Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИСКУССТВО >> БРЕНДИНГ НА ЧАС

Ровесник наскальной живописи – бодиарт – активно завоевывает современный деловой мир

За долгие века наскальная живопись трансформировалась в «нательную» и, получив название «бодиарт», приобрела многочисленных сторонников, поклонников, вызвав к жизни целое поколение творцов, работающих в этом направлении. Бодибрендинг — одно из самых востребованных направлений современного бодиарта. Валерий DANKO — один из наиболее известных художников, работающих в этом формате. Его время расписано на несколько месяцев вперед. Ни одна крупная выставка, проходящая в столице, не обходится без его участия — будь то Неделя высокой моды или автомобильный салон.

Валерий родился в Перми в большой семье, где кроме него было еще четверо детей — брат и три сестры. С самого детства Валера рос не таким, как его сверстники. Пока большинство одноклассников гоняли на улице мяч или стреляли у прохожих бычки, Валера сидел дома, читал книги, рисовал. Уже с первого класса родители не проверяли его дневники и тетради — настолько ответственным и самостоятельным был их сын.

Вы понимали, что уже с детства чем-то отличались от своих сверстников?
Мне казалось, что я ничем не отличаюсь, на самом же деле было по-другому. Сейчас таким детям нашли определение — их называют «индиго». Необычные, умеющие читать мысли других, способные разглядеть больше, чем может зафиксировать наш глаз. По малолетству мне казалось, что такими способностями обладают все. Но когда заметил, что знакомые, одноклассники, да и родные стали смотреть на меня с недоумением после очередных предсказаний, я замкнулся и поглубже спрятал свой дар.
Но интерес к окружающему миру, к строению Вселенной, к связи человека и природы у меня не пропал.

В чем это проявилось?
Лет в 14 — 15 я почувствовал непреодолимое желание рисовать Вселенную, Космос. Но как ни пытался передать свои ощущения на бумаге или картоне, удовлетворения у меня это не вызывало. И тогда решился на очень экстравагантный по тем временам поступок — написать картину такой, как я ее вижу, на теле девушки. Это было больше 16 лет назад, в Перми — городе, хоть и крупном, но все-таки далеком от проникновения новейших западных течений как классического, так и современного искусства. Я уговорил свою подругу стать своего рода холстом. Мы с ней неплохо друг друга понимали, поэтому она сразу согласилась с моей концепцией: рисунок тела модели — как прообраз Земли, материи; рисунок Космоса на теле — как духовная, космическая часть человека. И знаете, когда я написал свою первую картину «Дуновение Вселенной» в формате бодиарта, я почувствовал настоящий восторг! Мне хотелось показать единство человека и Вселенной — и мне это удалось.

Вы сказали — первую картину. Были и другие?
Да, были. Когда в детстве я почувствовал, что несколько отличаюсь от сверстников и это воспринимается далеко не всегда положительно, я не стал продолжать демонстрировать свои способности, а, наоборот, начал их как бы закрывать. Поскольку сейчас я занимаюсь бодибрендингом — у меня своя компания, свой бизнес, тем не менее я периодически ощущаю, что мне надо как-то реализовывать и мои скрытые возможности и способности. И помогает этому именно рисование сюжетов о Космосе. Поэтому примерно каждые 1,5 — 2 месяца я выкраиваю время или перестраиваю свой график так, чтобы на несколько дней отключиться от основной работы и иметь возможность побыть наедине с самим собой, со своими ощущениями, как бы набраться сил и идей. А лучше всего у меня это получается, когда я опять рисую на теле модели новый вариант картины «Дуновение Вселенной». Называйте это как хотите — релаксация, творческий поиск, самореализация... Не знаю, как правильно. Но после этого я могу работать дальше. Считаю, если заниматься только бизнесом, игнорируя творчество, то способности будут затухать, поскольку ты перестаешь быть многогранным, становишься однобоким. Мои «уходы в Космос» позволяют генерировать новые идеи, пропускать их через себя, чтобы работа в рекламном бодиарте не была только прикладной. А была именно искусством.

Валерий, а вам не жалко своего времени, ведь ваше искусство так эфемерно, так мимолетно... Это так же, как строительство ледяных скульптур или замков из песка — проходит немного времени, и все тает, рассыпается, в вашем случае — смывается. Ваше искусство существует, по сути, несколько часов...
Нет, не жалко. Нисколько. Главное сделано — я нарисовал.

Наверняка вы фотографируете свои работы?
Далеко не всегда. Пока был начинающим художником — фотографировал, для своего портфолио. Сейчас нет в этом необходимости. Художники, работающие в формате бодиарта, понимают всю эфемерность своего творчества. Но недолговечность росписи, с их точки зрения, компенсирует тот факт, что «живой холст» подчеркивает первозданность красоты натуры, создает ощущение неповторимости бытия в искусстве и искусства в бытии. Бодиарт — это не просто живопись, это — концепция, философия. Обнаженное тело сегодня уже мало кому интересно, оно мелькает всюду — на телевидении, в фильмах, рекламе. По большому счету — на что там смотреть!? А если то же тело использовать как холст, как поверхность, тут открываются возможности для самой необузданной фантазии художника. Художники бодиарта постоянно совершенствуются, создают новые техники рисования на человеческом теле. А женское тело выбрано потому, что оно более пластичное и выразительное, нежели мужское.

Рисунок на запястье
Body art — «искусство тела» (в переводе с английского). Это авангардное направление возникло в 60-х годах прошлого века, когда происходила глобальная трансформация западной системы ценностей, в эпоху «детей цветов». Бодиарт только в те годы был признан как отдельный вид искусства, хотя на самом деле зародился он гораздо раньше большинства других видов искусства. Известно, что племена, живущие еще в каменном веке на территории Океании, Африки, северной Америки и некоторых частях Азии, раскрашивали свое тело как для выполнения ритуальных мероприятий, устрашения противника, привлечения противоположного пола, так и для демонстрации собственного статуса среди соплеменников. Возродившись на Западе, бодиарт стал все чаще использоваться в коммерческих целях. Сегодня бодиарт — это целая индустрия. Самый популярный — бодипейнтинг, то есть рисование по телу. Он наиболее безобидный, поскольку легко и быстро смывается. Бодиарт используется очень широко: всем известна детская анимация на курортах или на детских праздниках, карнавалы, маскарады, званые вечеринки, промоакции. Элементы бодиарта могут использоваться и просто в повседневной жизни — рисунок на запястье, например, имитирующий бижутерию.

Вспоминается история про «золотого мальчика», тело которого покрыли золотой краской и поставили на постамент как живую скульптуру на празднике Лоренцо Медичи. Но в результате ребенок умер. Как соблюдается «техника безопасности» на вашем производстве?
Сегодня ни один художник, работающий в бодиарте, не будет использовать краски, которые наносят вред моделям. Начинающие художники иногда используют гуашь, разводят ее в разных пропорциях, с разными красками. Но я бы не рекомендовал гуашь — мало того что при высыхании она трескается — чтобы убрать этот дефект, приходится добавлять в краску кремы, но самое главное — она вредна для кожи человека, поскольку ядовита и может вызвать аллергию и даже отравление организма. Поэтому настоящие художники пользуются специальными красками, предназначенными именно для росписи тела, они безвредны и более долговечны — это акрилан и ему подобные. Если требуется покрывать большие площади на теле модели или создавать сложные переливы, применяют так называемый аэрограф. Но особенно знаменитые художники бодиарта часто используют краски, созданные по собственным рецептам.

Можно предположить, что у них есть и свои секреты, как у традиционных живописцев...
Да, и мы, так же как и традиционные живописцы, храним в секрете рецепты создания своих красок. Мало того, просим моделей не раскрывать даже технологию росписи. Моя краска не вызывает аллергических реакций, после того, как она смывается — очень легко, даже без жидкого мыла — кожа становится более гладкой и эластичной, чем прежде. Я разрабатывал свой состав в течение трех лет. Считаю, что моя краска превосходит профессиональные. Но даже при этом стараюсь, чтобы мои краски напрямую не соприкасались с телом: сначала я наношу основу.

Валера, DANKO — это ваш творческий псевдоним? Почему вас привлекло имя горьковского героя, который вырвал свое сердце и осветил им путь? Или это случайность?
Нет. Я исходил примерно из тех же соображений, когда брал этот творческий псевдоним. Я ведь уже говорил вам про мою любовь к миропорядку, Космосу, к его тайнам. DANKO я тоже воспринимаю как некий космический персонаж. Это имя помогло мне состояться как художнику, поэтому я сейчас всерьез думаю над тем, чтобы творческий псевдоним сделать фамилией.

Бодиарт — искусство не просто современное, но и модное. Известно, что многие западные звезды с удовольствием работают в роли моделей. Арнольд Шварценеггер, Джеки Браун, Келли Брук и многие другие известные западные звезды позировали бодиартистам. А как с этим у нас? Идет ли у нас звездное тело в дело?
Идет. И у нас звезды не чураются этого вида искусства. Регулярно проходят различные акции, в которых известные люди выступают в роли моделей для бодиарта. Например, на канале MTV транслировалась передача, где известные деятели отечественного шоу-бизнеса и другие публичные люди изображали представителей животного мира, например, Ксения Собчак — зебру, Юлия Савичева — белку, Роман Трахтенберг — обезьяну, а Светлана Хоркина — хорька. Так что бодиарт и звезды у нас тоже связаны самым теснейшим образом.
Мне кажется, что связь между шоу-бизнесом и бодиартом должна быть очень тесной. Ведь это так зрелищно! А если объединить усилия...
Именно над этим я сейчас и работаю. Было бы у меня чуть больше свободного времени, мы бы этот проект уже запустили. Тем более что опыт объединения бодиарта и шоу-бизнеса у меня уже имеется — семь лет назад я первым сделал бодиарт на теле одной из вокалисток известной поп-группы. Эффект был огромный! К тому же бодиарт можно сочетать и с актуальными дизайнерскими идеями. Например, во время юбилея одной из горнодобывающих корпораций девушки-модели были разрисованы под уголь, но на них еще и были костюмы, имитирующие угольные кристаллы. Они держали в руках чаши с огнем — зрелище было незабываемым. Настоящее шоу.

Как, по-вашему, бодиарт — это коммерческий вид искусства?
Безусловно. Художников, которые рисуют только для себя, не так много. Например, сейчас очень востребован рекламный вид бодиарта, в котором тело модели является рекламоносителем, служит для создания мощного сексуального стимула в виде обнаженной девушки, на теле которой нанесены либо какие-то рисунки, либо логотип компании. Это с одной стороны. А с другой — красивый рисунок сам по себе привлекает взгляды. Обнаженная разрисованная девушка воспринимается как арт-объект. С такими девушками с удовольствием фотографируются, фотографии потом раздают или показывают друзьям, знакомым, и таким образом идет продвижение бренда компании не только на выставке, но и после нее.

Чем коммерческий, рекламный бодиарт отличается от бодиарта художественного?
Рекламный бодиарт — это самый сложный вид бодиарта. На первый взгляд бодиарт кажется очень простым делом — взял кисточку, краски — и... На деле необходимо множество профессиональных знаний и навыков. Рисовать по телу очень сложно — нужно владеть особыми изобразительными и техническими приемами. Для шоу расписать девушку несложно, она вышла на несколько минут, постояла в свете софитов и ушла за кулисы. А модели, работающие в рекламном бодиарте, должны несколько часов ходить среди посетителей выставки или салона — нередко их просто в упор разглядывают. Это диктует особые требования к технической стороне рисунка: краска должна быть крепкой, эластичной, но при этом она не должна пачкать, ведь к девушкам подходят посетители, фотографируются. Словом, все должно быть очень качественно. В рекламном бодиарте, как правило, работают кисточкой. Здесь много четких линий, которые требуют абсолютной точности при выполнении рисунка логотипа рекламируемой компании, к тому же тело девушки не плоское, а объемное, она все время движется — это обязательно должно учитываться при нанесении рисунка. В рекламном бодиарте нет права на ошибку.

Вы считаете, рекламный бодиарт ждет большое будущее?
Несомненно! В нем сочетаются три уникальных составляющих — реклама, сексуальность и искусство, способных даже каждая в отдельности быть движущей силой невероятной мощности!

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья