Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИСКУССТВО >> ТЕАТР ПОПАЛ В СЕТИ

ИТ-технологии состоят на службе Мельпомены

Минувшей осенью в рунете произошло событие, не имеющее аналогов в других секторах веб-сети — в эфире проходил фестиваль сценического искусства «Театральная паутина 3.0». Спектакли шли на родных театральных подмостках, и их прямую интернет-трансляцию могли видеть все, зашедшие на сайт.

Первый фестиваль «Театральная паутина» прошел в 2004 году. Правда, тогда он был больше похож на традиционные фестивали, когда все театры съезжаются на одну площадку и везут с собой через всю страну декорации и костюмы. Отличие состояло лишь в том, что спектакли транслировались в Интернете.

Многие тогда опасались, что подобная трансляция окажется безадресной. Например, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации, народный артист России Александр Калягин, выступая на открытии третьей «Паутины», сказал: «Когда фестиваль делал первые шаги, многим — не скрою, и мне в том числе — казалось, что у него нет будущего. Как можно передать по проводам магию высокого искусства, как можно оцифровать таинства сценического действа? Оказалось — можно. Сейчас мы уже знаем, с каким интересом театральные зрители во всем мире смотрят спектакли фестиваля на мониторах своих домашних компьютеров. И знаем, что их впечатления, ощущения и эмоции так же сильны, как впечатления тех, кто в вечер спектакля заполняет театральные залы».

В первом фестивале, который смотрели любители театра почти в пятидесяти странах мира, выступали коллективы «Мастерской Петра Фоменко», театров «Тень», «Геликон-опера», а также театры из Санкт-Петербурга, Перми и Комсомольска-на-Амуре. «Театральная паутина» показала, что зрителям интересен спектакль вне зависимости от того, где его смотреть — в театральном зале или у монитора.

Второй фестиваль подтвердил, что с подобным выводом согласны даже крупные театры, не испытывающие проблем с интересом публики. Например, Большой, показавший балет «Раймонда». Для Большого театра участие в проекте было еще и дополнительной возможностью сообщить поклонникам о своей полноценной творческой жизни в период ремонта основного здания и вынужденного сокращения зрительской аудитории. Этот показ кроме художественного имел и большое техническое значение: была взята еще одна высота — возможности фестиваля «доросли» до трансляции полноформатных спектаклей. Достижением второй «Паутины» стало и значительное приближение к основной цели интернет-фестиваля. Сразу два спектакля транслировались с родных площадок из Новосибирска.

И вот состоялось наиболее полное воплощение идеи виртуального фестиваля — «Театральная паутина 3.0». Трансляция проводилась из Москвы, Самары, Иркутска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, а также из Риги. Так что фестиваль стал международным и по составу участников. В течение десяти дней в Интернете можно было посмотреть спектакли самых разных жанров и направлений — от оперы и балета до драматических, кукольных и перформанса. Для зарубежных зрителей все спектакли шли с субтитрами на английском языке. Это были постановки экспериментальные, редкие, глубоко восточные и глубоко западные, традиционные и новаторские, а также спектакли, которые не могли бы принять участие в традиционных фестивалях в связи с невозможностью транспортировки без серьезных художественных потерь. Фестиваль онлайн показал, что недалеки те времена, когда каждый театр сможет приглашать зрителей со всего мира к виртуальному присутствию на любой премьере.

Показ в режиме реального времени производили две мобильные трансляционные бригады, по жесткому графику переезжавшие из города в город. Позже постановки повторялись в записи в течение суток для просмотра в разных часовых поясах. Запись велась в формате цифрового телевидения высокой четкости HDTV. Эта технология значительно превосходит по качеству изображения и звука современное телевидение. С ее помощью обеспечивается получение яркого и четкого изображения, а широкий формат и высококачественный многоканальный звук способствуют созданию полной иллюзии присутствия на театральном представлении.

Фестивальный архив решено накапливать именно в этом формате, чтобы иметь возможность в дальнейшем транслировать спектакли на будущих HDTV-телеканалах.

Сейчас для просмотра трансляции требуется обычный персональный компьютер, с достаточно скоростным и надежным каналом подключения к Интернету. Следует учесть, что подключение по обычной телефонной линии (Dial-up) со скоростями до 56 Кбит/сек. не подходит для просмотра спектаклей. При подключении по ADSL, выделенной линии, LAN обеспечивается четкий и яркий просмотр. В наиболее выгодном положении оказываются обладатели безлимитного подключения к Интернету.

«Театральная паутина 3.0»
Учредители — Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Союз театральных деятелей Российской Федерации, ФГОУ «Интерстудио», студия Артемия Лебедева и др. Идеолог фестиваля, руководитель проекта «Культу.Ru!», профессор Елена Левшина. Приняли участие 10 театров. Показаны 11 постановок и 1 концерт, которые прошли на родных сценических площадках. Зрительский состав фестиваля: 53% — из России, 14% — США, 8% — Германии, по 4,5% — Латвии и Эстонии, по 2% и 2,5% — Литвы и Канады, и даже 7 человек из Нигерии.
В общей сложности фестиваль посмотрели 18 тысяч зрителей из 46 стран мира. Техническая поддержка — Главный информационно-вычислительный центр Федерального агентства по культуре и кинематографии.

В этом году для церемонии открытия был выбран спектакль повзрослевших учеников Петра Фоменко «Онегин@точка.ru» театра Продюсерская компания «Новый театр», продемонстрировавший вечную современность пушкинского сюжета о столкновении романтического чувства и холодной души. Украшением вечера стал концерт самой независимой от отечественного шоу-бизнеса, и тем не менее собирающей аншлаговые концерты на крупнейших площадках страны, певицы Ирины Богушевской. Выпускница философского факультета МГУ, яркая звезда студенческого театра 1990-х годов, она удивляет своими песнями — то ли это театрализованный джаз, то ли кабаре-рок, как определяет свой «формат» сама певица.

В фестивальной программе был показан спектакль по мотивам поэмы Лермонтова «Демон. Вид сверху» Школы драматического искусства — Театра Европы и Творческой лаборатории Дмитрия Крымова. Жанр балета был представлен двумя данс-спектаклями «Тряпичный угол» и «Выше неба» Эксцентрик-балета Сергея Смирнова. Спектакль «Русский смех» — совместный проект трех русских театров Европы (Таллинна, Риги и Вильнюса) был сыгран на сцене Рижского русского театра имени Михаила Чехова в хореографии Аллы Сигаловой. Поставленная по новеллам Ф. М. Достоевского, постановка смело попирает привычные штампы и представляет признанного знатока темных закоулков человеческой души как юмориста.

Санкт-Петербург отметился в фестивальной программе двумя спектаклями. Первым был «Всадник cuprum» (театр «Кукольный формат»), неожиданно напомнивший всем, что кукольный театр, не менее чем любой другой, способен подняться к вершинам драматизма. Вторым — опера «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини (Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера») в трактовке знаменитого Юрия Александрова.

Идеолог фестиваля, профессор Елена Левшина, заметила: «Несмотря на то что этот проект делает рекламу театрам, фестиваль «Театральная паутина» на коммерческую основу не встанет». И это плюс, поскольку всем известно, что самая верная служба — бескорыстная, тем более служба Мельпомене.

Ирина Овчарова

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья