Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
БРЕНД >> ПЕРФЕКЦИОНИСТ

Основатель компании с оборотом около $10 млрд считает себя простым деревенским мальчишкой, которому просто повезло в жизни

Чарльз Эрген, основатель компании EchoStar, которая является второй в списке ведущих провайдеров спутникового телевидения США, — личность, безусловно, неординарная. Он щедр с клиентами и с готовностью вознаграждает их за лояльность. В то же время Эрген жестко настроен по отношению к конкурентам. Оборот компании составляет сейчас около $10 млрд, но EchoStar сохранила повадки стартапа, которому нужно уметь кусаться, чтобы не стать добычей более крупного хищника.

Чарльз Эрген (которого обычно называют просто Чарли) родился в 1953 году в штате Теннесси. Сам он любит изображать из себя этакого деревенского парнишку, которому просто повезло в жизни. Правда, с таким образом как-то не вяжется папа — физик-ядерщик, который, согласно легенде, осенью 1957 года взял маленького сына посмотреть на пролетавший над Америкой первый советский спутник. Символичная деталь! Ведь во взрослой жизни Чарли оказался прочно связан со спутниками.

В школе юный Эрген был душой общества, во многом благодаря игре в баскетбол, который очень популярен в Теннесси. Небаскетбольный рост не мешал, а, наоборот, помогал ему вырабатывать боевой характер. «Это стало отличной подготовкой к тому, чтобы, будучи маленькой компанией, соревноваться с многомиллиардными гигантами. Я научился наступать на ноги противникам, чтобы они не могли прыгнуть высоко», — вспоминал он.

Из казино — в большой бизнес

Высшее образование Чарли Эрген получил в университете Теннесси, а в 1976 году окончил еще и МБА. Его взяли на работу в пищевой гигант Frito-Lay, но там он продержался всего два года, а затем решил уйти «на вольные хлеба». Несколько лет зарабатывал на жизнь как финансовый консультант, а попутно искал возможность начать собственное дело.

В свободное от работы время Эрген профессионально играл в блэк-джек и на этой почве сдружился с Джимом Дефранко. Однако игорная карьера друзей продолжалась недолго: в один прекрасный день их выгнали из лас-вегасского казино, заподозрив в подсчете карт (так называется стратегия выигрыша в блэк-джек, которую многие казино расценивают как мошенничество).

Лишившись возможности испытывать судьбу за карточным столом, Эрген и Дефранко решили рискнуть в бизнесе. Друзья занялись поставкой спутниковых антенн в сельские районы штата Колорадо — из-за географических особенностей этого региона другие способы приема телевизионного сигнала там были малодоступны. Третьим компаньоном стала невеста Чарли — бывшая стюардесса по имени Кенти. Сложив вместе все имевшиеся у них сбережения, партнеры наскребли $60 000 стартового капитала и основали компанию EchoSphere (позднее она была переименована в EchoStar). Для демонстрационных целей были приобретены две огромные тарелки, которые Эрген и Дефранко погрузили в грузовик и повезли показывать потенциальным клиентам. Но по дороге из-за сильного урагана машина попала в аварию, и одна из тарелок разбилась. Будущее новой компании повисло на волоске. К счастью, друзьям удалось пристроить уцелевшую тарелку и найти заказчиков.

Первые десять лет компания провела в относительной безвестности. В основном EchoSphere продавала большие тарелки, установка которых стоила покупателям до $20 000. Удовольствие недешевое даже для богатой Америки. Компания сводила концы с концами, и, чтобы выйти на новый уровень, ей нужно было перейти на более массовую продукцию. Эрген следил за техническим прогрессом и, когда начали появляться тарелки меньшего размера, стал пробиваться на новый рынок. Уже в 1987 году он обратился в Федеральную комиссию связи с просьбой выдать ему лицензию на право заниматься непосредственно спутниковым вещанием. Рассмотрение заявки шло медленно, только в 1992 году Эрген наконец-то получил лицензию, а также место на орбите под будущий спутник.

Главный по тарелочкам

Свою сеть Эрген окрестил незамысловато — Dish Network. Таким образом он надеялся впечатать в сознание потребителей нехитрую ассоциацию: хочешь приобрести спутниковую тарелку — обращайся в Dish (что в переводе с английского и означает «тарелка»).

В отличие от конкурентов, и прежде всего сети DirecTV, за которой стоял известный производитель оборонной техники — компания Hughes (одно из подразделений General Motors), Эрген не мог похвастаться ни влиятельными союзниками, ни глубоким карманом. Чтобы поднять необходимый капитал, он выпустил бросовых облигаций на $335 000, набрал кредитов и экономил на чем только можно. К примеру, штаб-квартира EchoStar расположилась в помещении супермаркета, которое Эрген дешево приобрел на распродаже имущества некой обанкротившейся фирмы. Свой первый трансляционный центр в 1994 году EchoStar построила в штате Вайоминг, так как там электроэнергия стоила на порядок дешевле, чем, скажем, в Лос-Анджелесе, где находился трансляционный центр DirecTV. Сотрудники EchoStar должны были летать в служебные командировки только бюджетными рейсами и делить гостиничные номера с коллегами. Исключений не делалось даже для самого босса. В течение многих лет только Эрген мог подписывать чеки на сумму свыше $10 000. На это уходило добрых несколько часов в неделю, но зато глава компании получал дополнительную возможность держать траты под личным контролем.

Эргену удалось сэкономить даже на запуске первого спутника в 1995 году. В партнеры он выбрал некую китайскую компанию, пообещавшую дешевый, но сердитый сервис: шансы успеха оценивались всего лишь в 50%. Барбара Салливан Ререг, одна из бывших топ-менеджеров EchoStar, вспоминала впоследствии, как сотрудники наблюдали в прямом эфире трансляцию запуска. Никто не предупредил их, что китайцы используют иную систему последнего отсчета, и, когда после слова «один» ракета не взлетела, большинство зрителей решили, что это конец. «Сердце остановилось не только у меня, но, наверное, еще у трех сотен человек. В студии воцарилась такая тишина, что можно было услышать звук падающей булавки. Нам показалось, что запуск провалился, а вместе с ним — наши карьеры». Переживали не только рядовые сотрудники, но и сам Эрген. «Случись что — и мне пришлось бы снова стать бухгалтером», — поделился он потом переживаниями со зрителями своего телешоу. «А я снова бы пошел торговать вином», — поддакнул Джим Дефранко. Опасения, кстати, были не такими уж беспочвенными. Шесть недель спустя спутник конкурентов, который вывела на орбиту все та же китайская компания, просто-напросто упал.

Город имени компании

На чем Эрген не экономил, так это на клиентах. Уже в 1996 году он начал продавать комплекты оборудования по $199, что было значительно меньше средней цены по отрасли. Одним из первых Эрген ввел практику предоставлять бесплатное оборудование подписчикам, заключившим с компанией долгосрочные контракты. Также он добился через суд права включать в свои пакеты услуг программы местных телеканалов, даже если у жителей нет проблем с приемом сигнала. А как-то раз EchoStar обеспечила бесплатными тарелками население целого городка Боулдер (штат Колорадо) — в знак признательности за то, что городской совет проголосовал против присутствия в городе одного из крупных конкурентов.

Похожий трюк компания провернула совсем недавно, в 2005 году. Она объявила о том, что в течение десяти лет будет бесплатно обслуживать жителей любого населенного пункта, который согласится переименовать его в Диш. И желающие нашлись! Любители бесплатного телевидения проживают в техасской глубинке, в городке, который прежде назывался Кларк. Правда, по словам мэра новоназванного Диша, они польстились не столько на тарелочки, сколько на бесплатную рекламу. На момент заключения сделки в городе проживало 111 человек, но к концу 10-летнего срока, по расчетам властей, население должно увеличиться до 50 000.

Другой знаменитый «популистский» прием Эргена — ежемесячное телешоу в стиле 1950-х годов Charlie Chat, в котором он регулярно появляется собственной персоной. В прямом эфире Эрген отвечает на звонки телезрителей, рассказывает о грядущих планах компании, разыгрывает ценные подарки. А иногда даже жалуется на конкурентов.

Как-то раз Эрген поссорился с руководством крупного медиа-конгломерата Viacom, которое слишком, по его мнению, задрало цены на свою продукцию (Viacom принадлежат такие известные каналы, как ESPN, MTV и Nickelodeon). В итоге вместо передач Viacom в эфир вышло то самое телешоу Charlie Chat, в котором Эрген поделился с телезрителями своей «бедой». Заодно EchoStar обнародовала телефон СЕО Viacom Мела Кармазина, чтобы неравнодушные граждане могли высказать ему все, что они думают по поводу его политики. Через несколько дней ожесточенных перебранок стороны примирились, и EchoStar заключила с Viacom новый контракт — более выгодный для себя.

Бей первым, Чарли

Вообще, Чарли Эрген пользуется в деловом мире славой человека с жестким характером. Даже когда EchoStar начала зарабатывать миллиарды долларов в год, она сохранила повадки стартапа, которому надо быть агрессивным, чтобы его не съели более крупные хищники. Недаром Эрген еще в детстве учился наступать на ноги более высоким игрокам. За годы своего существования EchoStar с кем только ни судилась — и с Hughes, и с News Corp., и с Disney, и с Microsoft, и с Comcast. «Эрген невероятно зациклен на победе, — так в 2001 году отозвался о нем Джимми Шаффлер, глава исследовательской фирмы Carmel Group. — Если люди не хотят договариваться с ним за столом переговоров, им все равно придется встретиться с ним — либо на собрании акционеров, либо в суде».

EchoStar
Тип компании: публичная (акции размещены на бирже NASDAQ)
Объем продаж в 2006 году: $9,8 млрд
Рост продаж за год: 16,5%
Чистая прибыль в 2006: $608 млн
Количество сотрудников: 21 000
Количество подписчиков: более 12 млн человек

Однако, пожалуй, самое ожесточенное соперничество у Эргена развернулось с австралийским медиа-магнатом Рупертом Мердоком. Начиналось все мирно. В 1997 году EchoStar, ASkyB, принадлежащая Мердоку, и MCI договорились о партнерстве в области спутникового вещания. Предполагалось, что совместное предприятие, получившее у аналитиков условное название «Звезда смерти», станет новым лидером в сегменте платного телевидения. Однако неожиданно для многих Мердок вышел из сделки. Разгневанный Эрген обвинил его в нарушении контракта и обратился в суд с иском на $5 млрд. Всю сумму он не получил, зато унес в клюве неплохие отступные, в том числе два спутника и телецентр. Но осадок, видимо, остался.

Случай отомстить представился в 2001 году. За год до этого General Motors выставила на продажу свое подразделение Hughes Electronics, которое, в свою очередь, являлось владельцем ведущего провайдера спутникового телевидения в США — компании DirecTV. Мердок считался одним из основных претендентов, он подготовил сложное предложение о слиянии, которое в принципе было принято. Однако австралийский медиа-магнат пытался выторговать более выгодные для себя условия и всячески тянул время, попутно публично критикуя в прессе руководство DirecTV. Неудивительно, что владельцы Hughes Electronics обрадовались, когда на сцене неожиданно появился Чарльз Эрген. Всполошившийся Мердок поднял свою цену до $22 млрд, но так же поступил и Эрген, предложивший $26 млрд. Руководство General Motors не устояло и отложило дату объявления победителя, явно рассчитывая на то, что хозяин News Corp. даст больше. Вместо этого разгневанный Мердок попросту отозвал свое предложение. GM попыталась вернуть его в игру, пообещав отсрочить вынесение окончательного решения еще на 48 часов. Однако Мердок на это уже не купился.

В итоге 29 октября 2001 года последовало формальное объявление о сделке между General Motors и Эргеном. Если бы слияние состоялось, на свет появилась бы гигантская спутниковая телекомпания с 16,7 млн платных подписчиков в активе. Но столь масштабная сделка не могла остаться без внимания компетентных органов, следящих за соблюдением принципов конкуренции. И уж тут настала очередь Мердока вести закулисную борьбу, в которой он одержал победу: через несколько месяцев слияние было заблокировано. В 2003 году австралиец получил-таки контроль над DirecTV (в настоящий момент Мердок ведет переговоры о продаже контрольного пакета другому медиа-магнату — Джону Мелоуну).

Твердая рука

Эта относительная неудача в целом не слишком навредила Эргену и его компании. Сегодня EchoStar — по-прежнему вторая в списке ведущих провайдеров спутникового телевидения в США, причем ее отставание от лидера в лице DirecTV все сокращается. По данным самой компании, в 2006 году она перевалила рубеж в 12 млн подписчиков. Правда, обострилась конкуренция с кабельным телевидением, качество которого в последние годы заметно выросло.

54-летний Эрген по-прежнему руководит компанией твердой рукой (его изначальные компаньоны Джим Дефранко и жена Кенти Эрген также входят в совет директоров). Сам он как-то обмолвился, что будет готов оставить свой пост главы EchoStar, если на горизонте появится кто-то, способный работать лучше него. Пока очевидных претендентов нет. По мнению одной из его бывших подчиненных, «если Чарли когда-либо решит продать компанию или выйти на пенсию, он сделает это, только когда добьется всего, чего хотел. Он не тот человек, чтобы покидать бизнес, не завершив начатого. Он — перфекционист».

Лариса Левитас

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья