Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
ИНТЕРВЬЮ >> «ИСКУССТВО РОЖДАЕТСЯ В ЛЮБВИ»

Юлия Рутберг желает всем избавиться от одиночества

Третий сезон в театральном центре на Страстном бульваре с успехом идет моноспектакль в жанре кабаре «Вся эта суета». Главная героиня и продюсер постановки — Юлия Рутберг. На сцене актриса поет, читает стихи, размышляет о жизни. Яркая и темпераментная выпускница Щукинского училища, Юлия — одна из самых известных и востребованных актрис. А что происходит в ее жизни за кулисами?

Юлия, когда вы в последний раз говорили себе: «Неужели это не сон?!»
Когда Питер Гринуэй пригласил меня принять участие в проекте «Чемоданы Люпера». Меня потрясло то, что Питер, мастер и новатор в кинематографе, фантастический человек, не только говорил со мной, но и внимательно слушал, задавал вопросы, уточнял, правильно ли он меня понял. Сейчас я знаю — если рядом оказывается твой кумир, надо отметать «падучую» и пользоваться редкой возможностью общаться с ним. Очень важно, когда между людьми завязывается диалог и начинается энергообмен. Тогда великий мастер и простой смертный оказываются на равных, как два собеседника.
Был у меня и комический случай. Как-то на Московском кинофестивале я подошла к своей любимой актрисе Анни Жирардо с просьбой подписать фотографию. Анни сразу обратила внимание на мой голос и сказала, что мне нужно петь по-французски. А я и в самом деле пою в моноспектакле «Вся эта суета» песенку из репертуара Жульетт Греко. О чем сразу же и сообщила. «Какая Греко?! Она никогда ее не пела! — воскликнула дива. — Эту песню пела Пиаф!» «Какая Пиаф?!» — завелась уже я, позабыв, что спорю со своим кумиром. В общем, слово за слово, каждая на своем. «Да вы издеваетесь. Ее исполняет Греко и поет высоко», — «Ерунда. Ее пела Пиаф, и низко!» — спорили мы. Нас «разнял» переводчик. Сказал, что мы обе правы — эту композицию в разное время исполняли обе знаменитые француженки. Конечно, мы потом долго вместе хохотали: «Надо же, как завелись! И что не поделили?» Вот как бывает, когда речь идет о том, что тебе по-настоящему дорого. Стираются всякие границы и забываются светские условности.

Считается, что работа в театре связана с постоянными интригами. Вам приходилось прибегать к помощи этого оружия?
Думаю, интриганства за кулисами не больше, чем в любом трудовом коллективе, будь то больница, школа или нефтяная компания. А о театральных интригах говорят потому, что актеры — люди эмоциональные, и их скандалы получаются более бурными, чем у других. Я сама интриговать не умею. Предпочитаю существовать с людьми прозрачно — гораздо проще выразить свою позицию вслух и смотреть на реакцию оппонента. А она бывает самой разной.

Значит ли это, что вы всегда говорите правду?
Часто. По-моему, если человек — подлец, значит он подлец. Если совершил предательство, к чему молча ждать второго раза? Лучше сразу объясниться и прекратить с ним общаться. Есть люди, с которыми я давно не разговариваю.

А если просят прощения?
Прощаю, но доверять уже как-то не получается.

В театре постоянно происходит острая борьба за роли. Как вы себя ведете, когда приходится отстаивать право быть первой?
Я никогда и ничего не выцарапываю, а в конфликтной ситуации предпочитаю уступить или самоустраниться. Мне кажется, искусство — не охота и не рыбная ловля. Это осознанный вдумчивый труд при взаимном доверии. Только в таких условиях получается нужный результат, только в любви рождается искусство.

А куда же прятать сильные эмоции темпераментной женщине?
Скандал с криком — это или выхлопные газы нормальных отношений, или же суть человеческая. Если со мной работает злобный человек, генерирующий отрицательную энергию, я уйду из проекта. Если же рядом творческая личность, у которой просто не хватает сдерживающих центров для обуздания — это совсем другое дело. Например, Роман Григорьевич Виктюк на репетициях часто не говорит, а кричит. Но ведь он кричит на себя в первую очередь. Он будит в артисте зверя и пытается в своем крике передать эмоциональное топливо, чтобы тот, на кого направлен этот яростный заряд, буквально взлетел над сценой. Поэтому я всегда очень внимательно вслушиваюсь, кто кричит и про что кричит. Главное, чтобы люди не унижали друг друга. Тогда бурные сцены могут помогать снимать нервное напряжение. А это время от времени каждому из нас необходимо.

Может ли кто-то вас критиковать?
Да, конечно. Я внимательно слушаю маму, папу, Толю (муж, актер Анатолий Лобоцкий — Прим. ред.), сына Гришу. Конечно, и в театре есть люди, которым доверяю. Это большие профессионалы, и я знаю, как бы строги они ни были, своими замечаниями очень помогают мне.

Есть ли сферы, в которых вы ощущаете себя глубоко бездарной?
Да. Я совершенно бездарна во взаимоотношениях с компьютером, в вопросе вождения автомобиля, в шитье. В школе я сшила ночную рубашку с таким вырезом, что учительница долго не могла подобрать определения моим способностям к шитью. Самое обидное, что мы с моей подругой шили рубашки по одному и тому же лекалу. У нее получился «испанский сапожок», а у меня «триумфальная арка». С тех пор я к швейной машинке больше не подхожу.

Юлия Рутберг
Юлия родилась в ceмьe актера Ильи Pyтбepгa, одного из основателей cтyдeнчecкoгo тeaтpa «Haш дом». Ее называли «дочерью полка», так как нянчили ее по oчepeди вce участники студии, кoтopыx oнa до cиx пop по пpивычкe нaзывaeт «дядя Ceня Фapaдa», «дядя Caшa Филиппeнкo», «дядя Гeнa Xaзaнoв».
Выпускница Щукинского училища, актриса Teaтpa им. Baxтaнгoвa. Замужем. Муж — актер Анатолий Лобоцкий. Воспитывает сына Григория.

В каком возрасте вы начали себе нравиться?
Ни в каком. До сих пор частенько недовольна собой. Мне кажется, нравиться себе можно только, когда ты в хорошем настроении. В такие дни я себя ощущаю лет на 16 — 19. А когда прихожу после 15-часовых съемок или сложных эмоциональных репетиций, чувствую, что никто кроме старухи Изергиль или пушкинской Наины из «Руслана и Людмилы» во мне не живет. Тогда со мной трудно. Но кто обещал, что будет легко? Терпение, терпение и еще раз терпение…

Приходилось вам когда-нибудь испытывать стыд, принимая участие в том или ином проекте из-за денег?
Да, конечно. Работы, за которые стыдно, бесспорно, у меня есть.
Но если принимаю предложение сниматься в картине, неблизкой мне по духу, часто переписываю реплики персонажа. Да простят меня за это авторы! Просто стараюсь приближать то, что говорю, к своему словарному запасу и видению мира. И всегда стараюсь выступать адвокатом своих героинь. Никогда не играю дур — играю дурех, не играю гадин — пытаюсь показать, что заставило человека стать таким. Хуже всего, когда меня приглашают на роль абстрактно хорошей героини. Потому что это самое большое вранье — изображать положительного со всех сторон героя. В каждом из нас столько намешано! От того, с чем к нам подходят — с кнутом или пряником, зависит, какой гранью своего многомерного существа мы проявимся. А играть плоско неинтересно.

Как вы оцениваете художественный уровень сценариев, которые вам предлагают?
Увы, приходится признать, что хороших сценариев сейчас очень мало.

Не пробовали сами писать?
Пока нет.

Какая черта характера больше всего вам мешает жить?
Несдержанность.

Значит, вам приходится часто «наступать себе на горло»?
На горло — не пытаюсь. Так можно задохнуться. Наступить себе на хвост — могу.

С какими режиссерами вы хотели бы поработать?
С Михаилом Бычковым. Это абсолютно мой режиссер. С Гришей Козловым, Гришей Дитятковским. Конечно, хотелось бы попасть в серьезное кино к Константину Худякову, Павлу Лунгину или Никите Михалкову.

Как думаете, они разрешат вам переписывать реплики?
Вчера я пересмотрела «Утомленные солнцем». И в очередной раз убедилась — в фильме нет ни одной незапланированной импровизации, ни одного случайного эпизода. Когда фильм настолько продуман, мысль о переписывании реплик отпадает сама собой.

Хотели бы поработать вместе с мужем?
Да, конечно, но пока таких предложений не поступало.

У вас уже есть продюсерский опыт. Может, стоит подумать о новом проекте уже вместе с Анатолием?
Я действительно стала продюсером спектакля «Вся эта суета». Но теперь понимаю, какой это адский труд — продюсирование. И поскольку я себя считаю в первую очередь артисткой, затевать следующий проект не спешу.

Где мы увидим вас в ближайшее время?
Только что была премьера картины «Блюз опадающих листьев». Это достаточно неожиданный фильм, где много интересных актерских работ. Например, у Светланы Немоляевой. Мне кажется, что эта актриса — какое-то диво-дивное. Ей даже не нужны слова! В картине с моим отцом у них получился щемящий дуэт. В тех сценах, где он лежит с закрытыми глазами, она играет так, что зритель чувствует их безмолвный внутренний диалог.
К сожалению, нечто странное творится с сериалом «Иван Подушкин», который должны были показать на СТС. Очень надеюсь, что зритель увидит эту мою работу. Сыграть маму Харатьяна, притом, что он старше меня на шесть лет — дело нешуточное!
Перед новым годом должен выйти мюзикл Евгения Гинзбурга «Бедная крошка» по сказке «Дюймовочка», где я сыграла роль мыши. Волею судеб я оказалась партнершей Армена Джигарханяна. Это был настоящий подарок судьбы, песнь песней, восторг длиной в двое суток! В этой картине вообще замечательный актерский состав: Валерий Гаркалин (жук), Мария Аронова (жаба), Олеся Судзиловская (змея), Александр Лазарев (ласточка), Григорий Сиятвинда (сказочник). Джентльменский набор!
Я также занята в премьере театра Вахтангова «Королева красоты». Это драматический спектакль с уклоном в триллер и черный юмор. Кстати, на спектакль нет билетов — вот опровержение расхожего мнения о том, что публику надо бесконечно развлекать!

Питер Гринуэй
Питер Гринуэй, английский режиссер и художник, принадлежит к числу наиболее амбициозных и спорных кинорежиссеров современного кинематографа. Самые знаменитые фильмы мастера: «Контракт рисовальщика» (1982), «Зет и два нуля» (1985), «Живот архитектора» (1987), «Отсчет утопленников» (1988), «Книги Просперо» (1991), «Дитя Макона» (1993), «Восемь с половиной женщин» (1999), «Смерть композитора» (1999) и др.

Пожелайте что-нибудь нашим читателям под Новый год.
И себе и всем желаю Новый год встретить вместе с близкими, в семье. Это обязательно. Прошлый Новый год я встречала вдвоем с мужем на теплоходе в Амстердаме. Все было прекрасно, пока не начали бить куранты. В этот момент сердце у меня сжалось, я огляделась вокруг и подумала: «Зачем я здесь? Кто эти люди? Как мне было хорошо в Москве со своими родными». Тогда я поняла, что все бы отдала, чтобы оказаться с мамой, папой, Гришей и Толей за одним столом. Дома.
Желаю всем избавиться от одиночества в Новом году и всегда находить время для общения с родителями, детьми, любимыми.

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья