настоящие и будущие политики. Тем же, кому не довелось учиться в подобной школе, приходится приобретать эти навыки все равно, ибо другой способ коммуникации считается дурным тоном.

Есть ли национальные особенности у голоса?
Конечно, есть: представьте себе эмоционального итальянца и сдержанного эстонца. И эти особенности следует учитывать при ведении бизнеса. Так, итальянец не должен рассказывать в эстонском посольстве, что у него заболела бабушка и т.д. Это вызовет двойное раздражение, поскольку эстонец и так с трудом выносит итальянский темп речи. Поэтому говорить с человеком следует на том языке, который для него приемлем. Это еще одно из правил.

Можно ли в России протестировать свой голос?
Можно, в Институте биокибернетики можно протестировать свой голос на компьютерных программах по режиму убедительности, властности или уверенности. Совсем недавно была разработана уже седьмая версия программы, которая тестирует голос по режиму сексуальности и чистоты звучания.

Тестирование показало, что с голосом проблемы, компьютер намекнул, что руководитель ты никакой. И что — бросать свое дело?
Нет, конечно. Голос — это не то, что дано раз и навсегда. Конечно, он индивидуален, уникален, как отпечатки пальцев. Но ведь грязная рука — не есть диагноз рисунка пальцев. То же самое и с голосом. Существуют тренинги, программы, методики, которые позволяют ставить голос. Одна из таких программ, например, называется «Путешествие в мир Античного театра» — «Скрытые ресурсы коммуникации через голос, тело и эмоциональную память». Группа выезжает на Кипр и там, в пространстве античного театра Курион, которому две с половиной тысячи лет, проходят занятия. Тренинги организуются два раза в год: в мае и октябре. Этого достаточно — такой необыкновенной органичностью и внутренней силой обладает это место. Устройство античной сцены обеспечивает уникальную акустику — голос там просто летит, подчиняя себе пространство. Быть понятым и принятым в этом месте, где две с половиной тысячи лет назад до нас слова побуждали к действию — об этом мечтают актеры всего мира! Эмоциональная память от пережитых ощущений остается на всю жизнь. Она может использоваться как универсальный якорь ресурсного состояния, чтобы вновь и вновь находить в себе источники эффективности.

Какие еще методики коррекции голоса вы используете в своей практике?
Наши слушатели учатся овладевать технологиями эффективного общения через скрытые ресурсы тела, голоса и речи. Они учатся преодолевать непродуктивные стереотипы и стандарты поведения, овладевают базовыми навыками убеждающей коммуникации, чтобы осознанно управлять аудиторией. Для чего обучаются ликвидировать свои внутренние «зажимы», чтобы заместить их новыми специальными установками взаимодействия с аудиторией. Чтобы была наглядно видна наша работа, мы почти все время снимаем наших слушателей в разных ситуациях, в начале обучения, в конце. А потом делаем небольшой фильм, показывая, как меняется человек в процессе обучения.

Хорошо, вы научили пользоваться своим голосом. Есть ли примеры удачного применения новых знаний?
Вспомните программу Славы Зайцева на одном из телеканалов, где женщине помогают обрести новое лицо, новый имидж, ее учат быть привлекательной и респектабельной. Так и у нас: научили, помогли человеку обрести свой голос, а дальше — его выбор. Или применяй новые навыки в жизни и работе, или возвращайся к «старому платью». Но моя практика показывает — если человек однажды ощутил силу своего настоящего голоса, он от него уже не откажется.

А были ли случаи, когда карьеры рушились, потому что человек не хотел менять свои речевые навыки?
Рушился не только бизнес, ломался сам человек! Так, в карьере одного бизнесмена наступила пора, когда он должен был войти в состав представительских органов. И для него самым страшным было обратиться к публике в День города и сказать: «Дорогие горожане, поздравляю вас с Днем города!» Он готов был отдать половину своего бизнеса, лишь бы его избавили от этой повинности — выступать перед большой аудиторией. Кстати, это картина довольно типична: страх публичного выступления находится на 6-7 местах после страха перед терроризмом и прочими современными угрозами. Да, есть люди, кто считает, что их надо принимать такими, какие они есть. До какого-то предела это допустимо. Но с развитием бизнеса человек вынужден появляться в иных коммуникативных средах. И если в своем офисе он может по-военному командовать: «встал, взял, пошел», то на международной конференции где-нибудь в Давосе такая лексика и такие интонации не будут поняты, какой бы совершенный продукт он ни представил бизнес-сообществу. Это значит, что для дальнейшего ведения бизнеса надо себя менять.

Можно ли по голосу человека понять — сработаетесь вы с ним или нет?
Можно. Положим, пришла устраиваться на работу девушка с хорошим образованием, хорошими характеристиками, но визгливым, завышенным голосом. Можно с большой точностью сказать, что с этой девушкой у вас будут проблемы. Почему? Потому что мужской мир устроен таким образом, что когда он находится в рабочем ресурсе, ему нужно, чтобы левое полушарие было активно включено в работу. А человек, разговаривающий высоким голосом, эту настройку постоянно сбивает.

Еще одна цитата пришла на ум: чем выше голос — тем ниже интеллект... Это так?
В этом высказывании Эрнеста Ньюмена есть значительная доля правды. В языке очень связаны такие вещи: поверхностный голос — поверхностный человек. Глубокий человек — глубокий голос. Глубокие мысли невозможно высказывать поверхностным голосом, теряется их глубина и важность. А поверхностным голосам нет доверия. Так уж устроен человек, он рассуждает: с какой стати я должен тебе верить, если ты сам говоришь только частью себя?

Валерия Устинова
Актриса, театральный педагог, директор центра «Мир диалога».

В настоящее время является консультантом в ведущих театрах Москвы, ведет спецкурсы по теории и практике коммуникации в МГУ, ВШЭ, на программах Executive MBA в Высшей школе финансового менеджмента (АНХ). В качестве педагога-консультанта участвовала в постановках Роберта Стуруа, Александра Калягина, Константина Райкина, Александра Филиппенко, Важди Муавада, Оскараса Коршуноваса, проводила индивидуальный коучинг в театрe La Scala, Большом театре и т.д. Автор и ведущая бизнес-тренингов для топ-менеджеров в сфере публичных выступлений, личной эффективности в коммуникации. В 2006 году представила мастер-класс «Скрытые ресурсы коммуникации через тело, голос и эмоциональную память» на ХХV Конгрессе Международного института организационного развития на Кипре. Автор и арт-директор проекта «Эхо небес. Голоса актеров России». Член Союза театральных деятелей, член Международного института «Organisation Development».

Можно ли изменить голос самостоятельно, читая книжки или изучая некие методики?
В профессии театрального педагога существует такое правило: голос ученика делает ухо педагога. Если в вокальном искусстве начнешь заниматься сам, просто угробишь голос. Это происходит потому, что в силу объективных причин мы слышим свой голос несколько иначе, чем его воспринимают окружающие. Собственный голос, записанный на магнитофон, мы слышим только через плотность воздуха и порой очень удивляемся его звучанию. А когда разговариваем, слышим себя как бы с двойным наложением. И ни один аппарат в мире не может рассчитать, как человек слышит себя сам, поскольку невозможно рассчитать плотность мышц, сосудов, через которые проходит наш голос к внутреннему уху. Поэтому, ставя голос, лучше ориентироваться на профессионала.

Говорят, что существуют некие секретные исследования голоса...
Это уже давно не секрет. Такие исследования доступны любому специалисту в данной области. Исследуются голоса, которые звучат наиболее убедительно и способны вызвать наибольшее доверие. Эти данные и рекомендации используются и в политике, и в шоу-бизнесе, и в рекламе. У главного редактора одного из женских журналов было замечательное эссе о перчатках. А в конце стояла красивая фраза, которая мне очень понравилась: «Только не забудьте, девочки, что к перчаткам полагается хорошо поставленный голос».

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья