Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ЭВОЛЮЦИЯ >> ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ТВ

Воистину безгранична прозорливость служителей религии, которые в мистическом явлении сумели разглядеть одно из самых великих изобретений будущего

Принято считать, что телевидение появилось в первой четверти прошлого века. А вот служители Ватикана ведут его историю с 1252 года. Как раз с той Рождественской ночи, когда с монахиней католического монастыря Кларой произошла чудесная история. Она заболела и не пошла на Рождественскую службу в храм. Но ей очень хотелось участвовать в великом таинстве, и она горячо молилась в своей келье. И тогда случилось чудо: Клара услышала молитвенное песнопение, а потом на стене появилось изображение праздничной мессы. Ссылаясь на эту легенду, католическая церковь объявила святую Клару покровительницей телевидения.

Большую часть информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Психологи считают, что визуальная (зрительная) информация гораздо полнее, чем аудиальная (слуховая) или кинестетическая (сенсорная). К тому же она более объективная, лучше понимается и запоминается. У многих народов есть пословицы и поговорки, утверждающие превосходство визуальной информации над всеми другими ее видами. Например, китайская мудрость гласит, что если один раз увидеть море, то можно рассказывать о нем от луны до луны. А русская поговорка утверждает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не удивительно, что уже наши далекие предки пытались сначала сохранять визуальную информацию, а затем и передавать ее на расстояние. С первым было относительно просто. Об этом свидетельствуют многочисленные и разнообразные примеры наскальной живописи, которые потом трансформировались в письменность, живопись, картографию. С передачей информации на расстояние было гораздо сложнее.

Фолк технолоджи

Это был долгий, сложный, но неизбежный путь. Кажется, сама природа позаботилась о том, чтобы человек прошел его. Она окружила людей многими чудесными световыми и оптическими явлениями. Долгое время люди не могли дать объяснения, почему в воде появляются отражения предметов, а в пустыне — миражи. Не меньше недоумения вызывали психологические процессы — воспоминания о событиях и людях, сновидения, видения, галлюцинации, наконец. И это только то, что было доступно обыкновенным людям. А ведь наверняка были и такие, кто обладал экстрасенсорными способностями. Они — провидцы, пророки, ясновидящие — были магами и колдунами, которым поклонялись и безоговорочно верили. Многого люди не могли объяснить, но зато они могли мечтать, фантазировать, сочинять сказки. «Покатилось яблочко по золотой тарелочке. И появились на ней города невиданные, моря глубокие, горы высокие, звери невиданные…» Чудище из известной сказки С. Т. Аксакова тоже общается с любимой девушкой вполне «телевизионным» способом. Чтобы не испугать ее своим безобразием, оно общается с будущей невестой посредством огненных букв, которые появляются на стене. Но любая сказка рано или поздно становится былью…

Телевидение в современном понятии представляет собой средство связи, передающее изображение на расстояние. Оно связано с преобразованием оптического изображения (световых лучей, отраженных оригиналом) в электрические сигналы, передачу их на расстояние, а затем обратное преобразование электрических сигналов в видимое изображение. Другими словами, телевидение имеет составной характер. Оно смогло появиться только после того, как были сделаны открытия в области оптики, выяснена природа происхождения света, изучены особенности физиологии человеческого глаза, открыто электричество.

PR для бога Солнца

Сейчас это называется «конджюрингом» (англ. conjure) — искусством выполнять трюки с использованием аппаратуры. Но в древности это было чудом, божественным явлением, магией. Хиерофанты (хранители мудрости) не чурались использовать различные приборы для того, чтобы демонстрировать доверчивым людям чудеса. Одним из приборов, позволяющих сделать это, была камера-обскура.

Камера-обскура — это ящик, сделанный из светонепроницаемого материала. В одной из его стенок имеется небольшое отверстие. Если отверстие обратить к светящемуся предмету, то внутри ящика на противоположной стенке получится его перевернутое изображение. По сути, этот простой прибор является основой проекционного аппарата, который используется при создании фотокамер, киносъемочной аппаратуры и передающих телевизионных устройств.

На протяжении долгих веков хранил свою тайну знаменитый египетский храм в Абу-Симбеле (XIII век до н.э.). Он был построен, а точнее, вырублен в скале по приказу Рамсеса II, который вошел в историю еще под одним именем — Рамсес Великий (1301 — 1235 года до н.э.). Этот отважный воин, удачливый завоеватель, мудрый правитель имел все основания считать себя личностью неординарной. Его амбиции были так велики, что еще при жизни он повелел считать себя богом Солнца. Древние египетские зодчие построили в его честь храм. В главном его зале расположены 20-метровые статуи богов Амона-Ра, Хармакиса, Птаха и самого фараона. Все они имеют одно лицо — земного божества Рамсеса Великого. Но как бы ни трепетали современники перед могучим властителем, свою причастность к пантеону нужно было как-то реально доказать: портретного сходства было явно недостаточно. И это было сделано блестяще. Два раза в год — 22 февраля, в день рождения фараона, и 22 октября, в день его коронации — в храме происходили уникальные световые представления. В шесть часов утра первый луч солнца проникал через вход в храм, освещал коридор длиной 65 м, который вел к культовой нише святилища. И что самое удивительное — он ни на секунду не касался фигуры Птаха, задерживался по шесть минут на скульптурах Амона-Ра, Хармакиса и целых 12 минут ярко освещал Рамсеса II. Известным французским исследователям А. Бонневалью и Л.Кристофу удалось объяснить тайну древнего храма. Устройство, с помощью которого священнослужители совершали «чудеса», действовало по принципу камеры-обскуры. И храм, и это устройство сохранились до наших дней, так что теперь уже нет никаких сомнений: действительно, более 3000 лет назад люди умели получать оптическое изображение, проецировать луч света в заранее выбранное место. Это и сейчас поражает: ведь для того чтобы устроить такое «чудо», жрецам и строителям храма надо было точно рассчитать, где будет находиться солнце в определенный день и час, и соответственно сориентировать сооружение. А потом еще с необычайной точностью и незаметно для других сделать в стене храма отверстие, учесть угол падения спроецированного солнечного луча так, чтобы он упал точно на лик каменной скульптуры фараона.

Это не единственное упоминание о подобных чудесах в древности. Историк  И. Соколов обнаружил упоминание о камере-обскуре в Библии. В пятой главе «Книги пророка Даниила» рассказывается, как во время пира, который устроил вавилонский царь Валтасар, на стенах его дворца возникли слова «мене, мене, текел, упарсин» (исчислено, взвешено, разделено). И если это не выдумка, комментирует автор, то это могло быть показано только с помощью проекционного аппарата. О том, что камеры-обскуры были в Древнем Риме, свидетельствует тот факт, что при раскопках города Геркуланума, разрушенного во время извержения Везувия в I веке н. э., была найдена модель этого проекционного аппарата. Поэтому можно сделать вывод, что процесс накопления научных идей и открытий, подготовивших почву для создания телевидения, начался очень и очень давно.

Во мраке суеверий

Для своего времени камера-обскура действительно была непонятным чудом. Соперничать с ней, пожалуй, могло только увеличительное стекло, которое, как в последствии оказалось, для телевидения вещь тоже совершенно необходимая, так как обладает свойством фокусировать изображение. Но тогда об этом, конечно, даже и не догадывались, а использовали стекло совсем в других целях. Археологи утверждают, что китайцы не только изобрели порох, открыли технологию производства фарфора, шелка и т.д., но уже в VI веке до н. э. делали простейшие оптические приборы — линзы. На территории Поднебесной были обнаружены куски отшлифованного горного хрусталя в металлической оправе. Китайцы называли их «огненные жемчужины» и использовали во время весенних праздников для возжигания от солнца нового годового огня. Потом секрет изготовления линз был надолго утерян.

Но в XIII веке на научном небосклоне Европы возникает имя английского философа, естествоиспытателя, монаха Роджера Бэкона (1214 — 1294). Именно он был первым европейцем, который соединил камеру-обскуру и увеличительное стекло. То, что у него получилось, современники назвали «латериа магника» — «волшебный фонарь». По сути, он представлял собой проекционный аппарат. Но едва ли Бэкона можно назвать изобретателем «волшебного фонаря». Принцип его действия был известен гораздо раньше. Но тем не менее Бэкону пришлось жестоко поплатиться за изыскания в области оптических явлений. В своем труде «Опус Майус» Бэкон подвел итоги оптических наблюдений древних арабов, китайцев, греков и предсказал, что когда-нибудь оптические приборы будут такими совершенными, что с их помощью можно будет создавать чудесные телескопические и микроскопические эффекты. За подобную ересь с ним посчиталась Святая Инквизиция, которая никогда не приветствовала чудес, сотворенных руками людей. И только спустя почти 400 лет упоминание о «волшебном фонаре» снова появилось в европейской научной литературе. Он был описан Джоном Батом в его книге «О тайнах природы и искусства» в 1634 году. Но в научной литературе Востока такие устройства были описаны намного раньше. Первое упоминание о «волшебных фонарях» встречается в хрониках времени второго циньского императора Эр Ши Хуан-ди, правившего в 209 — 207 годах до н. э. Фонари имели разные конструкции, но у них был общий принцип действия. На бумагу наносился ряд рисунков, которые двигались друг за другом вручную или при помощи привода, например, лопастей, вращающихся под воздействием горячего воздуха от горящей лампы. Изображение проецировалось на стену. Для большего эффекта использовали клубы дыма и звуковое сопровождение. В XI веке подробно описал действие «волшебного фонаря» арабский ученый Хасан ибн Хасан, известный в Европе под латинским именем Альгазен (965 — 1038). Таким образом, можно сказать, что «волшебный фонарь» изобретали неоднократно.

Но патент на изобретение, которое в заявке именовалось «проекционным аппаратом», был выдан только в 1799 году физику А. Робетсону. Предприимчивый ученый решил сначала получить прибыль от своего изобретения, а уже потом запатентовать его. В 1797 году он открыл в Париже зрелищное заведение, в котором при помощи проекционного аппарата показывал «духи умерших». Желающих пообщаться с тенями близких людей было множество. Людское суеверие и собственная корысть помогли сколотить Робертсону небольшое состояние. Интересно, что прекратить свои опыты физик решил после того, как один из посетителей захотел пообщаться с казненным Людовиком XVI. Робертсон посчитал, что ввязываться в политику, даже таким нетривиальным способом, не стоит.

Что увидел дворецкий

Дерзость человеческого воображения воистину безгранична. Научившись проецировать неподвижное изображение, люди вознамерились воспроизвести движение. И здесь придется опять вернуться в глубокую древность. Уже в то время были попытки понять, что такое свет и каким образом он связан со способностью человека видеть окружающий его мир. Эту взаимосвязь пытались объяснить по-разному. Так, известный древнегреческий математик и философ Пифагор считал, что все видимые предметы выстреливают крохотные частицы, которые, попадая в глаз, создают образ предмета. Современник Пифагора Эмпедокл придерживался противоположной точки зрения: это глаз человека излучает некие неуловимые щупальца, способные захватить предмет и донести до человека порции света, из которых состоит его видимый образ. Но все античные ученые соглашались с тем, что после прекращения светового раздражения глаз способен на очень короткое время сохранять зрительные ощущения.

Уже в Древней Греции знали, что дает возможность создавать из отдельных статичных фрагментов иллюзию движения. Об этом писал, например, Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей». Эта способность человеческого зрения получила название «стробоскопический эффект». Но найти ей какое-то практическое применение исследователи смогли лишь в эпоху Возрождения. И первым, кто это сделал, был Леонардо да Винчи. Он изобрел прибор, названный им «стробоскопом», с помощью которого можно было демонстрировать этот эффект. Сохранились зарисовки и чертежи устройства.

Изначально стробоскоп представлял собой два диска, вращающихся на одной оси. На одном диске рисовались фигуры в различных фазах движения. На другом диске были прорезаны щели, через которые можно было видеть картинки. При вращении дисков через смотровое окошко можно видеть последовательно на короткое время каждый из рисунков. Это расчлененное по времени на дискретные фазы движение объекта воспринимается как образ, совершающий непрерывное движение.

Будущие создатели телевизионной техники впоследствии использовали эту очень важную идею. Для передачи каждого изображения в их распоряжении имеется довольно много времени — порядка 100 миллисекунд (около одной десятой секунды). По этому принципу воспроизводится движение в кинематографе и телевидении. На длинной прозрачной ленте (кинопленке) идут один за другим статичные кадры, которые проецируется на экран. После проекции каждого кадра на какое-то время наступает темнота, так как изображение перекрывается специальным устройством — обтюратором. За это время кинопленка «продергивается» еще на один кадр и снова проецируется на экран. Возникает иллюзия непрекращающегося движения. Например, за 90 минут демонстрации движущегося изображения почти 25 минут царит полная темнота.

Зрелище движущихся предметов поражало современников Леонардо. Но тем не менее широкая публика воспринимала этот прибор как занятную, но совершенно бесполезную игрушку. И это было действительно так. На принципе иллюзии движущихся изображений были созданы зоотроп, мутаскоп, тауматроп — забавные и познавательные игрушки. Они демонстрировали редких животных и растения, архитектурные памятники, виды городов. Для взрослой и сугубо мужской аудитории были и менее безобидные сюжеты. Один из сохранившихся до нашего времени мутаскопов показывает то, «что увидел дворецкий через замочную скважину».

Но были случаи, когда эти игрушки использовали для вполне серьезных целей. С их помощью можно было делать механические зарисовки предметов окружающего мира. В середине XVIII века в России была распространена так называемая «махина для снимания першпектив». Она представляла собой походную палатку, в которой находился очень интересный прибор. Это был ящик с двояковыпуклой линзой на передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом на задней. С его помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и других русских городов.

Электрический взрыв

В августе 2000 года исполнилось 100 лет с того времени, как стал употребляться термин «телевидение». Впервые он прозвучал в устах нашего соотечественника Константина Дмитриевича Перского (1854 — 1906), сделавшего доклад на 4-м Международном электротехническом конгрессе в Париже в 1904 году. До того времени передачу изображения на расстояние чаще всего называли «электровидение», «электрическая телескопия», «радиотелескопия». Другими словами, даже не очень сведущему в вопросах физики человеку было понятно, что изображение передается при помощи электросигналов. И поэтому, как бы ни было важно и интересно все, что связано с доэлектрическим периодом «дальновидения» (а это, кстати, еще одно дотелевизионное название), без революционного взрыва в физике, который произошел после открытия электромагнитных волн, создание телевидения было бы невозможно.

Лариса Кабанова

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.
 
 
 
 
 
ЭВОЛЮЦИЯ >> Генеалогическое древо ТВ






Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья