Ваш логин:
Ваш пароль:

Регистрация
запомнить меня
Забыли пароль?
На главную
Обратная связь
Карта сайта
Хроника COMSTAR Новости рынка Индекс
РАДИО >> КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ АВТОМОБИЛЬ

«Авторадио» присутствует в 25% российских машин

«Авторадио» входит в число наиболее успешных отечественных FM-проектов. Созданное в начале 1990-х в качестве радио, предназначенного для слушания в автомобиле, «Авторадио» и по сей день является уникальным по своему формату не только в России, но и во всем мире. На вопросы журнала Comstar Community отвечает президент «Авторадио» Александр Варин.

«Авторадио» - первая российская радиостанция, получившая престижную международную премию NAB 2005 International Broadcasting Excellence Award. Вы мечтали о международном признании 13 лет назад, когда запускали проект?
Конечно, нет. В 1993 году мы думали о том, как сделать радио, которое могли бы слушать сами. Тогда мы ничего не знали про этот бизнес и транслировали в эфире то, что нам самим было интересно. В начале 1990-х радио было центром молодежной культуры, поскольку первое, что привнесли в страну FM-радиостанции, это поток западной музыки - то, чего в советские годы мы не имели. Это было время торжества «Европы-плюс», «Радио 101», «М-радио» и т.д. «Авторадио» - первая станция, начавшая транслировать российскую музыку 1970 - 1980-х годов. Мы шли тогда поперек потока, были «белой вороной». Тем не менее это хорошо продавалось, и сомнений в том, что идея успешна, у нас не было.

Есть ли у «Авторадио» аналоги за рубежом?
Аналогов «Авторадио» в мире до сих пор не существует. Единственное, с чем его еще можно сравнивать - это «Радио-Погода». Есть еще станции, посвященные трафику и обстановке на дорогах. Как правило, это не коммерческие каналы, а государственные. К тому же работают они в сугубо информационном формате - в их «барабане» крутятся новости, погода, сводки с дорог. Это сухие, малоэмоциональные передачи. С другой стороны, автомобильную тематику (информация о пробках, заторах, автосервисе) транслируют все радиостанции. Тем не менее в России «Авторадио» сегодня доминирует, его доля - более 25% аудитории водителей, это значит, что нашу станцию слушают в каждом четвертом российском автомобиле.

Как вам это удалось?
Главное - функциональная составляющая, оправдывающая название, в автомобильной тематике мы должны быть лучшими, должны поставлять самую достоверную и оперативную информацию. Во-вторых, важна эмоциональная волна. «Авторадио» - это большой клуб. Притяжение к нему не основано на цепочке «я люблю эту музыку - я слушаю ее на «Авторадио». К нам идут за дружеским общением в формате радио-шоу. А в итоге - за единой, уникальной, клубной волной.

Но ведь в России есть и другие радиостанции, которые устроены по тому же принципу - например, «Серебряный дождь»...
Это другой клуб. «Серебряный дождь» - клуб московского среднего класса. «Авторадио» - сообщество оптимистов, людей, выросших в советское время. Оттуда их ценности, там они сформированы. При этом они не остались в прошлом, не ностальгируют по нему и возвращаться туда не хотят. Они давно адаптировались к новой жизни, зарабатывают деньги, делают карьеру. Хотя, замечу, есть и другие слушатели, которых тоже немало. Они душой остались в СССР, не приняв современную эпоху, отвергая ее.

Александр Варягин
Родился в Москве в 1965 году.
В 1982-м году окончил МАДИ с
красным дипломом. До 1992 года
занимался научной деятельностью
в области математики и
прикладной физики. С 1993 года -
основатель и президент «Авторадио»

«Авторадио» вещает на Украине, в Молдавии, Киргизии, а также на Кипре и в Монголии. С чем связан такой географический выбор?
Мы рады каждому партнеру, который готов принять сигнал «Авторадио» и ретранслировать его. «Авторадио» является одной из трех крупнейших коммерческих радиосетей России, всерьез заниматься региональным развитием мы начали в последние 5-6 лет - это очень короткий срок для строительства сети. Сегодня «Авторадио» - самая быстрорастущая сеть, в год прибавляется более 30 передатчиков. На данный момент их около 150. Во всех странах вещание идет на русском языке, даже в Монголии. В городе Эрденет находится горно-обогатительный комбинат, там живет много русских семей, а также монголов, хорошо знающих русский язык, - они выучили его еще в советское время и говорят на русском лучше, чем на родном. Одна из последних новостей - мы стали первой российской радиостанцией, начавшей вещание в Израиле. По данным крупнейшего израильского оператора сотовой связи (его международный бренд - Orange), проведшего опрос среди русскоязычной части своей аудитории, «Авторадио» - наиболее востребованная радиостанция, которую слушают через Интернет.

«Авторадио» слушают и водители маршруток, и владельцы Mercedes. Можете ли вы более точно описать состав своей аудитории?
Высокодоходные группы руководителей - это тот сегмент, где мы лидируем. Вообще же есть три большие целевые группы, в которых мы занимаем ведущие места и хотим оставаться лидерами всегда. Это, во-первых, все мужчины, вторая группа - возрастная 30 - 49 лет, третья - те, кто слушают радио в автомобиле. Эти три позиции мы считаем своими. Профиль аудитории, при котором 65% передач «Авторадио» приходится на прослушивание их в автомобиле - это уникальный опыт.

Каков уровень конкуренции на российском радийном рынке? Например, в Москве сейчас более 30 радиостанций. Это много?
В Москве 33 радиостанции. А лицензий выдано 46, в ближайшее время мы ожидаем появление еще 13 каналов. Это самый конкурентный радийный рынок в мире. Москва, Париж, Лос-Анджелес, Токио в этом смысле стоят рядом. В Лондоне, к примеру, работает 26 радиостанций. В принципе столько радиостанций рынок не выдерживает. Если вы посмотрите, как выглядит спектр радиовещания в Париже, то увидите, что треть его занимают этнические каналы, работающие на еврейскую, арабскую, армянскую диаспоры. Это - узкие, нишевые каналы. В Нью-Йорке большинство FM-станций - общественные станции колледжей и университетов. К слову сказать, В России вообще нет ни одной общественной радиостанции - тех, что делаются не на государственные и не на частные деньги. У нас есть государственные телеканалы и радиостанции, но это совсем другое. Здесь государство целенаправленно решает, что оно хочет показывать и о чем говорить. Из 33 радиостанций окупаются первые 15. Остальные являются дотируемыми - по каким причинам, не знаю. Может быть, эти проекты находятся в инвестиционной фазе развития.

Как вы строите стратегию развития «Авторадио»? Чего здесь больше - интуиции или расчета?
У нас, наверное, пополам, а вот в западноевропейских странах - голый расчет, и это очень скучно. У нас все гораздо интереснее! Мы пока плохо делаем автомобили, но зато у нас очень хорошее радио. К примеру, за что дают премию NAB International Broadcasting Excellence Award? До нас ее получила одна грузинская радиостанция за освещение революционных событий, другая награжденная - цейлонская станция - оповестила о цунами и тем самым спасла сотни людей. В случае с нами жюри было поражено масштабами автопробега, удивлено, что радиостанция может провести огромную колонну 10 тысяч километров, при этом дать 25 концертов, организовать социально значимые акции в рамках этого проекта, при этом не прекращая своей многоплановой деятельности. Никто в мире и не подозревал, что это возможно организовать силами одной FM-радиостанции.

Как вы продвигаете свой радиобренд?
«Авторадио» - событийная радиостанция, это значит, что мы постоянно придумываем и проводим какие-то акции - например, кампания «Мечты сбываются», фестиваль «Дискотека 1980-х», автопробег, футбольный матч между командой слушателей и сборной ГАИ. Все эти проекты вовлекают слушателей радиостанции в поток общей жизни. Это не просто промо-акции, это часть формата, часть ожиданий от «Авторадио». Есть, конечно, и другие ожидания, в частности, информационные - это достоверная информация о событиях на дорогах, есть эмоциональные, но главное - событийные ожидания: «что они там еще придумали»?

А действительно, что вы там еще придумали?
В этом году у нас юбилей утреннего шоу. В связи с этим хотелось сделать такой веселый тур - road-show «Мурзилок International» (ведущих «Авторадио». - Прим. ред.), чтобы они ездили по стране, давали концерты и самое важное, чего еще не делали, - вели свой эфир не по телефону, в виде репортажей, а из городов вещания «Авторадио», по которым проходит их маршрут.

Насколько сложно сделать это технически?
Сложно, но возможно. И главное, это очень эффектно. Например, представьте, даже в Москве, на какой-нибудь площади стоит машина, на ней тарелка, и оттуда идет эфир. Я могу слушать это в машине, а могу просто подойти полюбопытствовать, что-то сказать ...

До вас никто до такого не додумался?
Нечто подобное организовывали на телевидении, но на радио - нет, действительно никто не делал. Были, да и сейчас есть выездные студии: приехали на фестиваль, провели прямой репортаж.
Но здесь другой эффект, эффект блуждающего, путешествующего эфира.

Чем отличается ваш контент в 4 утра и в вечерний прайм-тайм?
Мы - сетевое радио, а оно в отличие от сетевого телевидения имеет один сигнал, который идет одновременно в Москве и во Владивостоке. Поэтому наше утреннее шоу во Владивостоке слушают в два часа дня. И в этом нет никаких проблем, поскольку это хорошая развлекательная программа, - там все ее любят. А утром там есть свое утреннее шоу, на которое мы даем специальное разрешение.

Какова доля рынка, которую вы занимаете сейчас по аудитории и рекламе?
Поскольку на радийном рынке реально конкурируют не отдельные радиостанции, а холдинги, то доля нашего холдинга - «Вещательной корпорации «Профмедиа» (входящей в тройку лидеров наряду с «Русской медиагруппой» и «Европой-плюс») - составляет 13 - 14% национальной аудитории и примерно 16 - 18% рекламного радиорынка. Мы очень близко расположены к нашим конкурентам, доли которых составляют 15 - 20%. Кстати, достаточно крупным по долям на рекламном рынке является холдинг государственных радиостанций - его часть около 10%. На региональных рынках большое место занимают региональные же компании, они растут опережающими по сравнению с Москвой темпами.

«Содружество народных корреспондентов», входящих в общественную организацию «Авторадиоклуб», - это общественное движение? Сколько членов оно насчитывает?
Как и в любом движении, активная часть не так велика - несколько сот человек. Этого вполне достаточно для того, чтобы была живая общественная организация, со своими регулярными формами активности - сборы, автопробеги. Сейчас, например, они участвуют в автопробеге по городам Московской области. Мы их приглашаем принять участие в наших акциях, они много чего делают сами, причем часто в масштабах всей страны.

Вы инициировали их создание, а они со временем стали жить самостоятельной жизнью?
В этом-то и вся прелесть - ведь мы не можем всех этих людей взять на работу! Главное, если есть идея и она хороша, то организация живет, вокруг нее объединяются люди. Но важно не перейти грань - никакой политики в этом нет. Это не политическая партия, а общественная организация досугового плана. Ее участники - веселые люди, которые любят общаться, праздновать дни рождения, ездить в гости, а не орать до хрипоты на политических митингах. Это нормальные обыватели, они все где-нибудь работают, совершенно разные в социальном плане - в диапазоне от крупных предпринимателей до простых шоферов. Тем не менее прекрасно проводят время вместе, поскольку имеют общий интерес. Это ближе к клубу любителей рыбалки, чем к общественно-политическому движению.

В вашей корпорации есть еще три новые радиостанции - «Радио Энергия», «Русские песни», «Юмор-FM». Каковы их задачи?
В современном радиобизнесе нельзя существовать без того, чтобы иметь представительства в разных целевых группах. Нужно понимать, что ни одна радиостанция не в состоянии охватить все возможные аудитории. Мы планируем поднять все четыре радиостанции на высокие ступеньки рейтинга. Просто важно, чтобы каждая из них по отдельности была успешной и крупной. «Авторадио» - среди них старейшая и самая мощная.

Совершенно не охваченной остается женская аудитория. Почему?
Действительно, женщины нами немного обижены. Парадокс, но наше телевидение не может охватить мужскую аудиторию, а радио - женскую. Доминирующая аудитория телевидения за счет сериалов, ток-шоу и прочих дневных передач - женская. На радио же все наоборот - все станции мужские. За исключением Love-radio - единственной успешной женской радиостанции и нескольких других, у которых женская аудитория чуть больше, чем мужская - например, «Радио 7».

Сегодня «Авторадио» - самая быстрорастущая сеть, в год прибавляется более тридцати передатчиков. На данный момент их около 150. Во всех странах вещание идет на русском языке, даже в Монголии

Это явление повсеместное?
Нет, такая ситуация только у нас - на Западе с этим все нормально.

У вас были инвесторы?
Радио - дело достаточно затратное, это топка, куда необходимо постоянно подбрасывать деньги, чтобы она работала. «Авторадио» - один из немногих проектов, который был куплен как готовый и успешный бизнес «Интерросом». И по сей день он продолжает быть главным акционером нашей компании.

Как вы находите звезд вашего радиоэфира - в частности, «Мурзилок»?
«Мурзилки» - вершина айсберга. Это сами по себе очень талантливые ведущие, мы их собрали из разных мест. С Захаром вместе учились в институте, Михаил Брагин - профессиональный актер, Татьяна Гордеева - в прошлом журналист. Они все из разных городов - Москвы, Ярославля, Саранска. Вместе в эфире пять лет - это большой срок.

Как вам удается совмещать математическое образование с радиобизнесом?
Математика - это не бухгалтерия и арифметика. Это логика, абстракция, а самое главное - четкая постановка задач, а потом их решение. Где применять эти навыки - в радио или животноводстве - не суть. В радио совместилась математическая часть, связанная с рейтингами, цифрами, подсчетами и очень серьезная творчески-эмоциональная часть - это мне близко. Ну, и потом в радиобизнесе очень много креативного начала - это в нем и привлекает.

Елена Семеркина

 


Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.


Наверх  Оглавление раздела    Предыдущая статья  Следующая статья