Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ЯХТИНГ >> БРАТСТВО ПОД ПАРУСОМ

Александр Плавинский готов отправиться на яхте в кругосветное путешествие

Увлечение парашютным спортом у Александра Плавинского, системного администратора ООО «Мир увлечений», со временем трансформировалось в страсть ходить под парусом. Здесь много общего - парус или «крыло», ветер и ощущение абсолютной свободы.

Как вы стали яхтсменом?
Началось с того, что меня пригласили в Москву на работу. И однажды мой товарищ рассказал, что его шеф купил яхту и набирает экипаж. А поскольку он знал, что я занимался водным туризмом чуть ли не с детства, к тому же холост, а стало быть, имею много свободного времени, то и предложил мне попробовать себя в качестве яхтсмена. Так, в 2004 году я впервые стал ходить на яхте как член экипажа. Мне это дело очень понравилось.

Где плавали, будучи туристом?
В байдарочных походах я был в Карелии, на Кольском полуострове. Поскольку до Москвы я жил в республике Марий Эл, то очень много путешествовал на байдарках по нашим марийским рекам, речкам, озерам. Там их так много! Кроме этого, занимался спортивным ориентированием и прыгал с парашютом.

И сколько прыжков у вас за плечами?
Под сотню, наверное, наберется.

Это правда, что во второй раз прыгать страшнее, чем в первый?
Это действительно так. А еще страшнее - третий, пятый, десятый прыжки... Уже потом, когда станешь настоящим спортсменом, когда парашют начнешь укладывать сам, на душе становится немного спокойней. Но все относительно, как говорили наши тренеры, «не боятся только идиоты».

Говорят, в свободном падении воздух буквально распирает легкие...
Я как-то этого не заметил. Просто, наверное, рот нужно держать плотно закрытым. Я больше скажу, в парашютном спорте самое классное - свободное падение, когда ты можешь управлять своим телом в воздухе как птица. Это здорово. Потом уже начинается спуск под куполом парашюта.

Как под парусом?
Действительно, здесь много общего. И там и там движущая сила - поток воздуха, и принципы управления ветром похожи. «Крыло» (вытянутый тип парашюта) ведь состоит из набора полых поперечных «карманов», которые при заполнении воздухом под давлением образуют некие ребра жесткости. Кроме того, при продувании создается еще и реактивная тяга. В общем, здесь своя, достаточно сложная аэродинамика.

Чем вы понравились капитану яхты? Наверняка пришлось пройти какой-то отбор?
В принципе от моего товарища капитан знал про меня и раньше, до этой парусной эпопеи. Почему он выбрал меня, не знаю. Может, ему нравилось, что я постоянно вожусь с лодкой, руки из нужного места растут, работы не боюсь. Потом я достаточно спортивен: и выносливость есть, и физическая сила.
Кстати, наш капитан - очень интересный человек, целеустремленный, всегда умеет добиться поставленной цели. Парусным спортом он занимается с детства.

Прямо как в песне: «Жил отважный капитан...»?
Да, капитан с непререкаемым авторитетом.

Как называется ваша яхта?
«Бес», со счастливым номером 1313, под которым она зарегистрирована в российском спортивном реестре. Я полагаю, что две цифры тринадцать и спрограммировали название. Кстати, и номер, и название нам достались от прошлого хозяина.

Каковы параметры вашего судна?
Длина яхты от носа до кормового среза - 8,6 м, ширина от борта до борта - 2,65 м, высота мачты от дна яхты до топа - 11 м. Высота киля - 1,55 м. Вес лодки - 1760 кг. Яхта класса «четвертьтонник», официальный тип лодки - «Конрад-25Р». Сделана она из пластика, мачты металлические, из специального алюминиевого сплава. Паруса из современных синтетических материалов, очень легкие и не подверженные деформации. Собственно, это несколько слоев пленки, проложенных кевларовой сеткой. Бегучий такелаж весь из синтетики.

Какова ее скорость под парусом?
В свежий ветер она идет со скоростью 6 - 8 узлов.

Что такое узел?
Это одна морская миля (1825 м) в час. Лодки нашего класса, в общем, с такой скоростью и ходят.

А где лодка содержится?
Лодка стоит в яхт-клубе «Ореховая бухта» на Пироговском водохранилище.

Сколько в среднем лодок участвуют в обычной регате?
Бывает по-разному. На чемпионате Москвы в нашем классе приняло участие 39 лодок.

А если соревнования проходят не на водоемах близ Москвы, как судно доставляется к месту старта?
Есть два варианта. Если есть время, лодку перегоняют по воде. Некоторые своим ходом отправляются на Онежское озеро, где традиционно проходят российские регаты. Это занимает более семи дней. Но, поскольку члены экипажа - люди занятые, у всех есть основное место работы, на такие путешествия не всегда находится время. К тому же и сами соревнования довольно продолжительны!
Есть второй способ доставки - cухопутный. Для этого покупают трейлер, на который грузится яхта. Естественно, для транспортировки ее необходимо подготовить: снять мачту, тщательно зачехлить, закрепить на платформе. При этом бывают проблемы с ГИБДД, поскольку ширина лодки превышает определенные стандарты. Надо официально оформлять соответствующее разрешение на провоз негабаритного груза.

Александ Плавинский
35 лет. Холост. Образование среднее специальное — регулировщик радиоаппаратуры. Системный администратор сети магазинов «Мир увлечений».
ООО «Мир увлечений» является корпоративным клиентом компании «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы».

Перегоняете лодку по воде тоже под парусом?
Не везде можно ходить под парусами. Для этого есть подвесной мотор мощностью всего в несколько «лошадок». Больше, собственно, и не надо. Для того чтобы увеличить скорость лодки в два раза, мотор должен быть мощнее раза в четыре, а это лишний вес, лодка-то спортивная.

Расскажите о том, каковы ваши функции на яхте.
Я матрос, и можно сказать, универсальный. У нас, как правило, нет жестко расписанных ролей. Вне гонок, бывает, и на руле сижу.

Для этого надо знать азы навигации?
Да, конечно. У меня есть права рулевого второго класса. А рулевой на судне - главный. Он отдает приказы. От рулевого на яхте зависит очень много, практически все. И даже владелец яхты неукоснительно выполняет все указания того, кто рулит.

Хождение под парусом - высокое искусство с многовековой историей. А правда, что оно дает возможность парусному судну идти чуть ли не против ветра?
Сейчас парус не тот, что был в старину. Нынешний - очень сложное сооружение. Это практически крыло, обтекая которое, ветер создает тягу, наподобие подъемной силы крыла самолета. Судно может идти под углом 20 градусов в направлении встречного ветра. А поскольку у него есть киль или фальшь-киль, а также руль (все это уменьшает боковой дрейф яхты), то движение происходит практически против ветра.
Наши яхты имеют бермудское вооружение, проще сказать, паруса треугольной формы. Парус шьется из множества специально выкроенных кусков. Кроме того, есть специальные карманы по всей ширине, и в них вставляются латы - полоски пластика, которые позволяют принять более правильную форму при наполнении ветром.
Яхта против ветра идет галсами. Галсом - значит зигзагом, пересекая линию встречного ветра. Тогда и получается, что лодка идет против ветра.

Это сложная наука...
Да, осваивать ее надо годами. Ну и потом должно быть чувство ветра. Он ведь переменчивый, порывистый. А рулевой должен его ловить и использовать с максимальной выгодой для судна.

Словарь начинающего яхтсмена

Стаксель — основной из передних косых парусов. При работе с большим косым парусом, поставленным на мачте, работает в режиме предкрылка, увеличивая подъемную силу основного паруса за счет ускорения потока на внешней поверхности.
Грот — на одномачтовых судах нижний косой парус на мачте.
Спинакер — передний треугольный симметричный или ассиметричный парус, используемый только при прямом попутном ветре для развития наибольшей скорости.
Галс — курс судна относительно ветра. Судно идет правым галсом, если ветер дует в правый борт судна. И левым галсом, если ветер дует в левый борт судна.
Гик — горизонтальная подвижная (у современных яхт) рангоутная штанга, к которой крепится парус.
Шкот — элемент бегучего такелажа, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении.
Клипер — парусное судно с острыми обводами и развитой парусностью водоизмещением до 2000 тонн. Использовался для перевозки на большие расстояния чая, пряностей и других грузов.
Бегучий такелаж — судовые снасти, один конец которых закрепляется постоянно или крепится к подвижному элементу, а второй конец подается на тяговый механизм или закрепляется временно.
Кевлар — сверхпрочное синтетическое волокно, используемое в пуленепробиваемых жилетах.

Стало быть, на вашей яхте два паруса?
Три. Два - это «грот» и «генуя» (в народе говорят просто «стаксель») - треугольные паруса. «Генуя» - передний парус - ставится впереди мачты на штаге (передней оттяжке мачты). «Грот» располагается позади мачты и крепится на самой мачте и гике. Это основные два паруса. И есть еще третий. В нашем случае - «спинакер», такой пузатый парус впереди, ставится когда судно идет по ветру полным курсом.

Как вы полагаете, из шелка можно делать паруса?
Вы имеете в виду «Алые паруса» Грина? Шелк тоже ведь разный бывает, но, как правило, он тянется, не подходит для современного яхтинга. Что касается вариантов цвета парусов (включая алые) - это встречается сейчас очень часто.

А вы знаете историю чайных клиперов?
Знаю.

Может, расскажете?
Чай, как известно, в прошлом был большой редкостью. И чай нового урожая каждый из судовладельцев стремился доставить в Европу как можно быстрей. Так вот, под перевозку строили специальные очень легкие суда с максимально возможным парусным вооружением. И были сорвиголовы, которые отваживались даже в шторм идти под полными парусами. В такие моменты капитан стоял на мостике с пистолетом в руках. И когда ураган уже готов был унести мачты за борт, капитан стрелял в центр паруса. Дырочку от пули ураганный ветер мгновенно превращал в дырищу, парус разлетался в лохмотья. И мачта оставалась невредимой. Это очень правдивая история. Я сам видел, что может сделать ветер - парус из современных высокопрочных материалов просто разрывается на полоски.

Яхтинг, наверное, травмоопасный спорт?
Есть специальные требования по обеспечению безопасности. Например, все обязаны быть в спасательных жилетах. Когда идешь в серьезный водоем, скажем, на Онегу, в море при серьезном ветре — обязательно пристегиваешься страховкой, чтобы за борт не унесло.

Опишите вехи «боевого» пути яхты «Бес».
Во-первых, мы принимаем участие во всех соревнованиях для нашего класса яхт, которые проводятся в Москве и Подмосковье. А их много. Это чемпионат Москвы, Банковский кубок, «Осенние ветра» и другие. На чемпионате Москвы в прошлом году мы были десятыми. Принимали участие и в Верхневолжской регате на приз губернатора Тверской области, были на Кубке Московского моря (Иваньковское водохранилище). Гонялись на Онеге, на Псковском озере. Участвовали и в международной регате на Кубок Эстонии. Помимо нас в Кубке Эстонии участвовали еще четыре российских экипажа.

Каких результатов достигли?
Нас пугали, что с эстонской стороны в регате участвуют специально подготовленные лодки, которыми управляют классные экипажи, к тому же и положительный эффект родных стен нельзя сбрасывать со счетов - они акваторию знают как свои пять пальцев. Предрекали, что мы будем очень далеко позади эстонских лодок. Но в результате только первое место заняла эстонская яхта. Остальные места - со второго по пятое - россияне.

Не боитесь, что вас больше не будут приглашать?!
Все нормально. Эстонские яхтсмены - отличные ребята. И все расхожие шутки по поводу «горячего» местного темперамента, а также плохого отношения к русским - не более чем шутки. Если, не дай Бог, попал в трудную ситуацию, всегда помогут, чем смогут. Вне зависимости от того, русский ты, эстонец, латыш или немец. Все, кто ходит под парусом, образуют некое братство, где существует своя этика, правила поведения, и не только на воде.

Под парусом
Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях — прочная пленка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии, при которых весь парус изготавливается из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями пленки по линиям действия на парус наибольших нагрузок.

У каждого яхтсмена есть свои истории, нештатные ситуации.
А как же! Раз шли после гонок домой. Видим, по воде плывет огромное количество надутых воздушных шариков, нарядных, разноцветных. Теплоход со свадьбой оставил этот шлейф. А у нас в экипаже есть девушка. Она-то и предложила: «Давайте шарики соберем!» Все моментально увлеклись этим занятием. Шли на моторе. И вдруг удар - нам в борт въезжает лодка побольше нашей, тоже парусная. Они, оказывается, тоже за шариками охотились, увлеклись, как и мы.

К вопросу о женщинах на борту...
Столкновение оказалось несильным. Лодки не пострадали. Зато все познакомились, поделились своими историями. Кстати, было много смешных, связанных с гиком, который перекладывается с борта на борт. Гик по-польски называется «бум». Фонетически это близко к звуку, когда зазеваешься и вовремя не нагнешься в момент перехода гика на другой борт.
Как раз по макушке и получишь. И хоть он легкий - из алюминия - звук получается очень звонкий. А может и за борт сбросить.

Скажите, о «большой» волне не мечтали? А то все по озерам да по рекам - поучаствовать бы в океанских гонках...
Во-первых, Онежское озеро - это уже достаточно серьезный водоем. Тут шторма бывают такие, что и большие суда по бухтам отсиживаются. Насчет океанских гонок - было бы время, а там и в кругосветку можно. Никто же не запрещает. Кроме того, участие в Кубке Эстонии предполагает, что часть гонки проходит именно на море.

Неужели на вашей яхте можно отправиться вокруг света?
Народ и на меньших по размерам судах в кругосветки ходит! Тем более что наша лодка мореходная. Это минимальный класс яхт, которым разрешено ходить по морям, то есть отправляться в автономное плавание.

Владимир Тен

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья