Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
КОМПАНИЯ >> КАК ВЫГЛЯДИТ ТИШИНА?

Благодаря Fotobank многомиллионные зарубежные фото- и видеоархивы стали доступны для потребителей в России и странах СНГ

Когда заказчик хочет получить изображение экзотического животного, у него есть два пути. Первый — отправить съемочную группу в Африку, найти слона и получить разрешение на его съемку. Правда, после съемочного дня может оказаться, что без дополнительного ухода кожа животного выглядит не слишком эстетично, и чтобы привести ее в порядок, слону потребуется провести настоящий SPA-день. Стоимость съемки в этом случае выражается в совершенно астрономической сумме, тогда как приобретение в Fotobank такого же изображения для коммерческого использования на условиях эксклюзива — в сотни раз дешевле. Это и есть второй путь. О нем рассказывает Ирина Любимова, заместитель генерального директора Fotobank «Библиотека изображений».

Как появилась идея создания фотоагентства, специализирующегося на лицензировании фото- и видеоизображений для СМИ и рекламы?
К моменту, когда я впервые узнала о новом проекте, а это было почти 15 лет назад, Fotobank уже был зарегистрирован основателем нашей компании Денисом Петровым. В то время я занимала должность финансового директора крупного холдинга. Работа меня полностью устраивала, но чем больше мы общались с Денисом, чем подробнее он рассказывал мне о новых возможностях, открываемых фотоагентством перед русскоязычными изданиями, рекламными агентствами, дизайнерами, тем чаще я ловила себя на мысли, что эта идея мне очень близка и интересна. Поэтому, когда Денис предложил мне сотрудничество в своем проекте, я согласилась и с тех пор ни разу не пожалела об этом.

Прежде вы были связаны с фотографией?
Никогда не работала в фотобизнесе. По образованию я экономист, и на новом месте работы сразу стала заниматься своими прямыми обязанностями — развитием Fotobank.

Что нового привнесло появление Fotobank в России?
Суть нашей деятельности заключается в лицензировании использования фото- и видеоизображений. Мне приятно, что благодаря нашей компании многомиллионные зарубежные фото- и видеоархивы стали доступны для потребителей в России и странах СНГ.
Для редакций СМИ Fotobank предоставляет возможность получения фото- и видеоинформации из любой точки мира, иногда даже в режиме реального времени, то есть необходимость в отправке своих фоторепортеров на другой конец света отпадает. Также в Fotobank можно найти архивную съемку для иллюстрации практически любого материала — от биографического очерка о Муссолини до кадров из фильма с участием Мерилин Монро.
Если говорить о коммерческом применении фотографии, то в Fotobank можно найти огромное количество сложных постановочных креативных фотоизображений, снятых профессиональными фотографами зачастую с привлечением огромных средств.
Ведь ни для кого не секрет, что реализация интересной идеи креатора зачастую связана с серьезными финансовыми, эмоциональными и временными затратами.

Так, заказчик иногда желает получить изображение экзотического животного. Для выполнения этого проекта требуется отправить съемочную группу в Африку, найти нужное животное, например слона, что сопряжено с большими сложностями, и получить разрешение на его съемку. После первого съемочного дня выясняется, что без дополнительного ухода кожа слона выглядит, мягко выражаясь, неприлично. Поэтому для него приходится организовывать настоящий SPA-день.
Стоимость этой съемки совершенно астрономическая, тогда как приобретение в Fotobank такого изображения для коммерческого использования на условиях эксклюзива — в сотни раз дешевле.

С какими сложностями вы столкнулись на начальном этапе работы агентства?
Трудности были связаны с тем, что такого рода услуг в России в то время не существовало. Многие вообще не понимали, что за фотоизображения авторам надо платить гонорары. И даже те, кто знал законы, чувствовали свою полную безнаказанность. Я многократно сталкивалась с ситуацией, когда не только дизайнеры прямым текстом говорили «я воровал, ворую и воровать буду», но и директор юридической службы крупного издательского дома был убежден в своей правоте, когда использовал в СМИ фотографии, купленные на пиратском диске. Для него было настоящим открытием, что наличие чека при приобретении диска — не основание для тиражирования таких изображений. Сейчас люди стали осознавать, что диск с фотоизображениями — это аналог пиратского диска с фильмом, который можно посмотреть дома, но нельзя показать в кинотеатре.

Что удалось изменить за годы работы?
Русскоязычный рынок стал более цивилизованным. А цивилизованный рынок предполагает взаимное уважение фотографов и изданий. Пришло понимание того, что фотография является объектом авторского права так же, как музыкальное или литературное произведение искусства.
Появлением Fotobank мы показали клиентам, что поиск нужных изображений может быть не хаотичным, а структурированным, быстрым, удобным. Получая лицензию на фото- или видеоизображение, клиент понимает, когда, где и на каких условиях он может его применять.
Кроме того, люди, работающие в отечественном издательском и рекламном бизнесе, стали аккуратнее относиться к использованию объектов авторского права, в том числе фотографий. Сегодня практически все издания России и СНГ пользуются нашими услугами, так как это удобно и выгодно. Прежде им приходилось иметь штатных фотографов и обходиться исключительно собственными съемками, а при необходимости печатать нелицензионные (то есть попросту ворованные) фотографии. Сейчас это практически исключено.
Теперь СМИ, покупая лицензионное изображение в фотоагентстве на условиях эксклюзива, уверены, что не увидят такого же изображения в другом издании — например на обложке главного конкурента.

Рекламные агентства прекрасно понимают, что предоставить клиенту пиратские изображения и подвергнуть его, таким образом, риску судебного иска от автора снимков автоматически означает потерю клиента. Использование пиратских фотоизображений нанесет серьезный удар по их деловой репутации. А репутацией в наше время люди стараются не рисковать. И такой прогресс во многом, как мне кажется, заслуга нашего агентства.

Чем ваша поисковая система отличается от систем других фотоагентств?
Дело в том, что мы взаимодействуем более чем с 30 ведущими агентствами мира. Крупнейший из них — Getty Images имеет очень удобную поисковую систему. Так, одна из многочисленных ее функций дает возможность иллюстрации эмоций и состояний — например, тишины, печали и т.д. Без такого поисковика каждый арт-директор смог бы выразить такие понятия двумя-тремя образами, рожденными его собственным воображением. А Getty предоставляет сотни различных вариантов. Это своеобразный мозговой штурм для креаторов.
Еще один плюс данного поисковика — лояльное отношение к несовершенству познаний пользователей в английском языке. При ошибке в написании слова система предлагает правильный вариант. А это огромная помощь нашим клиентам. У нас также есть возможность русскоязычного поиска.

Развитие агентства предполагает регулярное появление новинок. Что внедряется вами сейчас?
Услуга, которая сегодня пользуется наибольшим спросом в продакшн-студиях, рекламных агентствах и других компаниях, связанных с производством видеопродукции — это приобретение видеофрагментов (Footage). Если раньше при необходимости изображения лошади, скачущей по берегу моря, съемочная группа должна была потратить много сил, средств и времени для съемки этого сюжета, то теперь существенная экономия времени, нервов и средств оценена по заслугам подавляющим большинством создателей видеопродукции. Тем более что среди наших предложений можно найти и исторические архивные съемки, и коллекцию Warner Brothers, Discovery и многие другие уникальные кадры.
Совсем недавно одними из первых мы начали продавать такой актуальный продукт, как видеоновости — события из жизни звезд шоу-бизнеса, спорта, политики, интервью со звездами, которые востребованы сегодня и на ТВ, и в Интернете.

Какова стоимость изображений, приобретенных в Fotobank?
Это зависит от вида, сроков, территории использования и эксклюзивности изображения. Одна и та же фотография может стоить от нескольких десятков долларов до 2 — 3 тысяч. Для удобства наших клиентов существуют различные виды лицензирования. Умение в них ориентироваться позволяет клиентам из рекламных агентств вписаться в бюджет своих заказчиков и минимизировать затраты на проведение рекламной кампании.
Кроме того, использование готовых изображений из Fotobank дает возможность предоставить клиенту именно ту фотографию, которая отвечает всем его требованиям. Ведь зачастую арт-директора придумывают такую идею для рекламной кампании, воплощение которой стоит очень больших денег. Более того, после воплощения этой идеи в жизнь заказчик все равно остается недоволен и хочет что-то переделать. А для этого требуется повторная организация съемок, работа фотографа, стилиста, визажиста, модели, подготовки места для съемок. При обращении к широким возможностям фотоагентства взаимодействие с заказчиком становится гораздо менее нервным, так как он видит готовый продукт и может выбрать то, что ему по-настоящему нравится.

Вы сотрудничаете только с профессиональными фотографами или с любителями тоже?
Мы работаем только с профессиональными авторами и предъявляем достаточно высокие требования к изображениям.
Особенно приятно сознавать, что мы помогаем талантливым людям стать известными и востребованными на рынке фотоуслуг. Ведь подавляющее большинство фотографов не умеют или не хотят заниматься коммерцией, и их крайне интересные фотоархивы просто пылятся на полках, не находя спроса.
Был случай, когда к нам пришел пожилой человек — заслуженный фотограф, объездивший весь Союз. Мы посмотрели его фотографии, довольно много отобрали для своего архива. А совсем скоро его фотографии стали активно продаваться, причем одну из них купили для рекламы. Приятно было видеть, что не только фотографии получили вторую жизнь, но и автор обрел вторую молодость.

С какой проблемой в общении с российскими фотографами вы сталкиваетесь чаще всего?
Сейчас люди серьезно и ответственно относятся к вопросам авторского права. Но однажды мы столкнулись с курьезной ситуацией, когда фотограф предложил нам уникальные фотографии Сталина, утверждая, что авторские права принадлежат ему. Спустя два дня на пороге моего кабинета появился мужчина лет сорока и показал мне «свои» снимки Сталина… Разумеется, воспользоваться ими мы не смогли, так как эти фотографии делал другой человек, чьего имени мы не знаем.
Кроме того, многие российские профессиональные фотографы просто не привыкли подписывать с людьми, которых они снимают — моделями или звездами шоу-бизнеса, — согласие на съемку с регламентацией использования изображения для СМИ или коммерческих целей.

Какие снимки сейчас востребованы больше всего?
Для журналов наиболее интересна постановочная съемка знаменитостей, эксклюзивные фоторепортажи. Если говорить о креативной фотографии, то какой-то один жанр выделить невозможно, так как все зависит от потребностей клиента.

А для продажи за рубеж?
Фотографии политической жизни и характерные сцены из повседневной жизни россиян.

Вы располагаете огромным количеством изображений зарубежных звезд. Возникают ли сложности при общении с ними в процессе размещения их изображений в российской прессе?
Я не стала бы называть это сложностями, но особенности есть. В некоторых случаях при использовании постановочной съемки звезд, они тщательно следят, как и где будет использована данная фотосессия.
Например, когда Николь Кидман разводилась с Томом Крузом, она самым тщательным образом отслеживала публикации о себе. И если в журнале готовился материал о ней, для получения ее согласия на размещение в журнале имеющихся у нас постановочных съемок всякий раз требовалось перевести материал на английский язык и дождаться, пока она с ним ознакомится. Мы понимали, что если содержание статьи не устроит звезду, она может отказать в разрешении на публикацию. Поэтому приходилось закладывать существенный запас времени на утверждение материала.

С какими трудностями при подборе кадров для Fotobank вы встречаетесь?
По понятным причинам не могу найти людей с опытом работы в такой структуре, как наша, поскольку мы оказались первопроходцами в сфере лицензирования прав на использование фото-, а впоследствии и видеоизображений в России. Однако к нам достаточно часто приходят люди, по-настоящему влюбленные в искусство фотографии. Конечно, прежде всего наши сотрудники должны освоить довольно большой объем знаний, но у тех, кто этого хочет, проблем не возникает. Новые люди появляются в основном в связи с расширением нашей структуры. Хочется провести несколько конкурсов для фотографов, пока это наши ближайшие планы.

В чем основная цель задуманных конкурсов?
Главное, помочь талантливым людям проявить свои способности в сфере создания креативных фотографий и выйти на международный уровень. Еще одна цель этого проекта заключается в том, чтобы обучить новое поколение дизайнеров не только техническим, но и правовым основам работы с изображениями. Чтобы воровать снимки стало для человека так же немыслимо, как пытаться подделывать денежные знаки. Ведь, когда мы приучаем фотографов обращаться в фотоагентства, мы прививаем им культуру общения людей цивилизованного мира, которые понимают, что поиск изображений предполагает взаимодействие с фотоагентством, где можно найти любую фотографию и, заплатив разумные деньги, получить на нее легальные права. В нашей стране многие люди пользуются ворованными изображениями просто по незнанию.
Кроме того, молодые дизайнеры получат возможность поработать с банком видеоматериалов высочайшего качества и принять участие в финале российского конкурса, который по нашей задумке должен пройти в Лондоне. А это для фотографов хороший профессиональный старт.

Марина Долина

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья