Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
БРЕНД >> ОПЕРАЦИЯ «ПРЕЕМНИК»

Укрупнение и консолидация бизнеса стали одной из ярких примет мировой глобализации

Рынок слияний и поглощений последнего десятилетия выдался урожайным на создание глобальных альянсов. Среди них — объединение телекоммуникационных подразделений Nokia и Siemens, сделки между AOL и Time Warner, Vodafone и Mannesmann, Vivendi и Universal, приобретение «ВымпелКомом» «Голден Телекома». По пути последовательной внутренней интеграции, превращения из операционного холдинга в единую эффективную операционную компанию идет и «КОМСТАР-ОТС». Первыми среди глобальных поставщиков телекоммуникационного оборудования эту тенденцию подхватили Alcatel и Lucent Technologies, создав крупнейшую корпорацию Alcatel-Lucent — лидера в своем секторе рынка. За этим объединением двух известнейших производителей оборудования наблюдает весь деловой мир. Насколько успешной окажется эта сделка?

Сегодня Alcatel-Lucent стремится выйти на новый виток развития. Для этого компании необходимы новые топ-менеджеры со свежими идеями и независимыми перспективами, поэтому Патриция Руссо, а также председатель совета директоров Серж Чурук решили уйти со своих постов...

Сильная женщина

Патриция Руссо — второй ребенок в семье, где помимо нее было еще шестеро детей. Папа — врач, мама — домохозяйка. Как вспоминает сама Патриция, жизнь в большом семействе располагала к самостоятельности и ответственности, ведь мать, занятая младшими, не могла уделять дочери достаточно внимания. К тому же два брата Патриции родились инвалидами, что также наложило отпечаток на характер: по ее словам, она с юных лет научилась отличать мнимые проблемы от настоящих. Патриция хорошо училась в школе и была капитаном команды девушек-болельщиц, сама же увлекалась гольфом — не вполне типичный выбор для женщины.

После окончания Джорджтаунского университета в 1973 году Патриция восемь лет проработала в отделе продаж и маркетинга IBM, а в 1981 году перешла в AT&T, где и осталась на долгие годы. По свидетельству работавших с ней людей, Патриция никогда не скрывала своих амбиций пробиться в когорту корпоративных лидеров Америки. К 1992 году она дослужилась до должности президента подразделения систем бизнес-коммуникаций, которое под ее руководством стало одним из лучших в корпорации.

В 1996 году, когда по решению суда AT&T была раздроблена на три части, Патриция заняла один из руководящих постов в Lucent Technologies и приняла активное участие в становлении компании.

Alcatel-Lucent
Компания: Alcatel-Lucent
Тип: публичная
Штаб-квартира: Париж
Объем продаж в 2007 году: €17,8 млрд
Количество сотрудников: 77 тыс. в 130 странах мира
Источник: www.alcatel-lucent.com

В 1999 году она возглавила самое важное подразделение Lucent — группу оборудования для операторов связи. А через два года приняла предложение занять пост президента и СОО в компании Eastman Kodak, что было для нее повышением. Ее не испугало даже то, что Kodak в тот момент переживала не лучшие времена. Вместе с новыми коллегами Руссо разработала план реформ, который должен был помочь компании преодолеть проблемы. Однако в Kodak ей пришлось провести только девять месяцев: в 2002 году Патрицию Руссо, по предложению ее бывшего босса Генри Шахта, вновь призвали под знамена родной Lucent, которая сама переживала жестокий кризис и даже, по слухам, была на пороге банкротства. Причина — обвал доткомов, который особенно тяжело отразился на доходах производителей телекоммуникационного оборудования.

Мадам Гильотина

Еще до возвращения Руссо руководство Lucent рассматривалo в качестве возможного решения проблем союз с конкурирующей компанией из Франции — Alcatel. Однако сделка предположительным объемом в $22-32 млрд не состоялась. И хотя официального объяснения причин не было дано, наиболее распространенная версия заключалась в том, что потенциальные партнеры не поделили власть. Якобы Lucent, которая хоть и находилась не в лучшей форме, настаивала на слиянии на равных, тогда как Alcatel стремилась к полному контролю над американской компанией.

Возвращение Патриции Руссо в качестве СЕО Lucent Technologies было воспринято наблюдателями неоднозначно. С одной стороны, она была ветераном AT&T и Lucent, и ее преданность и энтузиазм не вызывали сомнений. С другой стороны, как считали многие, взяв на работу инсайдера, Lucent упустила свой шанс привлечь человека со стороны — с неизбежными в такой ситуации свежим взглядом и новыми идеями.

Сама Руссо несколько лет спустя в одном из интервью призналась, что в общем-то понятия не имела о том, какие трудности ожидали ее на новом месте в Lucent: «Я думала, что подписываю контракт на работу в отрасли, которая испытывает некоторые проблемы. Мне и в голову не приходило, что я подписалась на катастрофу».

А катастрофа была налицо: за акции, которые на пике стоили около $63 за штуку, теперь давали меньше доллара. В какой-то момент рыночная капитализация Lucent, некогда составлявшая $100 млрд, скатилась до $4 млрд. Компания была в долгах, ее кредитный рейтинг был понижен. Но оптимизм целеустремленной и харизматичной Руссо не позволял сдаться без боя. Она закрыла ряд малоперспективных, с ее точки зрения, направлений, сократила зарплаты и премии, упразднила венчурный фонд, урезала финансирование легендарной Bell Labs. А самое главное — жесткой рукой провела новые массовые сокращения штата. Неудивительно, что в американской прессе Руссо удостоилась малоприятного прозвища — «Мадам Гильотина».

В 2004 году Руссо исполнила свое обещание: Lucent вновь стала приносить прибыль и даже совершила ряд стратегических покупок, которые позволили компании укрепиться в числе ведущих производителей телекоммуникационного оборудования. А в 2006 году на свет вновь была извлечена идея союза с французской Alcatel. Второго апреля 2006 года было объявлено о слиянии, а уже в конце года оно стало свершившимся фактом.

Логика сближения

Новая компания получила название Alcatel-Lucent, ее штаб-квартира разместилась во Франции. Акции поделили в соответствии с вкладом каждой из компаний в общую копилку: акционеры Alcatel получили примерно 60%, акционеры Lucent — 40%. В руководстве компании обе стороны получили равное представительство: должность СЕО по условиям сделки получила Патриция Руссо, а бывший глава Alcatel Серж Чурук занял кресло председателя совета директоров.

Патриция Руссо была исполнена воодушевления: «С первого же дня объединенная компания будет иметь более широкую финансовую базу, лидерство на рынке, глобальное присутствие и отличное интернациональное руководство. Нужно воспользоваться этими возможностями для наращивания объемов бизнеса и предоставления заказчикам ценных и полезных решений. В наших компаниях работают очень талантливые люди. У меня нет никаких сомнений в том, что они выполнят поставленную задачу».

Но к 2006 году пресса и аналитики, а тем более инвесторы, уже научились не ликовать по поводу крупных международных слияний. Череда «неудачных браков» — между Daimler и Chrysler, Vodafone и Mannesmann, Vivendi и Universal — поубавила романтизма и веры в лучшее.

Вместе с тем даже отъявленным скептикам была понятна логика сделки: Alcatel и Lucent объединяются, чтобы стать сильнее и выжить в современном жестоком мире. Французская и американская компании удачно дополняют друг друга: у Alcatel — сильные позиции в области широкополосного доступа в Интернет, особенно в технологии DSL. Lucent — лидер в секторе традиционного телекоммуникационного оборудования, а также оборудования для мобильных сетей типа CDMA. Обе компании в последние годы уделяли много внимания сервисному обслуживанию клиентов, и в этом плане объединение усилий также должно принести свои плоды. Плюс сокращение издержек (на $1,7 млрд каждый год в течение трех лет, как было обещано в преддверие слияния).

Объединение имело смысл и как защита против экспансии китайских компаний, и в первую очередь Huawei и ZTE. Агрессивный демпинг, государственная поддержка (например, льготные условия кредитов для покупателей китайского оборудования), широкая линейка продуктов — с этими козырями китайские конкуренты начали представлять собой серьезную угрозу для признанных лидеров рынка. К примеру, в 2005 году британская BT Group именно у Huawei заказала значительную долю оборудования, необходимого для модернизации ее инфраструктуры.

«Конкуренция нарастает, так что размер и масштаб имеют значение», — объяснила Патриция Руссо на пресс-конференции. Похожий аргумент привел и Серж Чурук в своем интервью парижской деловой газете Les Echos 31 августа 2006 года: «Телекоммуникационный сектор переживает стремительную и глубокую трансформацию. Мы объединяемся, чтобы стать лидерами».

Трудности перевода

«Переходный период» слияния Alcatel и Lucent пришелся на непростые времена: экономический спад, слабый доллар и, наконец, недавний кризис на кредитном рынке.

Патриция Руссо сама призналась, что интеграция Alcatel и Lucent проходит тяжелее, чем ожидалось. Некоторые из клиентов, неуверенные относительно возможных изменений в линейке продуктов объединенной компании, либо отложили размещение новых заказов, либо обратили свои взоры в другую сторону. Конкуренты предложили весьма агрессивные цены. Чтобы удержать оставшихся заказчиков, Alcatel-Lucent пришлось также пойти на существенные скидки или уступки.

Однако стратегия компании и ее план реорганизации начинают приносить результаты. Те области, в которых компания прогнозировала рост, успешно развиваются. Так, во втором квартале, результаты которого Alcatel-Lucent анонсировала 29 июля, компания сообщила о 16-процентном росте в своем сервисном бизнесе и 7-процентном — в корпоративном по сравнению с тем же периодом прошлого года. Компания продолжает развивать портфель продуктов и услуг, вкладывать средства в быстро растущие рынки, подписывать новые контракты.

В июне, например, компания подписала контракт на $1 млрд с China Mobile. По условиям договора, Alcatel Shanghai Bell, представляющая интересы Alcatel-Lucent в Китае, предоставит оборудование TD-SCDMA (китайский стандарт мобильных сетей третьего поколения), а также ключевые технологии беспроводной связи и обслуживание. Стандарт TD-SCDMA был широко представлен в августе этого года во время олимпийских игр в Китае. Продукция Alcatel-Lucent должна повысить пропускную способность сетей China Mobile и обеспечить конечных пользователей связью высокого качества.

Большие надежды Alcatel-Lucent связывает и с обнародованными ранее в этом году планами Google и ряда других крупных компаний проложить подводный оптоволоконный кабель, который свяжет США и Японию. Успешно развивается бизнес компании в России и странах СНГ.

В общем, Alcatel-Lucent уверенно смотрит в завтрашний день. Достичь этой уверенности компании во многом помогла Патриция Руссо. Она сделала свое дело и уходит. По просьбе совета директоров Патриция будет исполнять свои обязанности до назначения нового главного исполнительного директора, чтобы обеспечить постепенную передачу дел и поддержать непрерывность бизнеса в период поиска нового руководителя. По словам Руссо, «компании пойдет на пользу новое руководство, которое вместе с новым составом совета директоров привнесет свежий, независимый взгляд и выведет Alcatel-Lucent на очередной уровень роста и развития в быстро меняющемся глобальном экономическом пространстве». «Я нисколько не сомневаюсь в Alcatel-Lucent и считаю, что эта компания обладает огромным потенциалом», — уверена Патриция Руссо.

Юлия Мифаева

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья