Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
«КОМСТАР» АТАКУЕТ BROADBAND

Каковы перспективы широкополосного доступа в Интернет?

Завоевание 50% московского рынка широкополосного доступа в Интернет к 2011 году — одна из стратегических задач крупнейшего российского телекоммуникационного оператора — «КОМСТАР-ОТС». В 2007 году компания приступила к разработке и запуску множества новых инициатив как организационно-технического, так и маркетингового характера, направленных на подготовку к реализации этой амбициозной задачи. Каковы результаты этих инициатив, какие новые шаги «КОМСТАР» готов предпринять в ближайшее время — на эти и другие вопросы ответил президент компании Сергей Приданцев.

Каковы, на ваш взгляд, наиболее важные тенденции современного российского рынка телекоммуникаций?
Главная тенденция российского рынка телекоммуникаций — развитие технологий broadband, то есть широкополосного доступа в Интернет, являющегося базой для предоставления таких услуг, как IPTV или HDTV. Эта тенденция обусловлена развитием компьютерного рынка страны в целом, что подтверждают данные по уровню проникновения компьютеров в Москве и регионах. Так, в Москве этот уровень составляет 70%, а в регионах — 17%, при этом уровень распространения Интернета в Москве — 55%, а в среднем по России — 15%. Иными словами, в регионах практически каждый компьютер подключен к Интернету. В то же время уровень проникновения именно широкополосного доступа (ШПД) в Москве равен 49%, а по России — всего лишь 4%. Это значит, что в Москве устаревший dial-up стремительно выходит из обращения. Этот же процесс можно наблюдать и в регионах.

Какие технологии, по вашему мнению, являются наиболее перспективными в сфере оказания телекоммуникационных услуг в России?
Разумеется, наибольшие перспективы у технологий, которые обеспечивают broadband. Во-первых, это xDSL, а именно ADSL2+, VDSL, HDSL. Во-вторых, это FTTx. Сейчас в Москве мы начали проект по модернизации «последней мили» МГТС, который подразумевает прокладку оптоволокна до распределительного шкафа. В регионах мы применяем сочетание различных технологий для оказания услуг по ШПД — к ним относятся FTTB (оптоволокно в здание), а также FTTC, FTTH (оптоволокно в дом). Кроме того, в тех регионах, где развита медная инфраструктура, мы комбинируем ее с данными технологиями — опыт Москвы показал, что при правильном подходе эта модель дает очень хорошие результаты. И, конечно, большое будущее ждет беспроводные технологии, такие как WiMAX.

Одной из стратегических задач компании является завоевание 50% московского рынка ШПД к 2011 году. Какие шаги вы уже предприняли и готовы предпринять в ближайшее время для реализации этой задачи?
Согласно нашей концепции развития «Пять углов атаки», принятой до 2011 года, рынок ШПД для нас обозначен как второй «угол атаки». В 2007 году мы приступили к разработке и запуску множества новых инициатив как организационно-технического, так и маркетингового характера. Мы начали с того, что сменили руководство отдела продаж компании «КОМСТАР-Директ» и развернули широчайшую кампанию по организации новых каналов продаж и «реанимации» старых. Кроме того, был запущен бренд МГТС для оказания услуг ШПД. В результате прирост только частных пользователей ШПД по Москве у нас составил 198 тыс. человек, а с учетом корпоративных клиентов число подписчиков выросло на 228 тыс. Всего к концу 2007 года в Москве число подписчиков на услугу ШПД составило 695 тыс., и еще более 40 тыс. абонентов было по всей России. Данные конца первого квартала 2008 года — это 850 тыс. пользователей по Москве, в том числе более 50 тыс. — в регионах.
Особо подчеркну, что мы решили провести модернизацию «последней мили» МГТС, чтобы существенно увеличить скорость доступа для пользователей и начать оказание дополнительных услуг, например, HDTV. Этот проект был запущен в феврале 2008 года. Схема доступа к медной «последней миле» МГТС выглядит таким образом: от АТС через мультиплексоры доступа DSL (DSLAM) трафик по медным кабелям идет до распределительных шкафов, и далее — опять по меди — в квартиры. При этом длина «последней мили» — от 1 до 5 км. Такая структура способна обеспечить интернет-доступ со скоростью до 6 Мбит/с и подключение услуги IPTV с одним телевизором на квартиру. Новая же схема, основанная на технологии FTTC, выглядит иначе. От АТС до шкафа идет оптический кабель. DSLAM, которые сильно уменьшились в размерах, устанавливаются непосредственно возле потребителей, таким образом, «последняя миля» сокращается до 100-200 м. В результате скорость доступа способна подниматься до уровня 20-25 Мбит/с. Практика показывает, что реальная скорость доступа в Интернет после модернизации выросла примерно до 17 Мбит/с с возможностью подключения нескольких HDTV-приемников на квартиру. Если же клиент желает иметь более скоростной доступ, скажем, 100 Мбит/с, а также большее число HDTV-точек, то тогда мы протягиваем оптику непосредственно до его квартиры. Таким образом, суммарная скорость полосы составит уже 1 Гбит/с.
Помимо этого, в ближайшее время мы намерены заняться нашим call-центром, в частности существенно сократить время отклика на звонки клиентов — с примерно 5 минут до 6 секунд. Технически реализовать такую задачу, конечно, непросто, однако с учетом модернизации сети — вполне по силам.

Вы неоднократно заявляли о возможном внедрении в Москве технологии IMS. Какие плюсы и, возможно, минусы подразумевает новый проект?
Основной плюс — это возможность оказывать услуги связи без телефонных станций. Для тестирования подобной технологии мы строим сейчас опытную сеть в Москве, которую планируем ввести в эксплуатацию осенью текущего года. Если опыт окажется удачным, то в двух миллионах московских квартир МГТС установит специальные IMS-шлюзы, совмещающие функции телефона, телевизионной приставки, ADSL-модема для доступа в Интернет и др. Владельцам таких устройств не надо будет делать заявки на подключение новых услуг, они у них уже будут.
Скептики уверяют, что стоимость подобного проекта сопоставима с затратами на реконструкцию сети, однако они забывают, что данный подход способен решить вопрос модернизации на долгие годы вперед. Кроме того, МГТС сможет более эффективно использовать каналы транспортной связи и снизить издержки на обслуживание каждого абонента на 30-40%. Еще одним плюсом станет возможность ликвидации оставшихся аналоговых АТС и перепрофилирование занимаемых ими помещений, в том числе и для последующей сдачи в аренду, что принесет компании дополнительную прибыль.

Не секрет, что в регионах широкополосный доступ в разы дороже, чем в Москве. Стоит ли конечным региональным пользователям ожидать заметного снижения тарифов в ближайшей перспективе?
В Москве эпоха «ценовых войн» давно прошла. Однако в регионах она только начинается, и основные баталии там еще впереди. Сейчас у нас есть реальная возможность существенно снизить стоимость передачи трафика, а значит и абонентскую плату, за счет создания собственных магистральных транспортных каналов. Это особенно важно на первом этапе нашего вхождения в регионы, ведь региональный клиент будет выбирать в первую очередь то, что дешевле.

«КОМСТАР-ОТС» обещает до конца 2008 года построить первую в России сеть мобильного WiMAX. Не случится ли так, что в ближайшем будущем эта сеть будет конкурировать с сетями третьего поколения, которые планируют запустить сотовые операторы?
Да, мы неоднократно озвучивали эти планы и рассчитываем, что наша сеть мобильного WiMAX, которую мы развиваем в сотрудничестве с Intel, будет запущена в коммерческую эксплуатацию к концу текущего года.
Что же касается конкуренции, то пока не совсем ясно, с кем конкурировать. Если раньше все говорили о сетях 3G, то сейчас речь идет уже о сетях следующего поколения — 4G. К тому же в настоящий момент даже под 3G-технологию, в Москве, например, нет частот. Я считаю, что в итоге каждая технология займет свою нишу. Для операторов мобильного WiMAX — это удобство совмещения мобильного доступа в Интернет с фиксированным доступом, а 3G для мобильных операторов — скорее дополнение к услугам сотовой связи.
В то же время мы не собираемся ограничиваться Москвой и Подмосковьем. Строительство сети в частотном диапазоне 3,6-3,8 Ггц уже завершено в Армении. Мы также активно прорабатываем вопрос приобретения региональных компаний, которые либо уже имеют действующие WiMAX-сети, либо располагают необходимой частотой.

Каковы основные принципы региональной стратегии «КОМСТАР-ОТС»? В чем специфика работы на региональных рынках?
Экспансия в регионы — наша основная стратегическая задача. К 2011 году за счет регионов мы планируем нарастить выручку компании до $600 млн. Это будет сделано за счет переноса туда той модели развития, которая хорошо зарекомендовала себя в Москве. Прежде всего нас интересуют города-миллионники. В прошлом году число абонентов в этих городах выросло на 70% — до 40 тыс., в нынешнем году мы намереваемся увеличить этот показатель более чем в два раза. Уже сейчас работаем над проектами по запуску IPTV: с 1 августа начали оказание этой услуги в Ростове-на-Дону, будем запускать подобные проекты и в других регионах.
В 2007-2008 годах были приобретены несколько крупных региональных компаний, а также начаты проекты по строительству и модернизации сетей в регионах нашего присутствия. Помимо этого мы активно создаем зоновые сети связи, что позволит нам самостоятельно передавать трафик.
В качестве еще одного варианта регионального развития мы прорабатываем вопрос установления партнерских отношений с местными компаниями с целью получения доступа к их сетям. Однако в каждом случае мы будем руководствоваться вопросом рыночной целесообразности.

За пределами Москвы «КОМСТАР-ОТС» не имеет повсеместного доступа к «последней миле». Каким образом планируете конкурировать с другими игроками рынка?
Дело в том, что за пределами Москвы мы ориентируемся в основном на два потребительских сегмента. Во-первых, на корпоративных клиентов, образовавшихся недавно и, соответственно, не использующих «медь». Для них мы сразу «ведем оптику». Во-вторых, на объекты нового жилищного фонда. В новых домах также нет медной инфраструктуры, поэтому сразу прокладываем оптическую линию — либо непосредственно до квартир, либо до дома с последующей внутренней разводкой медью и коаксиальным кабелем по технологии FTTC.
В сегмент старого жилья, где превалирует аналогичная московской медная инфраструктура, и основным оператором выступает «Связьинвест», мы не стремимся. В этом сегменте спрос на все услуги по технологии DSL сейчас целиком удовлетворяют МРК, конкурировать с которыми посредством прокладки оптики по крышам домов мы не считаем эффективным. Зато «КОМСТАР-ОТС» идет в те сегменты, куда не могут пойти МРК, например, в загородные коттеджные поселки.

«КОМСТАР-ОТС» вышел на рынок дальней связи. Расскажите о стратегии развития этого направления бизнеса.
В июле «КОМСТАР-ОТС» получил коды выбора оператора дальней связи — для междугородных звонков надо набирать префикс 23, для международных — 28. Компания стала оператором дальней связи.
В сегменте дальней связи мы пока что не идем на рынок физических лиц и передачи трафика сотовых операторов. Этот рынок, на мой взгляд, имеет низкую маржинальность, к тому же в скором времени трафик сотовых операторов будет идти через их собственные сети. Здесь наш рынок — собственные корпоративные клиенты компании. А трафик между клиентами наших филиалов — это уже довольно ощутимые объемы. У нас самая высокая маржинальность в отрасли. «КОМСТАР-ОТС» и по выручке, и по маржинальности — оператор № 1 фиксированной связи в России. Кроме того, мы удерживаем лидирующие позиции в Москве. Я не случайно в начале разговора озвучил показатели проникновения ШПД по России — основной рост сейчас ожидается как раз в регионах. Например, Московская область по темпам роста уже опережает Москву. Именно поэтому мы ведем активнейшее строительство собственных сетей в Подмосковье, и через пару лет будем присутствовать во всех районах области. Дальняя связь нам нужна для того, чтобы, во-первых, быть конкурентоспособными на рынке корпоративных клиентов, которые хотят получать «один счет за все услуги» от одного оператора. А во-вторых, мы не хотим делить свою прибыль с другими компаниями.

Насколько актуальна для российских пользователей конвергенция фиксированной и мобильной связи? Какие шаги предпринимают в этом направлении операторы связи?
Разговоры о такой услуге сегодня ведутся очень активно. Однако реальных примеров практического воплощения конвергенции фиксированной и мобильной связи я пока не видел. Да и непонятно, каков должен быть уровень этой конвергенции. Например, при строительстве сети дальней связи мы брали в аренду участки связи МТС. Это конвергенция на уровне инфраструктуры. А вот что такое конвергентный продукт, я пока не могу понять, поскольку не вижу реальных примеров. Если в качестве примера такой конвергенции рассматривать единый номер, то это не конвергентная услуга, а сервис переадресации, ибо нет закона о переносе номера между операторами. Итак, основные задачи компании в 2008 году...
Наша основная цель — полностью реализовать стратегию «Пять углов атаки». Говоря точнее — расширить клиентскую базу по ШПД не менее чем до миллиона абонентов в Москве и удвоить ее в регионах. Промежуточные результаты нашей деятельности говорят о том, что мы четко идем к поставленной цели. И я уверен, что мы сможем ее достигнуть.

Александр Андреев

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.
 
«КОМСТАР» атакует broadband
 
 
 






Наверх    Следующая статья