Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
От редактора Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс Анонсы
ВОКРУГ ТЕЛЕВИЗОРА

"Стрим-ТВ" строит сообщества охотников, рыболовов и автолюбителей

Современное телевидение стремится к интерактивному диалогу со зрителями, нацеливая контент на интересы строго определенных социальных групп. Один из немногих в России медиа-продуктов подобного рода создала компания «МТУ-Интел», владеющая проектом «Стрим-ТВ». Об этом проекте читателям журнала Comstar Community рассказывает программный директор компании Мераб Габуния.

 — Когда было запущено «Стрим-ТВ»? 
 — В коммерческую эксплуатацию «Стрим-ТВ» было запущено в мае 2005 года. Сейчас в «В МТУ-Интел» действует департамент телевизионных программ, в составе которого работают два подразделения: первое занимается ретрансляцией каналов и видео по запросу, второе — производством собственных телевизионных программ.

 — Что вы ретранслируете?
 — В пакет входит более ста всемирно известных телевизионных каналов, в том числе блоки спортивных, познавательных, развлекательных каналов, каналы для детей и для взрослых, а также эфирные каналы Российского телевидения.

 — Ваш пакет сильно отличается от того, что предлагает «НТВ+»?
 — У нас есть каналы, которые предлагают «НТВ+», «Комкор» и другие операторы платного телевидения, но есть и эксклюзивный контент, которым не располагают другие операторы. Например, каналы Manchester United и Chelsea TV, целиком посвященные соответствующим футбольным клубам. По ним транслируются матчи, обзоры, рейтинги, интервью с игроками и тренерами, новости футбольных клубов.

«Стрим-ТВ»

В пакет «Стрим-ТВ» входят более 100 телевизионных и 47 радиоканалов. Кроме того, обладатели домашнего интернет-канала «Стрим» имеют доступ к пользовательским сервисам «Стрим. Арена» (игровой портал), «Стрим. Драйв» (бесплатное дисковое пространство), «Стрим. Музыка» (льготный доступ к двум крупнейшим в России платным музыкальным архивам) и «Стрим. Фото» (хранение, демонстрация и печать фотографий). Основными дистрибуторами телевизионного контента являются компании «МТУ-Интел» и «Космос-ТВ». Телевизионный сигнал, данные для интернет-сервисов и голосовая телефонная информация передаются одновременно по высокоскоростному каналу.

 — Как строится ваш кинорепертуар?
 — Его основу составляют голливудские блокбастеры — самые кассовые, самые успешные фильмы. Обладание правами в категории pay per view дает нам возможность транслировать фильмы сразу после кинотеатрального релиза и выхода на DVD. С нового года мы существенно усилим качество нашего кинопоказа, подписав контракты с киностудиями Warner Вrothers, Buena Vista (Disney) и Paramount.

 — Какие телевизионные программы вы создаете сами?
 — Мы производим четыре телеканала — «Охота и рыбалка», «Ретро-ТВ», «Здоровое ТВ» и «Драйв». Это нишевые каналы, каждый из которых посвящен определенной теме. Мировая практика показывает, что каналы широкого профиля на платном ТВ обычно присутствуют в базовом пакете либо бесплатно, либо за символическую плату. Что касается тематических каналов, то здесь совершенно иные отношения между телевидением и зрителем. Контент точно сегментирован и рассчитан на «своего» зрителя, который готов платить существенные деньги за просмотр интересующей его программы. В результате возникают долгосрочные отношения между телевещателем и зрителем: если в стране 5% населения увлекается охотой и рыбалкой, то эти люди всегда будут смотреть канал для охотников и рыболовов.


 — Сколько людей в реальности смотрят телевизионные каналы вашего производства?
 — Исследования показывают, что аудитория каждого из этих каналов составляет около 1 млн домохозяйств в России, странах СНГ и Балтии.

 — Это соответствует прогнозам, которые были заложены в бизнес-план проекта?
 — Бизнес-план предусматривал более скромные показатели. Успех превзошел наши ожидания. Специалисты в области медиа-маркетинга объясняют это тем, что в России и в целом на постсоветском пространстве существует неудовлетворенный спрос на тематические каналы российского производства.

 — Иными словами, жителям России не хватает специализированных каналов, точно ориентированных на их интересы?
 — Да, эта ниша на телевизионном рынке еще только формируется.

 — Можете привести другие примеры, помимо четырех названных каналов, когда телевизионный контент направлен на потребности какого-либо сообщества людей?
 — Например, входящие в пакет так называемые этнические каналы — «Татарстан-Новый век», «Беларусь ТВ» и украинский «Интер+». Эти телевизионные каналы предназначены для членов соответствующих национальных диаспор, которые проживают на территории России и стран СНГ и хотят быть в курсе того, что происходит в Казани, Минске или Киеве.

 — Вы сказали «в странах СНГ». Значит ли это, что ваш телевизионный сигнал «Стрим-ТВ» доступен за пределами России?
 — Каналы собственного производства мы дистрибутируем со спутника для всех операторов платного телевидения России, стран СНГ и Балтии, но при этом в Москве «привилегированными» дистрибуторами пакета являются входящие в АФК «Система» компании «МТУ-Интел» и «Космос ТВ».

 — Ваши дистрибуторы располагают самыми современными телекоммуникационными технологиями. Как вы используете их потенциал в телевизионном бизнесе?
 — Обе компании имеют опыт построения интерактивных сервисов и в скором будущем намерены широко использовать эти возможности. Для начала каждый из каналов собственного производства — «Охота и рыбалка», «Ретро-ТВ», «Здоровое ТВ» и «Драйв» — обзаведется собственным интернет- порталом, на котором будет представлена разнообразная информация, так или иначе связанная с темой канала и потому интересная зрителю. Кроме того, на каждом портале планируется форум, где телезрители смогут обмениваться друг с другом и с нами впечатлениями об увиденном.

 — Таким образом, вы берете курс на формирование зрительских сообществ вокруг каждого канала?
 — Философия нишевого платного телевидения базируется на так называемом community, которое образуется вокруг телевизионного контента. Создание форумов — это естественный шаг в маркетинге и программной политике компании.

 — Между тем форум не единственный возможный инструмент интерактивного телевидения. Планируете ли вы создание «телевизионного гипертекста»?
- Enhanced TV — «усиленное», или «обогащенное» телевидение — это очень перспективное направление. На технологических выставках, таких как CeBIT, в последние годы было показано немало разработок в этой области. Однако реальные успехи по внедрению Enhanced TV есть только у единичных операторов. Создание интерактивного телевизионного продукта требует серьезных затрат и большого редакторского труда. Мы займемся этим направлением, но не в самое ближайшее время.

 — В том случае если вы станете развивать технологии Enhanced TV, вам потребуются сложные программные решения. Будете ли вы создавать программные продукты самостоятельно?
- Скорее мы приобретем уже готовые программы, которые доступны на мировом рынке информационных технологий.

Enhanced TV

Телевидение и Интернет в ходе конвергенции стремительно сближают позиции, в скором будущем граница между ними станет весьма условной. Цифровое телевидение позволяет передавать в эфир не только собственно программы, но и дополнительный интерактивный контент к ним. «Картинка» на экране телевизора становится подобием www-портала, зритель перемещается по порталу по средством обычного пульта управления телевизором. Представим, что на экране транслируется рок-концерт. При помощи активных ссылок зритель может посмотреть досье группы, ее дискографию, фотогалереи, забронировать билеты на следующий концерт или скачать из музыкального архива понравившиеся композиции. Кроме того, он может принять участие в интерактивных рейтингах — например, проголосовать за понравившуюся песню или исполнителя. Цифровые технологии позволяют телезрителю самому компоновать программу передач, складывая в один пакет передачи, идущие в разные дни на разных каналах, подобно тому, как покупатель супермаркета складывает в корзину товары с разных полок.
Все эти технологии принято объединять термином Enhanced TV. В том или ином виде эти функции «расширенного» телевидения осваивают операторы цифровых каналов, в частности, компании, занимающиеся развитием платного спутникового и кабельного ТВ. По оценке исследовательского агентства Screen Digest, объем рынка платного телевидения в Европе в 2004 году составил свыше 20 млрд. евро, а в 2005-м число пользователей систем платного телевидения в Европе достигнет 50% от общего числа жителей. В США, по оценкам экспертов, платным телевидением охвачено до 90% домохозяйств.

 — Какие другие инструменты интерактивного телевидения уже есть в вашем арсенале?
 — В этот ряд входит сервис NVOD. Это разновидность технологии video-on-demand. Киноканалы, входящие в пакет, организованы таким образом, что образуют своеобразный многозальный кинотеатр. В этом виртуальном кинотеатре фильмы транслируются с интервалом 1 час. Зритель может найти картину, которая его интересует, и включить ее в удобное для себя время. В течение месяца мы показываем 12 кинопремьер. Следующим шагом в развитии этой технологии станет полноценный сервис video-on-demand, позволяющий зрителю смотреть фильм в любое удобное время.

 — Как строится сетка вещания каналов собственного производства?
 — «Охота и рыбалка», «Ретро-ТВ», «Здоровое ТВ» и «Драйв» — это круглосуточные каналы. Каждый из них включает 8-часовой блок оригинальной информации, который в течение суток повторяется трижды. Такова обычная практика платного телевидения.

 — Вернемся к контенту телевизионных программ. Каково содержание «Охоты и рыбалки»?
 — Этот канал рассчитан прежде всего на мужскую аудиторию. Студийная часть эфира посвящена тематическим вопросам — например, приобретению и хранению охотничьего оружия. В их обсуждении принимают участие специалисты, в том числе юристы. В студии проходят ток-шоу, гостями которых бывают корифеи охотничьего и рыболовного дела. Остальные передачи проходят, как того требует формат канала, «на пленэре». В Подмосковье немало мест, идеально подходящих для рыбалки или охоты. Мы включаем в программу репортажи из этих точек. Впрочем, на канале появляются репортажи и из весьма отдаленных от цивилизации мест планеты. К примеру, из Арктики, если мы рассказываем об охоте на белого медведя. Замечу, что рассказ об охоте не означает убийства зверя. Охота на белых медведей запрещена.

 — «Драйв» — это тоже мужской канал?
 — Как показывают социологические исследования, почти половину его аудитории составляют женщины. «Драйв» — это канал не столько об автомобилях, сколько о мобильном образе жизни. Мы рассказываем об автопутешествиях по России и зарубежным странам, об известных людях и их автомобилях. Помимо этого на канале есть передачи, посвященные форсажу и тюнингу автомобилей, стритрейсингу, тест-драйву…

 — У ваших каналов есть свои «лица»? Вы приглашаете на роль ведущих телевизионных звезд?
 — В условиях нишевого телевидения это необязательно, а иногда и противопоказано. Зритель нишевых каналов предпочитает получать информацию, как говорится, из первых рук. Именно поэтому мы стараемся приглашать в качестве ведущих авторитетных специалистов, к мнению которых прислушиваются и доверяют.

 — Чему посвящен медицинский канал?
 — Здоровому образу жизни, красоте человеческого духа и тела. Есть передачи, адресованные будущим родителям, посвященные воспитанию детей, а также тем хобби, которые помогают поддерживать здоровый образ жизни. Кроме того, здесь транслируются российские и зарубежные документальные фильмы, рассказывающие о достижениях медицинской науки.

 — А как вы позиционируете канал «Ретро-ТВ»? 
 — Канал рассчитан на тех, кому интересна история страны, история советского и российского телевидения. На «Ретро-ТВ» зрители могут встретиться с персонажами, вместе с которыми они выросли. В блоке «Ретро-Давно» идут передачи, созданные до 1991 года — например, «Кабачок 13 стульев», «Голубой огонек», «Ираклий Андроников рассказывает», «Взгляд». Каждую субботу мы транслируем материалы со съездов КПСС. В блоке «Ретро-Недавно» показываются наиболее популярные передачи, созданные в течение последних десяти лет телекомпаниями АТВ, ВИД, Ren- ТВ, «Игра»… Что же касается «Ретро-Вчера», этот блок предназначен для наиболее рейтинговых передач, прошедших без повторов в эфире центральных каналов на минувшей неделе. Запуск этого проекта был продиктован не ностальгией о прошлом, а пониманием того, что среди наших зрителей есть люди, для которых с уходящей эпохой связана если не вся жизнь, то молодость точно. Это и есть нормальный принцип нишевого телевидения — дать любому подписчику возможность смотреть то, что интересно ему, а не телевизионному чиновнику.

 — Как будет развиваться ваш телевизионный проект далее?
 — Мы планируем наращивать мощности по созданию собственного телевизионного контента и запускать новые каналы. Какие именно и когда — решим в ближайшее время. Новых каналов будет минимум один, максимум — три.

Александр СЕРГЕЕВ


 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх    Предыдущая статья  Следующая статья