Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИНТЕРНЕТ >> БЛОГ У ВОРОТ

Где заканчивается самовыражение блоггера и начинается утечка секретной информации?

В декабре 2004 года составители толкового словаря Merriam-Webster назвали «блог» словом года. Не исключено, что этот ставший уже привычным термин (родом из конца 1990-х) потянет и на звание слова десятилетия. То, что начиналось как забава для продвинутых одиночек, сегодня превратилось в увлечение миллионов пользователей Интернета. Для одних это просто онлайновый дневник, обновляющийся от случая к случаю, для других — философия, религия, состояние души.

Существуют блоги о бизнесе, политике, спорте, моде, рекламе, медицине, компьютерных играх... блоги о блогах наконец. Не все из них становятся популярными, да и далеко не каждый автор к этому стремится. Но блогосфера знает много примеров успеха, причем успех этот может выражаться как степенью влияния, так и конкретной суммой денег.

Блоггер звонит в колокол

Об использовании блогов в целях развития бизнеса уже написана куча исследований. Автор книги «Маркетинг блогов» Джереми Райт считает, что блоги очень полезны для популяризации брендов, поддержания обратной связи с потребителями, проверки эффективности маркетинговой стратегии и т.п. Можно использовать блоги и как средство общения и обмена информацией между сотрудниками внутри компании.

В новую веру уже обратилось множество компаний по всему миру — в том числе и в России. Кто добровольно, а кто и не вполне. Блогосфера полнится слухами о чудесах блоггинга, причем далеко не всегда авторы дневников выступают в роли добрых святых в отношении компаний, о которых пишут.

До чего может довести гнев блоггера хорошо знает, к примеру, известный автопроизводитель Land Rover. Достаточно вбить в поисковую строку название компании и ее модели Discovery 3. Вторым номером, сразу после официального сайта, до сих пор выскакивает ссылка на блог, который некий рассерженный автолюбитель начал, чтобы рассказать всему миру о своем негативном опыте владения этой машиной. За последний год автор не написал ни одного нового поста, но блог живет благодаря комментариям, которые оставляют там посетители. Буквально на первой странице — цитата из письма благодарного читателя: «Спасибо, что помогли мне не сделать большую ошибку!»

Свой урок от блоггеров получил и известный производитель компьютеров Dell. В июне 2006 года новостной портал Inquirer поместил фотографии горящего ноутбука этой марки. История мгновенно разлетелась по Сети, в том числе засветилась на страницах популярного блога Consumerist.com.

Пикантность ситуации придавал тот факт, что буквально в те же дни Dell с помпой презентовала собственный блог, в котором пообещала вести с потребителями честный и открытый разговор о своих товарах. Но когда злополучные снимки уже вовсю гуляли по Интернету, в официальном блоге о проблеме не было ни слова. Это вызвало гнев многочисленных блоггеров, которые заклеймили заигрывания Dell с новыми технологиями как вполне предсказуемое лицемерие. После волны критики компании пришлось принять правила игры. Да, написал один из сотрудников, мы знаем о происшедшем и ведем расследование. И хотя обычно подобные фразы расцениваются как отговорки, в этот раз Dell удостоилась похвалы.

Блог (англ. «blog», от web log — «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).
Блоггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными...) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими.
Для блогов характерна возможность публикации отзывов (так называемых комментариев, комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.
Источник: Википедия

Вообще «блоги для галочки» встречаются сплошь и рядом. Бывает, что компания заводит блог, не очень хорошо представляя себе, зачем ей это нужно. В итоге он становится, по сути, новой формой подачи пресс-релизов — скучных и мало кому интересных. Вот почему компаниям стоит подойти к этому делу серьезно, в крайнем случае — обратиться к профессиональным консультантам по блогам, такие уже есть.

Обложили...

Даже если компания не ведет собственный блог, это не значит, что популярное явление ей совсем не интересно. Напротив, многие руководители очень и очень интересуются блогами, хотя вряд ли это то внимание, на которое рассчитывают их авторы.

По данным исследования, которое в 2005 году провели American Management Association (AMA) и The ePolicy Institute, три из четырех компаний отслеживают деятельность своих сотрудников в Сети в рабочее время; больше половины — сканируют электронную почту. И дело тут не столько в нездоровом любопытстве, сколько в попытке защитить себя от возможных неприятностей. В США любой интернет-контент, созданный сотрудником на служебной технике, будь то электронное письмо, сообщение в MSN или пост в блоге, может быть использован в качестве доказательства в суде. Один из пяти работодателей, принявших участие в исследовании, сталкивался с ситуацией, когда по решению суда или регулятивных органов у него изымали электронную переписку. Еще 13% компаний приходилось выступать в качестве ответчика по делам, поводом для которых стали посланные сотрудниками E-mail.

Собранная информация часто служит руководством к действию. Одна из четырех организаций имела прецеденты увольнения за злоупотребление электронной почтой, а еще 25% компаний избавились от работников, использующих Интернет не по назначению. Если учесть, что, по данным другого исследования, в 2005 году в США блоги активно читала четверть работающего населения страны, причем каждый тратил на это по меньшей мере 3,5 часа в неделю, то те, кто предпочитает заниматься этим на работе, возможно, рискуют ее потерять.

Еще сложнее жизнь у блогописателей: им не стоит расслабляться, даже если они ведут дневник с домашнего компьютера. В исследовании AMA и The ePolicy за 2006 год уже было зафиксировано, что 2% компаний имеют опыт увольнения сотрудников на основании неподобающих записей в блогах.

Одной из первых пострадавших стала Хизер Армстронг. В 2002 году ее уволили из дизайнерской компании, которую она неосмотрительно высмеивала в своем блоге на сайте www.dooce.com. Благодаря этому происшествию интернет-сленг обогатился новым глаголом: «to be dooced» — то есть лишиться работы из-за своего веб-сайта. Хизер на самом деле повезло: она прославилась и теперь может существовать на доходы от блога, который до сих пор является одним из самых популярных в Сети. Но идти по ее стопам Хизер не советует: «Мой вам совет: НЕ БУДЬТЕ ДУРАКАМИ. Никогда не пишите о своей работе в Интернете, кроме тех случаев, когда ваш босс знает об этом и одобряет тот факт, что ВЫ ПИШЕТЕ О СВОЕЙ РАБОТЕ В ИНТЕРНЕТЕ».

Блоггеры о блогах
Абрамов Евгений, директор по маркетингу и рекламе «КОМСТАР-Директ»:

Когда у вас появился первый блог?
Первый блог у меня появился в начале 2007 года на одном из крупных сайтов для менеджеров. Основной его целью должны были стать размышления на темы, постоянно возникающие в бизнес-сообществах: мотивация, конфликты, лидерство и многое другое. Но вскоре решил для себя, что, поскольку достаточно много умных людей занимаются этими вопросами профессионально, то лучше почитать их книги, сделать выводы, почерпнуть для себя ценное из их трудов. А писать об этом наскоками в блогах как-то не понравилось.

Ведение блога упрощает или усложняет вашу жизнь?
Забавный вопрос. Фотография усложняет или упрощает жизнь?

Что нового вы узнали о себе, о людях, о жизни благодаря блогу?
На самом деле — ничего нового. У всех есть свое мнение, и переубеждать — бесполезное занятие. А еще в мире много хороших и увлеченных людей.

Каковы перспективы у блоггера в России?
Самые яркие блоги получат неофициальный статус СМИ. К данным блогам будут присматриваться, прислушиваться и полемизировать в комментариях. Будут и блоги, предназначенные только для себя и друзей.

Другая известная жертва — стюардесса Delta Air Lines Эллен Симонетти — вела популярный блог «Королева неба: дневник стюардессы», в котором весело и с выдумкой рассказывала о своей работе. Название авиакомпании в блоге не упоминалось, но однажды Эллен поместила там свою фотографию в униформе в пустом салоне самолета, которая и позволила вычислить ее настоящее место работы. После этого девушку уволили без выходного пособия, причем формальным поводом стало нарушение пункта контракта о запрете использования униформы компании без разрешения руководства. Эллен подала в суд, но из-за банкротства Delta Air Lines дело пока остается нерешенным.

Совсем свеженький случай произошел в феврале этого года: продюсера новостной программы на CNN по имени Чез Пациенца уволили за ведение блога Deus Ex Malcontent. Чез нигде не раскрывал своей принадлежности к известному телеканалу и тем более не высказывался от его имени. Но руководство сочло, что тем самым он нарушил политику CNN, согласно которой сотрудники должны получить разрешение на то, чтобы писать в каком-либо другом СМИ.

Не болтай!

Не так давно в уважаемом специализированном издании для финансовых директоров CFO появилась статья о том, как важно в наше тяжелое время (экономический спад, кредитный кризис и прочие тридцать три несчастья) вовремя вычислить ненадежного делового партнера, особенно если это частная компания, финансовая информация о которой недоступна широкой публике. С явно одобрительной интонацией автор статьи пишет о методах директора по кредитам компании ThyssenKrupp Materials, который «не гнушается даже просматривать блоги сотрудников компаний-партнеров, чтобы оценить их финансовое здоровье». Совет из серии «Возьмите на заметку».

Где заканчивается самовыражение и начинается утечка секретной информации?

Многие компании, даже поощряющие блоггинг, выпускают специальные директивы, очерчивающие границы, за которые сотрудникам не стоит выходить. К примеру, в корпорации Sun действуют следующие правила.

1. Не разглашайте и не обсуждайте закрытую для общественности финансовую или оперативную информацию.

2. Не разглашайте закрытую для публики техническую информацию (например, код) без разрешения. Sun может мгновенно потерять право экспортировать свою продукцию и технологии в большинство стран мира или лишиться возможности защитить свою интеллектуальную собственность.

3. Не разглашайте личную информацию о других людях <…>

4. Не обсуждайте связанные с работой судебные процессы или конфликты, включая общение с адвокатами Sun.

5. Всегда правильно пишите название торговых марок, принадлежащих Sun. Например, никогда не используйте торговую марку как имя существительное, поскольку это может привести к потере наших прав на торговую марку.

Характеристика с места

И еще одно любопытное открытие: оказывается, чересчур откровенные и раскованные авторы блогов могут лишиться работы, которой еще не имеют. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в 2007 году социальной сетью Viadeo в Великобритании. Выяснилось, например, что один из пяти кадровиков, рассматривая кандидатуры новобранцев, не поленился поискать личную информацию о них в Сети.

Участники опроса привели ряд причин, послуживших поводом отвергнуть кандидата на основании его репутации в Интернете: «Его страничка на MySpace демонстрирует его отрицательные качества, включая злоупотребление алкоголем и неуважение к работе»; «Мы обнаружили, что кандидат фигурировал в списке разыскиваемых полицией»; «Мы выяснили, что кандидат занимается деятельностью, которая не сочетается с этическими принципами компании».

Впрочем, не все так печально: интернет-репутация аппликанта может иметь и положительный эффект. 13% руководителей, принимающих решение о приеме на работу, отметили, что решили попробовать того или иного кандидата на основании информации, найденной в Сети, хотя в ином случае он был бы отвергнут. Примеры: «Обнаружились достижения, о которых я иначе и не узнал бы»; «Кандидат продемонстрировал на своем веб-сайте навыки работы в Интернете»; «Я понял, что претендентка могла предложить нам больше, чем это явствовало из стандартного резюме».

«Эти результаты должны стать предупреждающим звоночком для каждого, кто когда-либо размещал личную информацию в он-лайне, — прокомментировал итоги исследования сотрудник Viadeo Питер Каннингхем. — Миллионы людей каждый день, не сознавая того, формируют свою интернет-репутацию, размещая в Сети личную информацию, большая часть которой кэшируется и остается доступной через поисковые системы даже после того, как автор удалил веб-страницу. Когда такую информацию находят люди, не являющиеся ее целевой аудиторией — например, потенциальные работодатели, — это может оказать существенное влияние на их решение о приеме на работу».

Юлия Мифаева

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья